Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод беседы в психологии 5 страница




позволяют убедиться в достоверности того, что сказано сло­вами.

Понимание невербального языка в основном приобретает­ся при обучении. И, хотя люди в этом плане очень отличают­ся друг от друга, установлено> что чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица — мимика — главный показатель чувств» Легче всего распознаются положительные эмоции: счастье, любовь, удивление; труднее — отрицательные: печаль, гнев, отвращение. Наиболее информативны в данном случае поло­жение бровей, «открытость» или прищуренность глаз, поло­жение губ. Особенно экспрессивны губы человека. Так, плот­но сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогну­тые — сомнение или сарказм1. Улыбка, как правило, выра­жает дружелюбие, потребность в одобрении, В то же время, как элемент мимики и поведения она зависит от региональ­ных и культурных различий. Поскольку улыбка может отра­жать разные мотивы, следует быть осторожным в ее истолко­вании. Например* чрезмерная улыбчивость часто выражает потребность в одобрении или почтение по отношению к на­чальству; улыбка* сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство. Лицо экспрессивно отража­ет чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролиро­вать выражение своего лица» В неприятной ситуации натяну­тая улыбка выдает чувства беспокойства и извинения.

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Когда мы смотрим на говорящего, это означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят, Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачива­ются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Время от времени гла­за собеседников встречаются, но на короткое время. Легко

1 См* Лтеатер И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как пра­вильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1984.

62__________________________________________________

поддерживается визуальный контакт при обсуждении прият­ной темы; собеседники избегают его, обсуждая запутанные или неприятные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в подобных случаях воспринимается как признак враждеб­ности, создает неблагоприятное впечатление о смотрящем. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Если го­ворящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, то он еще не закончил говорить, По завершении своего выска­зывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза со­беседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Интонация и тембр голоса. Умеющий слушать понимает больше, чем значат слова говорящего. Можно оценить и тон голоса > скорость речи, заметить отклонения в построении фраз (например, аграмматизмы, незаконченность предложений), частоту пауз. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, несколько труднее не­рвозность, ревность. Сила и высота голоса тоже несут допол­нительную информацию о сообщении говорящего. Так, напри­мер, радость, недоверие, энтузиазм передаются высоким голо­сом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности> силы и высоты звуков; пе­чаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушен­ным голосом с понижением интонации к концу каждой фра­зы. Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, обеспокоен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит и тот, кто стремится убедить своего собеседника* Мед­ленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Допуская в речи незначи­тельные ошибки — повторение слов, неуверенный или непра­вильный их выбор, обрыв фразы на полуслове — люди неволь­но выражают свои чувства или намерения. Обычно речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть. По­рою звуки — междометия, вздохи, нервный кашель, фырка­нье ит,п. — могут означать больше, чем слова.

____________________________________________________63

Позы и жесты* Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике, т. е. по тому, как он сто­ит или сидит, по его жестам и движениям. Поза говорящего, склоняющегося к сидящему, более способствует развертыва­нию общения, поскольку она свидетельствует о внимании, В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или раз­валивается в кресле* Следует понаблюдать, в каком положе­нии собеседник чувствует себя наиболее удобно, как он сто-ит^ сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него смотрят* Значение многих жестов рук или дви­жений ног в определенной мере очевидно. Например, скре­щенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку доверия. Сидят* подпе­рев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, под­боченившись, — признак неповиновения, или, наоборот, го­товности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собесед­ников находятся в постоянном движении; хотя кивание го­ловой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы поощряя собеседника продолжить речь* Кив­ки головой действуют на собеседника одобряюще, однако быст­рый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция ча­сто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легче беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика- Активная жестикуляция часто отражает положи­тельные эмоции и воспринимается как признак заинтересован­ности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Другим важным фактором является межличностное про­странство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Обычно, чем больше собеседни­ки заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагают­ся. При этом социальное расстояние для неформальных со­циальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 3,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным от-

64_______________________________________________________

ношениям. На расстояние между собеседниками может повли­ять и стол, если во время беседы он не используется по свое­му прямому назначению, т. е. на нем не пишут, не рисуют и т. п. Стол может ассоциироваться в подобном случае с высо­ким положением и властью, что может сразу же придать бе­седе вид ролевого общения• По этой причине удобнее в неко­торых случаях проводить беседы, сидя рядом с собеседником на стульях, стоящих под углом друг к другу*

Невербальное общение позволяет точнее понять сказанное. В том случае, когда невербальные «сообщения* противоречат сказанным словам, следует особенно внимательно отнестись к этому обстоятельству. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто продуманно, остав­ляя себе время для оценки происходящего и принятия реше­ния. Например, говорящий соглашается с вами, но проявля­ет при этом признаки сомнения: делает частые паузыт задает вопросы, его лицо выражает удивление и т. п. В данном слу­чае возможно высказывание такого типа: * Похоже, Вы к это­му относитесь скептически? И с чем это может быть связа­но? 1* • Подобное высказывание выражает внимание к тому, что говорит и делает собеседник, не вызывая у него беспокойства или защитной реакции.

Итак, эффективность беседы зависит не только от внима­ния к словам говорящего, но и в не меньшей степени от по­нимания невербальных сигналов — жестов и мимики говоря­щего. Анализ содержания вербального и невербального обще­ния позволяет правильно интерпретировать содержание бесе­ды и, следовательно, повышает уровень достоверности ее ре­зультатов.

III. ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ БЕСЕДА (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА). ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ

В рамках данного задания студентам предлагается озна­комиться с частично стандартизированным типом беседы на материале исследования самооценки по методике Т, Дем-бо—С, Я, Рубинштейн, Это представляется целесообразным, поскольку опора на конкретный материал значительно об­легчает знакомство с данным методом.

Сама методика, считающаяся классической в области изу­чения самооценки, отличается крайней простотой. На листе бумаги проводят вертикальную черту, в отношении которой обследуемому говорят^ что она обозначает «счастье*, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастные люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии свое место. Такие же верти­кальные линии проводятся и для выражения самооценки по шкалам «ум=>, «характер», «здоровье». Затем сразу же при­ступают к беседе, в которой выясняется содержание представ­лений испытуемого о счастье, здоровье, характере и уме, о самом себе.

Таким образом, сама процедура самооценки по методике Дембо—Рубинштейн предполагает, что экспериментатор за­ранее готов к проведению беседы, т. е. имеет ее программу и средства реализации* Самооценка при этом понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с други­ми людьми.

66_____________________________________^___

Предлагаемая в данном случае процедура позволяет опи­сать самооценку испытуемого в достаточно общем виде на основе анализа содержания ее вербальных компонентов.

Методические цели задания. Знакомство с частично стан­дартизированным типом беседы предполагает:

1) подготовку программы беседы и подробную разработку ее тактики (системы и типов вопросов);

2) самостоятельное проведение беседы;

3) подробный разбор проведенной беседы с анализом ти­пичных ошибок;

4) составление заключения по результатам анализа содер­жания проведенной беседы;

5) знакомство со способами усиления достоверности соби­раемых данных.

Процедура проведения исследования самооценки. Общая продолжительность всего исследования составляет 1—1,5 часа. Следовательно> получив предварительное согласие испытуе­мого, необходимо установить удобное для него время прове­дения исследования. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т, д, Она должна проводиться в изолированной комнате, без посторонних, т. е, «тет-а-тет*.

Введением в исследование может служить следующее выс­казывание экспериментатора: «Вероятно, Вам, как и каждо­му из нас, приходилось сравнивать себя с другими людьми. Поэтому работа, которую я Вам сейчас хочу предложить, не будет для Вас новой или необычной- У Вас наверняка сложи­лись мнения и представления о себе и о других людях*. Это высказывание не может произноситься быстро и невнятно; по сути дела экспериментатор должен получить положительный ответ или реакцию на каждую часть этого высказывания.

Экспериментатор чертит на чистом листе бумаги верти­кальную линию и говорит: «Допустим, что на этой линии расположились люди всего мира: вот здесь, сверху (показ ру­кой) — самые счастливые, а здесь, внизу (показ) — самые несчастные* Как Вы думаете, где Ваше место среди всех этих

___________________________________________________ 67

людей по счастью? Поставьте карандашом отметку в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь» (испытуемо­му дают цветной карандаш для отметки). Данную инструк­цию необходимо выучить дословно; четко и неторопливо произнести и разъяснить испытуемому все ее части. Но в то же время у испытуемого не должно создаться впечатления заученности текста, поскольку, повторяем, с самого начала опыт должен проводиться в форме свободного общения с ним. После того, как испытуемый отметил свое актуальное ме­сто на шкале «счастье*, ему предлагают обозначить и свое желательное положение, т. е. ответить на вопрос: «Где бы Вы хотели быть по этой шкале?». Инструкцию можно разъяснять, повторять, но обсуждать решение испытуемого на данном этапе ни в коем случае не следует*

Затем рядом с первой линией проводят на листке еще одну такую же вертикальную черту и предлагают испытуемому очередную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму; сверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу — самые глупые, где бы Вы определили свое место?» Далее просят обозначить свое желательное положение, т. е. где бы испытуемый хотел находиться на этой шкале. Затем проводятся аналогичные линии и даются аналогичные инст­рукции по «характеру»: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу — самые плохие по характеру люди*; то же самое и по «здоровью»: «Вверху самые здоровые, внизу — самые больные».

К описанным четырем шкалам, предложенным С- Я, Рубин­штейн, можно ввести дополнительную шкалу — «знание себя», на которой испытуемый должен отметить только ре­альную, актуальную самооценку. Как показывают данные автора, опираясь на показатели этой шкалы, можно судить о степени критичности испытуемого: высокая оценка по этой шкале нередко свидетельствует о некритичном отношении к себе, слишком низкая оценка может быть показателем неуве­ренности в себе*

Сама процедура проставления оценок на шкалах, как пра­вило, проходит довольно быстро, в течение 10—15 минут. За­тем, после ее завершения, экспериментатор переходит к вы-

68____________________________________________________

яснению содержания отметок> двигаясь по шкалам в обрат­ном порядке: «здоровье», «характер*, «ум*, «счастье*.

Вводными словами к беседе может послужить следующее высказывание экспериментатора: «Ну, а теперь, когда Вы пол­ностью выполнили предложенное Вам задание, давайте пого­ворим подробнее о том, какие мнения* представления сложи­лись у Вас о себе и о других людях. Вот, например, шкала "здо­ровье"*..»* Это высказывание не должно быть произнесено то­ропливо, невнятно, с запинками и т.д., а напротив, неспешно, уверенно, доброжелательно, всей интонацией как бы пригла­шая продолжить, вступить в беседу.

Программа беседы достаточно постоянна для каждой шка­лы и строится примерно в следующей последовательности:

1) выяснение содержания актуальной оценки;

2) выяснение содержания полюсов шкалы;

3) выяснение содержания и причин желаемой оценки.

Тактика экспериментатора в данном случае является от­носительно свободной* Им могут быть заданы разные вопро­сы в зависимости от особенностей испытуемого, хода беседы и т.д. Обязательно по каждому из пунктов следует просить испытуемого приводить поясняющие примеры, иллюстриру­ющие его суждения о себе или других людях.

Вот, например, возможные вопросы по шкале «ум»:

— В каком смысле Вы понимаете слово «ум», когда оце­ниваете себя?

— Как Вы себя сами оцениваете по уму?

— Кого бы Вы могли поставить на шкале по уму чуть выше себя? Приведите, если можно, описание такого человека;

— Кто с Вашей точки зрения самый глупый?

— Кого бы Вы могли на шкале по уму поставить чуть ниже себя? Опишите поконкретнее, что это за человек?

— Каким умом Вы бы хотели обладать?

— Чего Вам не хватает, чтобы приблизиться к идеалу? ивд Примерная последовательность вопросов по шкале «счастье»:

_________________________________________________________69

— Каким же образом Вы оценивали себя по «счастью*? (Желательно добиться четкой словесной оценки. Это важно с двух точек зрения: во-первых, насколько эта оценка корреллирует с обозначенной на шкале точкой; например, на шкале обозначена середина* а испытуемый говорит, что он очень «счастливый»; во-вторых, словес­ная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержа­тельной части).

— Как бы Вы могли описать свое состояние счастья?

— Кто, с Вашей точки зрения, самый счастливый и почему?

— Кто, с Вашей точки зрения, самый несчастный и почему?

— Чего же Вам не хватает, чтобы быть совсем счастливым?

— Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой или по лю­бой другой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сло­жившейся ситуации?*. Важно понять, кого испытуемый об­виняет в причине несчастья: самого себя или окружающий мир, необходимо при этом с большей или меньшей степенью точности определить, какие свойства самого себя или какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. При этом испытуемого спра­шивают: «С чем связана такая высокая оценка? Являетесь ли Вы ее причиной, или другие люди, обстоятельства жизни?*. Подобные вопросы можно задавать испытуемому при нали­чии очень низкой или очень высокой оценки на любой из предъявленных ему шкал.

После окончания беседы по четырем основным шкалам — «здоровье*, «характер &, «ум*, «счастье * (необходимо вы­держать именно такую последовательность в беседе) — эк­спериментатор обращается к дополнительной шкале «зна­ние самого себя*» Здесь круг вопросов несколько иной: в беседе необходимо выяснить, чем определяется оценка зна­ния самого себя; каковы причины ее высоты на шкале; что такое знание себя, по мнению испытуемого; какие люди

70_________________________________________________

знают себя, в чем это проявляется; трудно ли знать себя, можно ли этому научиться; если можно, то как, если нельзя, то почему и т.д.

Несколько слов о поведении экспериментатора во время опыта. Мы уже говорили, что проведение беседы требует от психолога большого мастерства. Всякая небрежность, невни­мание к личности испытуемого, попытка прямо диктовать ему требования и инструкции неизбежно приведут к неудаче опы­та, к превращению беседы — в лучшем случае — в формаль­ное анкетирование.

Ситуация данного задания — предъявление шкал само­оценки — облегчает задачу экспериментатора, поскольку ис­пытуемому дается некоторый конкретный материал, кото­рый является хорошим предлогом, «зацепкой* для дальней­шей беседы, развертывания ее программы. Однако в этих условиях требования к экспериментатору остаются высоки­ми. Необходимо с самого начала стремиться показать заин­тересованность экспериментатора в ответах испытуемого. При этом экспериментатор не должен быть многоречивым, нуж­но по возможности избегать всяких оценочных суждений. Именно многоречивость, стремление постоянно вмешивать­ся в беседу, комментировать, оценивать, направлять испы­туемого, подсказывать ему желательный ответ, как прави­ло, характеризует неопытного психолога. Следует также с самого начала понять и помнить, что беседа, даже стандар­тизированная, не ограничена требованием быть столь безуп­речно строгой, как эксперимент, скажем, в области иссле­дования движения глаз или кратковременной памяти* Ис­пытуемые по тем или иным причинам могут нарушать про­думанный заранее план беседы, уходить в сторону, задержи­ваться на несущественных, на первый взгляд, вопросах. Подобные действия не являются, однако, «срывом» экспе­римента, а, напротив, делают ситуацию беседы более инте­ресной, поэтому их надо так же тщательно протоколировать, как и материал «плановой» беседы.

В течение всего времени исследования поведение экспери­ментатора должно быть очень тактичным и сдержанным.

____________________________________________________71

Аксиомой для психолога является и соблюдение принципа анонимности полученных данных о сторонах личности испы­туемого, право использования этих данных лишь в рамках сугубо научных и профессиональных целей.

Закончив выяснять содержание отметок испытуемого на всех пяти шкалах, экспериментатор переходит к завершаю­щей части беседы. Для этого используются высказывания такого типа: «Вот мы с Вами добрались до конца нашей ра­боты. Мы обсудили Ваши оценки, поставленные на шкалах. Беседовать с Вами было очень интересно, Я очень признате­лен Вам за Ваш труд* Но, может быть, у Вас возникли воп­росы и ко мне? Не хотите ли теперь задать их?*. Очень важ­но, о чем спросит испытуемый, насколько это будет пере­секаться с содержанием беседы. Окончательно завершая беседу, необходимо еще раз выразить признательность ис­пытуемому.

Фиксация беседы и ее протокол. Регистрирование беседы не должно мешать общению испытуемого и исследователя. Наиболее удобной формой регистрации является скрытая или открытая запись беседы на магнитофонную ленту. Ведь кро­ме содержания беседы, на магнитофонной ленте фиксируют­ся интонационные особенности речи испытуемого, ее эмоцио­нальная окрашенность, паузы, оговорки и т*д.

Чтобы снять напряжение испытуемого при открытой запи­си беседы на магнитофон, следует объяснить ему, с какой це­лью делается запись, — для того, чтобы во время разговора экспериментатор не отвлекался на ведение протокола. Надо сразу же включить магнитофон и дать испытуемому прослу­шать запись голосов обоих участников беседы. Благодаря это­му несложному приему магнитофон становится такой же час­тью «психологического поля», как и, например, стол, за кото­рым сидят собеседники• Микрофон и магнитофон располага­ются сбоку от собеседников, так, чтобы при хорошем качестве записи эта аппаратура не была все же в центре поля зрения испытуемого, а располагалась ближе к периферии.

Однако и при наличии магнитофонной записи, и особенно при ее отсутствии, экспериментатор обязан вести протокол и

72________________________________________________________

фиксировать в нем особенности поведения испытуемого во вре­мя беседы, его жесты* мимику, пантомимику, эмоциональные реакции. В самом общем виде форма протокола следующая:

Эксперимен­татор Поведение испытуемого: мимика, эмоциональные реакции и т.д. Высказывания испытуемого
     

Вверху на каждой странице протокола записываются ини­циалы испытуемого, дата и время проведения эксперимен­та (начало и конец), В графе слева записываются этапы бе­седы, названия предъявляемых шкал, реплики, вопросы и замечания экспериментатора; в средней графе — поведение испытуемого, его жесты, мимика, эмоциональные реакции; в правой графе — высказывания, ответы и пояснения испы­туемого*

Записи в протоколе» выполняемые как во время беседы, так и после нее (при переписывании с магнитофонной ленты для последующей обработки)* должны быть дословными, а не сокращенными.

Именно выполняемый по указанной форме подробный про­токол является материалом, который и становится предметом последующего анализа.

Описание и анализ содержания беседы. В первую очередь следует описать общее поведение испытуемого в ходе всего опыта, его динамику от начала до конца беседы, изменение жестов и мимики испытуемого, насколько скованно он дер­жится и т.д.

Затем следует подробно остановиться на том, как строилось общение в ходе беседы, какие были реакции испытуемого на вопросы экспериментатора, характер ответов* их развернутость

________________________________________________________73

и содержательность, какую позицию занимал испытуемый в ходе общения (активную, пассивную, формальную и т. п,) и в чем конкретно она проявлялась.

Необходимо дать характеристику речи испытуемого: осо­бенности стилизации его фраз; богатство словаря; наличие эмоционально-экспрессивных выражений в речи, характер интонационной динамики в речи; использование штампов речи и т.д.

Следует далее перечислить основные темы, которые возник­ли в ходе беседы при реализации ее программы, попытаться установить их смысловые связи и высказать предположение о причине возникновения этих связей, опираясь, естествен­но, на высказывания испытуемого и на их содержание.

Затем необходимо, используя отметки на шкалах» постав­ленные испытуемым, и протокол беседы с ним, проанализи­ровать полученные результаты самооценки по каждой из че­тырех основных шкал {«здоровье *, «ум*, * характер», «счас­тье»)* При этом необходимо:

— обозначить высоту самооценок по данной шкале (акту­альную и желаемую);

— проанализировать полученные сведения о содержании

актуальной самооценки;

— проанализировать полученные сведения о содержании полюсов шкалы (т. е. крайних точек всего субъективно­го «поля оценок», внутри которого испытуемый опреде­ляет себя);

— проанализировать полученные сведения о содержании желаемой самооценки;

— сделать заключение по результатам исследования дан­ной шкалы.

Вслед за анализом четырех основных шкал следует пе­рейти к разбору результатов, полученных по дополнитель­ной шкале («знание себя*). Особое внимание надо обра­тить здесь на представление испытуемого о своих возмож­ностях самопознания, на характер критичности данного испытуемого.

74_______________.________________________________

В заключении необходимо проанализировать общий ха­рактер самооценки испытуемого. Здесь можно наметить та­кие пункты:

— насколько целостна самооценка, в какой степени ее ча­сти, параметры связаны между собой;

— существует ли разнобой в уровнях самооценки по шкалам;

— каков средний разрыв между идеальной и реальной са­мооценкой, каковы ее возможные причины;

— какова предположительная степень уверенности или неуверенности испытуемого в себе, в его представлении о знании себя;

— каково может быть отношение испытуемого к возмож­ным успехам и неудачам и т.д.

При описании и анализе содержания беседы необходимо помнить, что все выделенные выше моменты являются наи­более общими указаниями; неизбежное разнообразие матери­алов, получаемых в ходе беседы, может требовать в каждом отдельном случае некоторого сужения, или, напротив, расши­рения круга анализируемых вопросов»

IV. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА {выступление Б. В. Зейгарник)1

Если вы исследуете лнчность, то вряд ли обойдетесь без беседы. Если назвать эту беседу клинической, то клиничес­кой в широком смысле слова, потому что это не беседа врача* это беседа экспериментатора-психолога с психическим боль­ным, с соматическим больным, с человеком, заболевшим и находящимся в стационаре или приходящим в диспансер. Но это не принципиально, хотя здесь есть свои нюансы.

Проблема беседы непроста и необходимо провести класси­фикацию беседы. Прежде всего это беседа психолога-экспе-римевтатора во время эксперимента, потому что прежде все-го патопсихологический эксперимент — а я говорю сейчас о патопсихологическом эксперименте — это обязательное обще­ние с больным. Вы все время общаетесь с больным, причем не только в вербальном плане, но и мимически: вы можете пожать плечами, поднять брови и т.д. Экспериментатор-па­топсихолог всегда немножко актер, так же как эксперимен­татор левиновской школы.

Второе — это беседа в узком смысле слова, когда речь идет не о беседе во время эксперимента, а об обычной банальной беседе с больным*

Я начну со второго, с беседы в узком смысле слова. Дело в том, что, во-первых, беседа не проводится вообще. Беседа про­водится всегда на основании многих индикаторов, условий, параметров, которые вы получили от врача, с которым вы бе-

1 Выступление на факультете психологии Московского государствен­ного университета имени М.В.Ломоносова в 1986 г.

76________________________________________________________

се до вали (если вы с ним беседовали до того), из истории болез­ни, потому что вы не можете начать беседы с больным, не про­чтя историю болезни* Но это не означает, что беседа должна касаться самих симптомов болезни, самой болезни. Вы не дол­жны дублировать беседу врача. Как неопытный студент и ног-да делает? Прочитав историю болезни, сразу начинает расспра­шивать больного о его галлюцинациях или* скажем, о его на­строении* Этого ни в коем случае нельзя делать* Вы уже сразу закрываете себе доступ к этому больному* В дальнейшем вы, может быть, этого коснетесь, но опосредованно*

Но самое главное то> что беседа должна проводиться в за­висимости от тех проблем, которые стоят перед практическим патопсихологом. Эти проблемы иногда задаются врачом. Ска­жем, врач вам посылает больного для дифференциального диагноза или для того, чтобы решить, какую психотерапию лучше проводить: индивидуальную или групповую. Это мо­жет быть проблема интеллектуальных возможностей, или проблема возможности обучения ребенка в массовой или спец­школе, в школе для умственно недоразвитых детей.

Но дело в том, что психиатр иногда не ставит такую зада­чу: * Посмотрите, пожалуйста, этого больного. Вот сложный больной* Вот, Иван Петрович, или Ванечка, или Манечка, посмотри такого больного. Я что-то в нем не разберусь». И тогда вы должны сами, исходя из того, что вы прочли исто­рию болезни (а прочесть ее не так легко: прочесть ее можно, но надо ее «прочесть*), поставить эту проблему, которую врач вам не смог сформулировать.

Поймите меня правильно, я совершенно не умаляю, как многие психологи сейчас делают, значения врачебной деятель­ности и умения врача, который знает очень много о больном, умеет обращаться с ним и понимает его. И понимает лучше, чем мы, психологи, поэтому недопустимо пренебрежительно относиться к психиатрам или невропатологам, соматологам. Нужно внимательно прислушаться к тому, что врач говорит, даже если вам кажется, что он говорит не то, что вам казалось бы интересным. Надо всегда с уважением относиться к пред­ставителю другой специальности, в которую вы прикладывав-

„__^_________________ 77

те свои знания. Вы можете стоять на другой точке зрения. Вы можете не стоять, например, на точке зрения Ганнушкина, но, вместе с тем, это величайший психиатр, к которому надо при­слушаться* Также и Гиляровский — величайший психиатр, хотя в чем-то вы можете с ним не согласиться.

Может быть не все врачи — Гиляровские и Ганнушкины, поэтому молодой и неопытный врач посылает к нам больно­го, он ему кажется сложным. А вы должны ему помочь как психолог- В зависимости от проблемы и будет организована наша беседа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.