КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Имеет место исключение объемов — это случай, в котором нет ни
Имеет место включение объемов, когда объем одного понятия включен полностью в объем другого. Пусть А — это береза, а В — деревья. Имеет место совпадение объемов понятий. Такие понятия называются разнообъемными или заимозаменяемыми. 4. Имеет место пересечение объемов или частичное совпадение объемов. Например, отношение между понятиями "студент" и "отличник". 5. Имеет место отношение соподчинения, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего понятия. А — автобус, В — трамвай, С — городской транспорт. б) II этап — сравнение понятий: Сравнение — это метод, устанавливающий сходство или различие между предметами. Ситуация, когда человек не может установить сходство или различие между предметами кажется нам симптоматичной. Думается, в этом случае в чувственной сфере познания нарушены восприятие и представление данных предметов. в) III этап — синтез понятий: Синтез — это прием мысленного соединения признаков предметов, обобщаемых в некотором понятии. Это возможно тогда, когда сохраняется представление о предметности объектов, их целостности, структурности, константности, осмысленности и апперцепции восприятия и представления. г) IV этап — абстрагирование: Это вычисление некоторых признаков из их совокупности, отвлечение от всего богатства содержания предмета и сосредоточение внимания на чем-либо одном. NB: Однако в некоторых случаях абстрагирование может выглядеть обобщением, когда речь идет о "более богатой совокупности признаков, которыми обладают различные виды предметов, соответствуюшне образуемому понятию". Этот метод встречается в симпгомиой и синдромной диагностике. Вопрос 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ. Классификацию понятий можно делать по различным основаниям. Мы остановимся на традиционной схеме. а) Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Если в содержании понятия имеются признаки, отвечающие на вопросы "где?", "когда?", "какого типа?", такие понятия называются регистрирующими (или закрытыми). Если же вопросы поставить нельзя, понятие считается нерегистрирующим б) Пустые и непустые понятия. Они различаются в зависимости от того, соответствуют ли данному понятию какие-либо предметы в объективном мире или нет. В первом случаепонятие оказывается непустым, во втором — пустым (пустые понятия — "кентавр", "Пегас", "ведьма"). в) Конкретные и абстрактные понятия. Конкретное понятие г) Абсолютные и относительные понятия. Выделение этих по д) Положительные и отрицательные понятия. Эти понятия различаются иногда тем, что в первую очередь мыслится наличие определенного признака у предмета, а во-вторых — отсутствие этого признака. При этом надо иметь ввиду, что "положительность" и "отрицательность" являются соотносимыми характеристиками. Тогда в понятиях, называемых отрицательными, мыслится не отрицание их признаков относительно положительного понятия, а делается идовое Таким образом, познакомившись с "Понятием", мы рассмотрели одну из центральных категорий формальной логики, указали на формальную структуру понятий. Дальнейшее развитие этой темы — это уже дело других наук. В частности — педагогики, социальной психологии, медицины. Педагогика указывает на этапы овладения основными понятиями с детства. Медики и социальные психологи лучше других знают психику и адаптивные возможности человека со слаборазвитой понятийной системой.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |