КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первое издание ИСО 9000 версии 1987 года
В первом издании стандартов ИСО серии 9000, вышедшем в 1987 г., было пять стандартов. Стандарт ИСО 9000 - Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - вводный стандарт, дающий основные понятия и руководящие указания по выбору и применению остальных стандартов. Три стандарта с моделями системы качества для разных вариантов производственного процесса: стандарт ИСО 9001 - Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании; стандарт ИСО 9002 - Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже; стандарт ИСО 9003 - Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях. Пятым был стандарт ИСО 9004 - Общее руководство качеством и элементы систем качества, в котором приводилось описание всех элементов, рекомендуемых для применения в зависимости от варианта производственного процесса. Эти стандарты были выпущены совместно со стандартом ИСО 8402 - Качество - словарем, в котором приводились термины и определения в области качества. После выхода в свет стандарты ИСО серии 9000 были приняты как европейские нормы EN 29000, а также как национальные стандарты во многих странах для использования при создании и оценке системы качества на предприятиях. Главное в идеологии МС ИСО 9000 версии 1987 года - обеспечить выполнение установленных требований к продукции, т. е. установленных показателей качества. Влияние системы качества на конечные результаты деятельности поставщика не затрагивается. Не затрагиваются финансовые аспекты системы качества, а также вопросы удовлетворения других (кроме потребителя) заинтересованных сторон. Следует также отметить, что о связи системы качества с другими системами общего управления организацией не упоминается. Такие понятия, как «эффективность», «результативность», «процессный подход», «заинтересованные стороны», не рассматриваются. Второе издание ИСО 9000 версии 1994 года Комплексный системный подход, обеспечивающий создание замкнутого процесса, включающего все фазы совершенствования продукции на основе эффективной системы обратной связи и планирования с учетом конъюнктуры рынка, заложен во втором издании стандартов ИСО 9000-94. В нем были учтены результаты практического применения первого издания и пересмотрен терминологический стандарт ИСО 8402. Стандарты расширились за счет распространения их требований на четыре категории продукции: технические и программные средства, перерабатываемые материалы и услуги. Кроме того, в них было включено изложение концептуальных основ современных систем качества, была более подробно изложена роль стандартов при оценке системы качества. Серия ИСО 9000-94 включала стандарт ИСО 9000 под общим названием «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества». Он состоял из четырех частей (ИСО 9000-1, ИСО 9000-2, ИСО 9000-3, ИСО 9000-4), каждая из которых представляла собой руководящие указания цо выбору и применению других стандартов. Далее в серию вошли три незначительно измененных стандарта: ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 с разными моделями систем качества. В серию вошел также значительно расширенный стандарт ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества», состоящий из восьми частей (ИСО 9004-1...,..., ИСО 9004-8), содержащих руководящие указания по услугам, перерабатываемым материалам, улучшению качества, программам качества, обеспечению качества руководства проектами, управлению конфигурацией и по принципам управления качеством. Стандарты ИСО серии 9000 вместе со стандартами ИСО серии 10000 и стандартом ИСО 8402 стали называть «семейством» стандартов ИСО 9000. Несмотря на последующее; третье переиздание стандартов в 2000 г., системы качества, разработанные и сертифицированные на соответствие стандартам 1994 г., признавались в течение переходного периода до 2003 г. Основное содержание стандартов ИСО 9000 - это рекомендации по видам деятельности (бизнес-функциям, элементам), которые целесообразно внедрить на предприятиях, чтобы организовать эффективную работу по качеству. В стандарте ИСО 9001 выпуска 1994 г. был приведен перечень рекомендуемых элементов системы качества. Отметим, что в перечне рекомендуемых элементов стандарта ИСО 9001-94 не уделялось должного внимания человеческому фактору. Однако, на наш взгляд, человеческий фактор должен быть учтен в таких документах, так как является одним из главных факторов обеспечения качества, а мотивация (стимулирование) персонала - существенным звеном в работе по качеству. Резюмируя изложенную в документах информацию, отметим, что в положениях стандартов ИСО 9000 версии 1994 года речь идет уже о продукции, которая должна соответствовать установленным требованиям и удовлетворять запросы потребителя, т. е. устраивать его по факторам: цена, своевременность поставки, стоимость обслуживания и др., а это уже элементы конкурентоспособности продукции. Таким образом, удовлетворенность потребителя продукцией и конкурентоспособность продукции становятся понятиями, неразрывно связанными между собой. Затрагивается связь системы качества с требованиями охраны окружающей среды и нуждами общества в целом (пока в общем виде), что является составляющими конкурентоспособности организации. Дополнительно к 20 элементам требований по ИСО 9001 вводятся еще три элемента, среди которых элемент «Финансовые аспекты системы качества», что также подтверждает необходимость ориентации организации на обеспечение ее конкурентоспособности. Даются рекомендации учета дополнительных факторов (аспектов качества), обеспечивающих конкурентоспособность продукции и самой организации, таких, как положение компании-поставщика на рынке и стратегия, финансовое состояние компании-поставщика, состояние трудовых ресурсов. Важным в методическом плане явилось введение концепции процесса.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |