Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первое издание ИСО 9000 версии 1987 года




В первом издании стандартов ИСО серии 9000, вышедшем в 1987 г., было пять стандартов.

Стандарт ИСО 9000 - Общее руководство качеством и стан­дарты по обеспечению качества - вводный стандарт, дающий основные понятия и руководящие указания по выбору и приме­нению остальных стандартов.

Три стандарта с моделями системы качества для разных ва­риантов производственного процесса:

стандарт ИСО 9001 - Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и об­служивании;

стандарт ИСО 9002 - Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже;

стандарт ИСО 9003 - Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

Пятым был стандарт ИСО 9004 - Общее руководство качест­вом и элементы систем качества, в котором приводилось описа­ние всех элементов, рекомендуемых для применения в зависи­мости от варианта производственного процесса. Эти стандарты были выпущены совместно со стандартом ИСО 8402 - Качест­во - словарем, в котором приводились термины и определения в области качества.

После выхода в свет стандарты ИСО серии 9000 были при­няты как европейские нормы EN 29000, а также как националь­ные стандарты во многих странах для использования при созда­нии и оценке системы качества на предприятиях.

Главное в идеологии МС ИСО 9000 версии 1987 года - обеспечить выполнение установленных требований к продукции, т. е. установленных показателей качества. Влияние системы качества на конечные результаты деятельности поставщика не затрагивается. Не затрагиваются финансовые аспекты системы качества, а также вопросы удовлетворения других (кроме пот­ребителя) заинтересованных сторон. Следует также отметить, что о связи системы качества с другими системами общего управления организацией не упоминается. Такие понятия, как «эффективность», «результативность», «процессный подход», «заинтересованные стороны», не рассматриваются.

Второе издание ИСО 9000 версии 1994 года

Комплексный системный подход, обеспечивающий созда­ние замкнутого процесса, включающего все фазы совершенс­твования продукции на основе эффективной системы обратной связи и планирования с учетом конъюнктуры рынка, заложен во втором издании стандартов ИСО 9000-94. В нем были учтены результаты практического применения первого издания и пере­смотрен терминологический стандарт ИСО 8402. Стандарты расширились за счет распространения их требований на четы­ре категории продукции: технические и программные средства, перерабатываемые материалы и услуги. Кроме того, в них было включено изложение концептуальных основ современных сис­тем качества, была более подробно изложена роль стандартов при оценке системы качества.

Серия ИСО 9000-94 включала стандарт ИСО 9000 под об­щим названием «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества». Он состоял из четырех частей (ИСО 9000-1, ИСО 9000-2, ИСО 9000-3, ИСО 9000-4), каждая из которых представляла собой руководящие указания цо выбору и применению других стандартов. Далее в серию вошли три незначительно измененных стандарта: ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 с разными моделями систем качества.

В серию вошел также значительно расширенный стандарт ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы ка­чества», состоящий из восьми частей (ИСО 9004-1...,..., ИСО 9004-8), содержащих руководящие указания по услугам, пере­рабатываемым материалам, улучшению качества, программам качества, обеспечению качества руководства проектами, управ­лению конфигурацией и по принципам управления качеством.

Стандарты ИСО серии 9000 вместе со стандартами ИСО серии 10000 и стандартом ИСО 8402 стали называть «семейс­твом» стандартов ИСО 9000. Несмотря на последующее; третье переиздание стандартов в 2000 г., системы качества, разработан­ные и сертифицированные на соответствие стандартам 1994 г., признавались в течение переходного периода до 2003 г. Основ­ное содержание стандартов ИСО 9000 - это рекомендации по видам деятельности (бизнес-функциям, элементам), которые целесообразно внедрить на предприятиях, чтобы организовать эффективную работу по качеству. В стандарте ИСО 9001 вы­пуска 1994 г. был приведен перечень рекомендуемых элемен­тов системы качества. Отметим, что в перечне рекомендуемых элементов стандарта ИСО 9001-94 не уделялось должного вни­мания человеческому фактору. Однако, на наш взгляд, челове­ческий фактор должен быть учтен в таких документах, так как является одним из главных факторов обеспечения качества, а мотивация (стимулирование) персонала - существенным зве­ном в работе по качеству.

Резюмируя изложенную в документах информацию, отме­тим, что в положениях стандартов ИСО 9000 версии 1994 года речь идет уже о продукции, которая должна соответствовать установленным требованиям и удовлетворять запросы потре­бителя, т. е. устраивать его по факторам: цена, своевременность поставки, стоимость обслуживания и др., а это уже элементы конкурентоспособности продукции. Таким образом, удовлетворенность потребителя продукцией и конкурентоспособность продукции становятся понятиями, неразрывно связанными между собой.

Затрагивается связь системы качества с требованиями охра­ны окружающей среды и нуждами общества в целом (пока в общем виде), что является составляющими конкурентоспособ­ности организации.

Дополнительно к 20 элементам требований по ИСО 9001 вводятся еще три элемента, среди которых элемент «Финансо­вые аспекты системы качества», что также подтверждает необ­ходимость ориентации организации на обеспечение ее конку­рентоспособности.

Даются рекомендации учета дополнительных факторов (ас­пектов качества), обеспечивающих конкурентоспособность продукции и самой организации, таких, как положение компа­нии-поставщика на рынке и стратегия, финансовое состояние компании-поставщика, состояние трудовых ресурсов.

Важным в методическом плане явилось введение концепции процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.