КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Система законов мышления
ВОПРОС 1. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Система законов мышления Законы логики ЗАКОНЫ ЛОГИКИ ЛЕКЦИЯ 26 Если сознание — это осознание (понимание, осмысление), то мышление — это рациональные процедуры такого осознания. Таким образом, предметом логики является анализ стандартов, корректности, правильности понятий, суждений и умозаключений. в) Методы логики: — практическая логика (практический метод): к практической логике относятся, во-первых, имманентные суждения — теоретическая логика ( теоретический метод): это условия Таким образом, как и любая наука формальная логика имеет объект, предмет и методы исследования окружающего мира.
План: 1. Общая характеристика: а) законы логики — это законы правильного мышления человека о мире, а не законы самого мира (!); б) цель законов логики — сформулировать основания правил 2. Специфика законов логики: а) если законы естествознания описывают связь явлений природы, то законы мышления предписывают определенные б) если социальные законы (юридические акты, государственные указы, постановления и т.п.) устанавливаются людьми и имеют конкретно-исторический характер, то законы мышления имеют внеисторический, внеклассовый, общечеловеческий характер. NB: Любые законы (законы естествознания, социальные законы или законы мышления) всегда отражают внутреннюю, необходимую и существенную связь явлений. 3. Логика мышления происходит по правилам: а) правила бывают формальные и содержательные (следование которым обязательно!) б) правила бывают: — основные (они носят более общий характер); — производные (они выводятся из основных); — всеобщие (именно их обычно называют законами мышления). Существуют четыре основных закона мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. 1. Закон тождества: а) формальный вид закона — "А есть А "или "Всякий предмет есть то, что он есть ". Пример: — Библия: "Не сотвори себе кумира". То есть искусственно сотворенный идеал превратится в идола, иными словами, не наделяйте человека теми качествами, которыми он пока не обладает! Природа также работает по принципу тождества. — В философии сказано: не принимайте форму за содержание, Вывод: Этот закон тождества, закон идентичности, закон соответствия имеет различные критерии. б) Критерии тождества: —необходимо устанавливать тождество формальное и по содержанию; —необходимо устанавливать коммуникативное тождество. То
Пример: Слово "коса" — это инструмент для косьбы, вид женской прически, песчаная отмель на берегу. — Это омонимы, то есть слова одинаковые по звучанию, но разные по смыслу. Путаница возникает не только при переводе с русского языка на иностранный, но и в логике мышления, когда одно выдают (или принимают), за другое, и искажается смысл высказывания. Аналогичные ошибки могут быть с синонимией (сходство слов по значению при различии их звучания) и полисемией (многозначность какого-либо слова). —необходимо достигать определенности мысли в термине, то есть в сказанном слове, выражении. Поэтому исходная посылка в мышлении должна быть точной и корректно определенной. Многозначности в исходной посылке не должно быть. —необходимо сохранять мысленное содержание предмета рассуждения и не менять его в ходе логического развития про цесса мышления (даже если требуется сменить исходные посылки в логической технике, то есть подмены основани ямысли исключены!). 2. Закон противоречия: а) суть закона: он запрещает мыслить и рассуждать противоречиво, относит противоречивость к логической ошибке. Пример: В следственной практике противоречивость в алиби допрашиваемого позволяет следователю заподозрить ложь. Вывод: Этот закон противоречия логичнее было бы назвать "законом непротиворечивости ". б) структура логического противоречия: — имеется некоторое суждение; — имеется отрицание этого же суждения; — имеется показатель их соистинности. Все это существует одномоментно. Следовательно налицо логическая ошибка в суждении. в) формальный вид закона противоречия: "А и не-А ", где А — суждение, не-А (неверно, что А) — его отрицание; связка "и" — показатель соистинности суждения (или какого-либо утверждения) и его отрицания. Вывод: Факт противоречия в мышлении фиксируется (имеет место) тогда, когда одномоментно в логике доказательства присутствуют утверждение и его отрицание. Это логическая ошибка. г) закон противоречия содержит в себе несколько предписаний: —в структуре одного рассуждения не должно быть взаимоисключающих суждений; —критерием логичности считается непротиворечивость рассуждений; —суждения должны быть истинными, но не ложными; —необходимо выявлять явные и скрытые противоречия в структуре рассуждения; —необходимо различать реальные и мнимые противоречия. Вывод: Логическое противоречие — это соотношение взаимоисключающих понятий. д) формы противоречия: — диалектическое противоречие — это так называемое "положительное" противоречие, служащее источником движения и развития, это противоречие развивающегося знания. Пример 1: Открытие молекулы когда-то казалось пределом научного знания. Считали, что молекула — наименьшая неделимая единица живого; открытие молекулы было научным успехом, движением, развитием в процессе познания. Но затем обнаружили атом, который отверг молекулу как исходную единицу всего сущего и был шагом вперед, признаком развития. Это отрицание было положительным, означающим движение. Более того, и атом оказался сложноструктурированным феноменом и т.д. Пример 2: Суждение К.Маркса о том, что "капитал не может возникнуть из обращения равно как и не может возникнуть вне обращения" — не противоречиво, то есть не является логической ошибкой, т.к. капитал возникает в другом месте. — противоречие-парадокс — это особый вид противоречия, способный взорвать фундамент любых истин и показать их пределы. Так случилось с теорией множеств в математике. Всем известный парадокс философа Бертрана Рассела выявил бессилие теории множеств и потребовал развития математики. Парадокс Б.Рассела: Мысль Б.Рассела касается "парикмахера, который бреет только тех мужчин, которые не бреются сами". В итоге: на вопрос о том, кто бреет парикмахера, нет ответа! Ибо если он бреет сам себя, то его не должен брить парикмахер, а он и есть парикмахер. И наоборот, если его бреет парикмахер, то он не должен брить сам себя. 3. Закон исключенного третьего: а) суть закона: если есть два суждения, из которых одно является отрицанием другого, то какое-то одно из них (и только одно!) является истинным. б) формальный вид закона: "если истинно А, то неистинно не-А"и наоборот, то есть третьего не дано. в) предписания данного закона: - формирует альтернативность А и не-А и предлагает сделать выбор между ними по принципу истинности; - запрещает выбирать в качестве альтернативы еще какие-либо суждения (либо человек смертен — либо бессмертен; либо вода кипит при 100° С — либо не кипит и т.п.). Пример: Аппендицит либо лечится хирургически, либо не лечится. Альтернатива неуместна. - устанавливает отношение противоположности между альтернативами таким образом, что одна из них является отрицанием другой. Пример: Аппендицит либо лечится анальгином, либо не лечится. — утверждает, что что-либо противоположное истине всегда есть ложь. (Никакие уловки, такие, как иносказательное толкование истины, недопустимы!) 4. Закон достаточного основания: а) суть закона: всякое верное положение должно быть обо б) требование закона: исходные посылки суждения должны в) предписания данного закона: — все посылки рассуждения (умозаключения, доказательства —если какое-либо суждение является обоснованным, то его —обоснованием считается любая истинная характеристика —в обосновании суждений следует различать логическое обо г) пределы закона достаточного основания: — Принцип "универсального сомнения": этот принцип был сфор Немецкий мыслитель Г.В.Лейбниц конкретизировал этот принцип и оставил после себя положение, которое как раз и называет "законом достаточного основания". Этот закон звучит так: "Ничто не должно утверждаться без основания и даже... ничто не делается без основания". То есть основания своей деятельности, по Лейбницу человек должен находить среди положений, истинность которых ранее установлена и которые, в конечном счете, имеют опытное происхождение. — Неуниверсальный характер "закона достаточного основания". Вопреки заявлению Лейбница "закон достаточного основания" не является универсальным. Первостепенное значение он имеет для таких сфер, как наука, техника, управление. Здесь действительно ни одно утверждение, проект или директива не могут быть приняты без достаточного на то основания, то есть истинного положения, которое его определяет. И наоборот, в таких сферах, как религия или искусство, закон достаточного основания теряет свою силу. Вера как основа религиозного сознания есть антипод сомнения и не требует обоснования исходными положениями. Художественное творчество опирается на суждения о возможности, которые являются необязательно истинными. Таким образом, мы рассмотрели четыре закона логики и познакомились с основными понятиями данной темы.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |