КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь управления качеством с общим менеджментом
В ходе ознакомления с эволюцией методов управления качеством обычно возникает вопрос о месте управления качеством в системе общего менеджмента. Общеизвестно, что система научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора, взятая за точку отсчета в существовании управления качеством, является основой и для общего менеджмента. Система Тейлора включает в себя законы и правила, «которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия». Долгое время (до середины XX века) управление качеством сводилось к контролю качества продукции и относилось к инженерно-техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный характер с социально-психологическим оттенком. В то время как в области управления качеством совершенствовались прежде всего методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Ро-минга и др.), в общем менеджменте складывалась «классическая (административная) школа», основными направлениями деятельности которой являлись: описание функций управления; развитие принципов управления; систематизация управления организацией. Однако нельзя сказать, что в это время пути управления качеством и общего менеджмента разошлись. Примером тому служат принципы производительности труда, сформулированные Гаррингтоном Эмерсоном, одной из основ которых был полный, точный, постоянный учет (в том числе - качество продукции), или организационные принципы Генри Форда, опирающиеся на развитую, стандартизацию. С другой стороны, в активно развивающихся концепциях управления качеством начали появляться элементы общего менеджмента, касающиеся организационных вопросов обеспечения качества. В это время в менеджменте сложилась «школа человеческих отношений», связанная с именами Фредерика Херцберга, Элтона Мейо, Абрахама Маслоу и др., применяющая в управлении науку о человеческом поведении. Доктрина «человеческих отношений» практически немедленно была воплощена и в управление качеством. В. Эдварде Деминг, признавая существование отклонений, необходимость наблюдения «неестественных» отклонений и выяснения их причины, выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, а не на долгосрочные цели и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров 14 принципов совершенствования качества. В то время как Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно в первую очередь к процессам и системам, Джозеф М. Джуран выделил необходимость для каждого менеджера индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества. Джуран является сторонником подхода из 10 составляющих, обеспечивающих высокое качество. Собственный план, состоящий из 14 компонентов совершенствования качества, был предложен и Филиппом Б. Кросби. Анализ общих черт приведенных подходов позволил Джону Рэббиту и Питеру Бергху выделить 7 факторов ВУК: 1) ориентация на потребителя; 2) ориентация на процесс и его результаты; 3) управление участием в работе и ответственностью; 4) непрерывное совершенствование; 5) проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%; 6) проведение измерений; 7)командная организация работ по улучшению качества(постоянно действующие сквозные функциональные советы). Многие из перечисленных принципов (в первую очередь принципы Деминга) легли в основу современной концепции TQM. С 80-х годов в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные направления. Расширяется перечень объектов менеджмента - маркетинг, инновации, персонал и т. д. В структуре общего менеджмента появляются самостоятельные дисциплины - финансовый менеджмент, управление маркетингом и т. д., в один ряд с которыми можно поставить и управление качеством (менеджмент качества (МК)). Менеджмент направлен на достижение поставленных целей (такой подход получил название МВО - управление посредством целей) и базируется на построении и последующей реализации структуризированной системы целей (дерева целей). С другой стороны, в общем менеджменте определено в качестве основной цели постоянное совершенствование качества. Этот подход получил название MBQ - управление посредством качества. Таким образом, можно говорить о «сращивании» общего менеджмента и управления качеством (менеджмент качества), что еще раз подтверждает справедливость философской мысли о развитии по спирали, когда происходит повторение на более высокой ступени некоторых черт низших ступеней.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |