КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод беседы в психологии 7 страница
Таблица 2 Протокол наблюдения за клиентом
Таблица 3 Протокол наблюдения за проявлением терапевтических качеств
Таблица 4 Протокол наблюдения за работой терапевта
VI. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ Понятие индивидуально-профессионального конструкта Эта глава посвящена очень интересной и во многом нетрадиционной форме оказания психологической помощи* Речь пойдет о телефонном консультировании, но с определенной позиции — позиции консультанта. Очень хочется «залезть к нему внутрь» и посмотреть на беседу его глазами. Как он понимает то, что происходит между собеседниками, и благодаря каким психотехническим механизмам он видит то или иное? Представьте» что вы познакомились с какой-либо консультативной беседой (услышали аудиозапись, посмотрели видеозапись) > Если вы выскажете свои впечатления о ней и послушаете мнение других, максимально пытаясь развернуть их интерпретацию, то окажется, что в основе таких аргументов присутствуют некоторые моменты взаимодействия в диаде <склиент—консультант», в отношении которых у наблюдателей возникают разные точки зрения. Вы можете не соглашаться с самими интерпретациями, но если они основаны на реальных и фиксируемых аспектах взаимодействия в беседе, то ваша собственная аргументация должна учитывать эти аспекты. Таким образом, некоторый факт или аспект взаимодействия становится психологическим фактом в структуре вашего внимания. Факт становится собственно психологическим фактом, когда мы вырабатываем наше отношение к нему. Первичное понимание процесса психологической беседы адек- ^_______ 95 ватно может быть описано через систему психологических фактов. Так, отдельная реплика в диалоге может оказаться без нашего внимания или превратиться в важное свидетельство развития психологического события. В последнем случае мы имеем дело с психологическим фактом, так как реплика представляется для нас значимой, хотя подчас мы затрудняемся развернуто ответить, почему* Обмен репликами, резкое изменение интонации, определенный смысловой блок» поворот темы, рефлексируемое переживание — примеры психологических фактов. Они играют определенную роль в понимании взаимодействия в беседе, если мы задаем себе вопросы: «Что они значат для участников диалога, каков их психологический смысл у и о чем они нам говорят?». Изменим контекст — предположим, у вас изменилось отношение к взаимодействию под влиянием коллег, других наблюдателей. Означает ли это, что факты исчезают из вашего сознания? Мы предполагаем, что нет, при условии, что вы творчески и критично анализируете беседу. Может поменяться «знак** «модус», «масштаб*; иная точка зрения лишь еще ярче обозначает психологический факт. При повторном прослушивании (просмотре) консультации вы будете более внимательны и чутки к малейшем нюансам взаимодействия* Любой практический психолог на определенном этапе профессионального развития сталкивается с необходимостью создания своей индивидуальной консультативной (психотерапевтической, психокоррекционной) модели, значимым компонентом которой является его собственная индивидуальность, взятая в процессе осознанных профессиональных навыков и умений. Неустранимая субъективность этого долгого процесса является закономерным лейтмотивом профессионального становления. Применительно к психологической реальности телефонного диалога это означает, что ее анализ всегда будет нести отпечаток авторства: реальность (психологическая реальность как совокупность психологических фактов) телефонного диалога, о которой мы будем говорить в этой главе, предстает перед нами как то, что постоянно создается всякий раз, когда мы помещаем ее в поле столкновений разнонаправлен- 96_______________„_^__________ ных суждений» а не как то, что есть на самом деле. Отсюда становится понятной наша дидактическая задача: создать условия, в которых ваша собственная познавательная активность будет направлена на продуцирование различных рефлексивных структур понимания, выходящих за пределы прагматических аспектов телефонного консультирования («как надо консультировать») и вызывающих к жизни соответственно разнообразные линии интерпретаций и анализа. В этой главе мы используем ряд рабочих понятий — индивидуально-профессиональных конструктов, фиксирующих значимые аспекты профессиональной деятельности и задающих «опоры» в понимании развития беседы. Вот некоторые из них: — проблемная ситуация; — чувства в контексте проблемной ситуации; — действия в контексте проблемной ситуации; — психологическая настройка; — первичная категоризация; — появление клиента. Индивидуально-профессиональный конструкт и необходимость описания психологической реальности. Конструкт возникает тогда, когда нам необходимо осмыслить и описать развитие процессов понимания, приводящих к возникновению психологических фактов. Конструкты рождаются тогда, когда возникает необходимость в трансляции профессионального опыта, в большей его структурированности. Конструкт хорошо виден в «темноте^ полной неопределенности, поэтому манит к себе, заставляя двигаться- Но нет никакой уверенности, что этот путь правильный. Ваша победа — это освоение субъективного пространства. Конструкт создает предпосылки для этой победы. Индивидуально-профессиональный конструкт и «житейский * опыт консультанта. Задача конструкта — выстраивать понимание* В этом качестве он соотносится с научным концептом* Но конструкт несет на себе отпечаток имплицитных смыслов, неявных предположений и некритичных заимствований автора, тогда как за научным концептом — шлейф тра- _________________________________________________________97 диций, стремление к однозначности формулировки, четкость определения области использования, отрефлексированное место в системе научной теории. Поэтому как опора в понимании конструкт, приподнимаясь над физикалистской фактологией у теряя жесткую увязанность с реально наблюдаемым, в профессиональном сознании существует в качестве условной сущности, получающей самостоятельное развитие только в конгломерате индивидуальных психологических символов: конкретная область значения остается всегда недоопре-деленной. Консультант, оказавшись перед задачей объяснить свое понимание процессов взаимодействия, вынужден прибегнуть к конструкту ввиду отсутствия у него иных средств, описывающих психологическую реальность {совокупность психологических факторов) взаимодействия. В этой связи наиболее доступный и во многом традиционный путь рассуждений строится на актуализации аналогий («Это то, когда». но не совсем то*), которые уходят в глубь житейского опыта. Такой характер рассуждений представляется архитектоническим и имеющим давнюю культурную традицию, Сравните, например, с идеями Х*Ортега-и-Гассета о роли научной метафоры: «В противовес поэзии научная метафора развивается от более сильного утверждения к более слабому, от большего к меньшему. Она сначала утверждает полное тождество, затем его отрицает, сохраняя утверждение в силе только для некоторой части объекта. <...> Когда ведический поэт хочет сказать "твердый, как скала" он выражается так: Sa parvato па acyutas (лат. ille firmus поп rupes) "твердый, но не скала", Точно так же, песнопение Богу характеризуется певцом как "сладкое, но не блюдо"; ср. также "ревет, но не бык" (о потоке), "добр, но не отец" (о царе)»1* Любая приводимая аналогия не точна, она всегда шире смыслового поля конструкта* Но суть не в аналогиях, как, впрочем, и не в самих конструктах: суть в их столкновениях. Рассматриваемые под одним «радикалом * слабоосознанные и плохо рефлексируемые аспекты житейского опыта создают условия для диалогической 1 Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры: Сб, М,: Прогресс, 1990* С, 74. 98________________..._.__________„_„_ напряженности, благодаря которой возникают психологические факты в понимании. Индивидуально-профессиональный конструкт и профессиональное становление консультанта. Уже стало обычным противопоставлять теорию и практику* «А теперь забудь все то, чему тебя учили в институте*, — говорят молодому инженеру на заводе. Не сталкивается ли телефонный консультант с похожей анекдотической ситуацией? «Симптомы» нигилизма» проявляющиеся на определенном этапе профессионального становления, можно объяснить разрывом в индивидуальном профессиональном сознании, В предельном варианте эти разрывы приводят к существованию в сознании нескольких пластов: — житейский опыт; — опыт-знание для себя; — опыт-знание-представление, основанный на осознанных различных теоретических подходах и т.д. В соответствии с нашими представлениями о сущности индивидуально-профессионального конструкта, можно также предположить, что конструкт возникает на определенном этапе профессионального развития и актуализируется в ситуации групповой дискуссии. Включение в дискуссию задачи составления прогноза развития психологического взаимодействия в беседе (например, в случае пофрагментарного прослушивания и анализа консультации) позволяет максимально развернуть веер возможных альтернатив, соотнеся их с рефлексивными «почему?* и «исходя из чего?». Акцентируя внимание на связях между описанием (наблюдением) происходящего в беседе и анализом, а также между анализом (интерпретацией) и прогнозом, групповая дискуссия проявляет возможные линии понимания и сталкивает их между собой* Напряженная ситуация совместного творческого поиска вызывает к жизни различные индивидуальные психотехнические средства понимания индивидуально-профессионального конструкта. Если индивидуально-профессиональные конструкты обладают субъективной ценностью для консультанта при освоении телефонной психологической беседы, то они с необходи- ______„^_____________99 мостью выходят за пределы той среды, в которой получили свое рождение, а именно: становятся теми средствами-орудиями, которыми пользуется консультант для авторской интерпретации концептуальных теоретических подходов и соответствующих им практик* Происходит переосмысление теоретических представлений на качественно новом уровне* Логика телефонной беседы «Я поссорилась со своим парнем, а теперь кусаю ногти от злости на себя, что я ему тогда наговорила,,, А что делать, я не знаю**. Помогите!» «Сын просто от рук отбился (всхлипывает)* Я плачу по ночам от бессилия», а ему на все наплевать... Мне кажется, он нарочно»,* «Пацаны постоянно пристают в школе, а я не могу им ответить. Надо мной даже девчонки смеются».» Самые разнообразные обращения можно свести к одному предложению: «Мне плохо, я не знаю, что мне делать, как поступить*. Такие обращения назовем «проблемными*. Проблема абонента — структура, включающая в себя: 1) Проблемную ситуацию (чаще всего выраженную в системе социальных взаимодействий), В своем первом приближении она квалифицируется в терминах абонента «ссора с парнем», «пацаны избивают в школе», «конфликты с сыном»* Носит житейский характер, малодифференцируема, подвижна* плохо структурирована. Это сюжетная канва беседы, основная фабула, В ее отсутствие диалог становится хрупким, «зависает», теряет предметность, конкретные очертания* становится аморфным, субъективно участниками воспринимается как «странный», С одной из характеристик обращения вне контекста проблемной ситуации сходно описание состояния психологической интоксикации, которое дает А.Ф. Копьев: «Находящийся в этом состоянии клиент порой парадоксально энтузиастичен, он, как правило, не испытывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или страдания и обращается за консультативной помощью как бы 100_________________________________^_____^__ впрок. Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они аморфны, слишком многочисленны или слишком общи, он склонен находить в себе все возможные и невозможные "комплексы", а его готовность к рефлексии подчас столь же безгранична, сколь и его изначальная надежда на консультирование»1. В наиболее простых случаях проблема абонента в достаточно явном виде присутствует в описанной проблемной ситуации, где контекстуальные смыслы достраиваются консультантом, исходя из здравого смысла и личного опыта. В ней присутствует противоречие, понятное для абонента и консультанта (в первом приближении). Любому практическому психологу-консультанту хорошо известно: то, что предлагается в качестве обсуждения (запроса), может не являться самым главным, что волнует клиента. Вычленение проблемной ситуации, в которой наиболее сконцентрирована и «живет» проблема — важный момент беседы. 2) Эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации («чувства*): — может быть открыто высказано абонентом; — интуитивно устанавливается консультантом через характеристики речи: паралингвистические компоненты (тональность, диапазон), экстралингвистические (например, смех — тревога? Покашливание — смущение? Пауза — растерянность?), 3) Рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации («мыслиО: — может быть открыто высказано абонентом («я думаю, что причиной**,*); — проявляется в неявных подразумеваниях («я понимаю, что нечеловечно так жить = я должна жить лучше* — элемент долженствования); — выражается в абстрактных понятиях, терминах, нагруженных индивидуальным смыслом, сленговых выраже- 1 Копъев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. 1986* № 4. С. 124. ___________________________________________________101 нияк («после этого я впала в депрессию*, * крыша едет»), описаниях отношения к тому, что происходит с абонентом, через образный ряд, метафоры; — выражается во временной последовательности описания развития аспектов проблемной ситуации («сначала*, «потому «это возникло только тогда, когда*.,*), что может отражать субъективно воспринимаемую причинно-следственную связь» 4) Поведенческий аспект — те усилия, которые предпринимал (предпринимает) клиент, чтобы справиться с проблемной ситуацией, или чтобы она возникла («действия*): «Что я только не перепробовала: и била его, и просила, чтоб исправился», «Когда он приходил домой пьяным, я молчала, уходила в другую комнату «.». «Первый раз ну„. пацаны,*, там группа была на лестнице*» толкнули,.. Я ничего не сказал, хотя больно ударился об стену... сделал вид, что это была шутка, смолчал*. Проблема имеет свою динамику. Резонно предположить, что абонент обращается в телефонную службу тогда, когда проблема актуализировалась. Опрос абонентов, проведенный одной западной службой, показал, что причиной обращения послужила: 1) только что возникшая проблема— об этом заявило 38% опрашиваемых; 2) проблема, которая усилилась — 54%. Актуальное состояние проблемы абонента может быть отнесено к «психологическому настоящему» (настоящее); причины ее возникновения относятся к «психологическому прошлому» (прошлое), выход из нее, ее разрешение (т. е. порождение новой проблемы) — к «психологическому будущему* (будущее). Замечание 1. а) Беседы роджерианского типа сосредоточены в области психологического настоящего: если первоначально проблемная ситуация имеет место, то в процессе психотерапевтической работы «чувства*, «мысли» и «действия» как бы «отклеиваются» от проблемной ситуации, и она, лишенная психологического субстрата, проявляется в миге единого потока «организмического» проживания опыта. Клиент 102 _____________ субъективно живет в этом опыте, а не просто проявляет чувства к нему. При этом психологическое настоящее не аккумулировано в структуре жизненного потока. Уйдя из фокуса сознания, проблемная ситуация оживает какой-то своей частью в клиенте. На этой стадии нет ни внешних, ни внутренних проблем» Клиент субъективно живет какой-то частью проблемы. Она не является объектом. б) Психоаналитическая беседа в ее классическом варианте сосредоточена главным образом в области отдаленного психологического прошлого. Какая-то частная проблема, ставшая поводом для обращения к психоаналитику, расширяется до размеров индивидуальной личной истории пациента. Это «растягивание* приводит к ее трансформации, включению тех аспектов жизни (бессознательных), которые в первоначальной структуре отсутствовали* Ее масса * набухает* в психологическом прошлом, мифологизированные контуры которого можно разглядеть, лишь вооружившись очень мощным биноклем психоаналитического инструмента. Результатом является экспансия психологического прошлого за границы наличного существования. Замечание 2. Закономерными следствиями как первого, так и второго типа бесед являются: — дезобъективация проблемной ситуации; — трансформация психологического времени ее существования. Конечно, проблемная ситуация может фокусироваться на ближайшем будущем (например, переживания, связанные с предстоящим изменением жизни: выход на пенсию* переход в новую школу, переезд на другое место жительства и т.д.)* или же на ближайшем прошлом (в результате психологической травмы)* Но как в первом, так и во втором случае переживания имеют модус обостренного ощущения реально существующего. В этом смысле проблемная ситуация находится в психологическом настоящем. То, что отболело, уходит с глаз, приобретая статус психологического прошлого* Депрессивный больной плотно застре- ^_______ 103 вает в прошлом. Импульсивная личность и инфантильные подростки с легкостью «вылетают* в отдаленное будущее, не беспокоясь о его связанности с настоящим. Общая идея: проблемная ситуация должна быть встроена в контекст жизненного пути - - психологическое прошлое, психологическое настоящее, психологическое будущее. Экспресс-психологическая помощь по телефону, фиксируясь на проблемной ситуации, представляет собой частный вид такого встраивания. Для личного понимания логики беседы и некоторых психотерапевтических возможностей консультанта обратимся к схеме (рис. 1). Рис.1. Возможные «ходы* в обсуждении * проблемы* в диаде «консультант—абонент *: ось ОХ — одно из «измерений» в беседе, состоящей из 3 базовых конструктов описания и обсуждения проблемы в диаде «консультант-— абонент»: «чувства* — эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации; «мысли* — рационально-рефлексивное отношение; «действия* — действенный компонент (поведенческий); осьОУ — временное измерение в беседе, состоящее из временных фокусов обсуждения и описания «проблемы* в диаде «консультант—абонент* Блок L Эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации, выражается непосредственно («здесь и сейчас»). Работа ведется с актуальными переживаниями: эмоциональное отреагирование, вербализация эмоций, эмоциональное 104___________________________________________________ проживание через эмпатические ситуации, в случае острого переживания — через абстрактную эмпатию. Возникает ощущение психологической близости, «теплоты»- Снижается ощущение одиночества: «Что Вы сейчас чувствуете?» Блок 2. Отражает рационально-рефлексивное отношение к происходящим сейчас событиям (проблемной ситуации): «Что Вы сейчас делаете?» Блок 3. Реальное поведение абонента в контексте проблемной ситуации. Какие усилия прикладывает абонент, чтобы справиться с проблемной ситуацией. Блок 4. Эмоционально-чувственное отношение абонента к психологическому прошлому в контексте проблемной ситуации: «Что Вы сейчас чувствуете по отношению к тому, что произошло с Вами?»; «Что Вы чувствовали тогда, когда это возникло?». Фиксируется изменение эмоционального отношения (тогда — сейчас) в оценке прошлого. Блок 5. Отражает рационально-рефлексивное отношение абонента к событиям, непосредственно предшествующим возникновению проблемы, ее актуализации: «Что Вы сейчас думаете по поводу того, что с вами происходило?*; «Что Вы тогда по этому поводу думали?* * Фиксируется изменение в рациональной оценке прошлого. Очень важный блок: ориентация на поиск причин произошедшего (происходящего). Блок 6. Отражает поведенческие аспекты, относящиеся к моменту возникновения проблемной ситуации (ближайшее психологическое прошлое): «Что Вы тогда делали, чтобы справиться с этим?*. Блок 7, Отражает эмоционально-чувственное отношение абонента к предстоящему будущему (психологическому будущему) в контексте проблемной ситуации* Очень серьезный блок: негативный фон усиливается, когда абоненту требуется принять решение — признак сопротивления* Фиксируясь на негативных эмоциях, вы рискуете «запрограммировать» абонента. Возможны разные приемы — например, апелляция к результатам преодоления сходных состояний— «терапия прежними достижениями*, «подбадривание*. __________________ 105 Блок 8. Отражает рационально-рефлексивное отношение.к возможному будущему (психологическому будущему). Это образ будущего и отношение к нему. Элементы дихотомии: «построено—не построено*, «реалистично—нереалистично». Один из тактических ходов — взгляд из отдаленного будущего на ближайшее: «Что Вы будете делать 1, 2». года спустя по поводу того* что с Вами произойдет? * Блок 9, Отражает продвижение абонента к соответствующему действию, планирование, актуализацию поведенческих альтернатив> По сути, финал разговора. Ориентация на этот блок в начале разговора — ошибка. Непосредственное обращение к нему — в кратких, экстремальных случаях, требующих немедленного вмешательства и руководства при жесткой лимитированности времени (например, угроза нападения). План — результат его (абонента), а не вашей работы• Если отвлечься от второстепенных деталей, внутренняя логика построения беседы такова: беседа начинается с терпеливого бескритичного выслушивания, в ходе которого происходит эмоциональное отреагирование на значимые аспекты проблемной ситуации, что создает предпосылки для когнитивного овладения проблемной ситуацией и в дальнейшем к планированию действий. Ключевые вопросы: 1) Что именно плохо? 2) Почему, в силу каких причин у меня возникла эта проблема? 3) Сколько времени эта проблема существует? 4) Как эта проблема меня ограничивает? 5) Что эта проблема не дает мне делать? 6) Чья вина» что у меня имеется эта проблема? 7) Когда эта проблема меня особенно беспокоит? Нетрудно заметить, что временной фокус обсуждения проблемной ситуации переходит с актуальных переживаний (блок 1; вопрос 1) к установлению причинно-следственных связей (как абонент сам понимает причину тех или иных событий и своих состояний — отнесенность к ближнему психологичен 106____________________________________.___________ кому прошлому (блок 5; вопрос 2), Понимание причин возникновения проблемной ситуации работает на ее осознание. Стоит напомнить, что это — одна из психотерапевтических возможностей (хотя и очень мощных). Это чозарение» высвечивает новые грани проблемы. Например: Блок 5 — Блок 2: понимание причин по-новому структурирует выделение актуальной проблемной ситуации, происходит ее рациональная переоценка-Блок 5 — Блок 4: понимание причин по-новому организует отношение к эмоциональным переживаниям психологического прошлого («А я-то думал,„ так мучился!»). Блок 5 — Блок 3: понимание причин рождает новые отношения к актуальным действиям абонента или к тем действиям, которые он предпринимал раньше (Блок 5 — Блок в). Ключевые вопросы (продолжение): если абонент во время беседы способен ответить с вашей помощью на подобные вопросы, то можно проверить, готов ли он, поняв проблему, сам ее решить. Для этого ему важно попробовать ответить на Другую группу вопросов: 1) Что бы мне хотелось? 2) Когда бы мне этого хотелось? 3) Как я узнаю» что я этого достиг? 4) Когда я получу то, что я хочу, что я буду иметь кроме этого и что изменится в моей жизни? 5) Какие у меня есть средства и ресурсы? 6) Как мне лучше использовать те средства, которые у меня есть? 7) Что я буду делать прямо сейчас для решения этой проблемы? Эти вопросы отражают смещение временного фокуса обсуждения в беседе к психологическому будущему. Достаточно частая ситуация, когда абонент может изложить проблему, обсуждает различные ее аспекты, но само ее решение вызывает сопротивление. Он не столь конструктивен, чтобы продвигаться в этой логике. В этом случае трудно ожидать, что _____________________________________________________107 результатом будет * продвижение абонента к соответствующему действию...* (блок 9). Образ психологического будущего расплывчат и нереалистичен (блок 9). Отношение к нему амбивалентно: с одной стороны — надежда, что «можно справиться ъ> с другой — неуверенность в собственных силах, растерянность и страх (блок 7), Излишнее усердие консультанта — стремление дать совет, рекомендацию — вряд ли уместно, хотя готовность их воспринимать абонентом сейчас выше, нежели если бы беседа строилась по типу «вопрос — ответ* или на начальных этапах (блок 1), Здесь победой будет максимальный конструктивный сдвиг в видении своей ситуации, и такая маленькая разница в самочувствии и будет результатом первого разговора по телефону. Это самая простая схема разговора, отражающая динамику развития беседы: контакт — раппорт — маленькое изменение — закрепление изменения — прогноз движения дальше. Телефонная беседа: взгляд изнутри В предыдущем разделе мы остановились на логике проведения телефонной беседы и продемонстрировали некоторые возможности консультанта по «ощупыванию» проблемы абонента в совместной работе- Однако построение логических схем ориентировано на рефлексивный анализ, внешний по отношению к психологической беседе. Каковы механизмы понимания консультантом абонента и своей профессиональной деятельности непосредственно в ситуации телефонного диалога, на что реально ориентируется консультант в процессе беседы? Это позиция участника диалога, и взгляд на происходящее — субъективный взгляд деятеля, творящего реальность психологического взаимодействия. Остановимся лишь на одном частном моменте — возникновении негативных эмоциональных переживаний консультанта и их рефлексивном использовании в качестве инструмента лучшего понимания абонента. Вообще телефонное экстренное психологическое консультирование сопровождается широким спектром переживаний 108___________________________________________________ консультанта,. неразрывно связанных со спецификой работы. Примером могут быть фрагменты записей из засекреченного (исключительно для служебного пользования!) бортового журнала службы. Они интересны потому, что: — одна из функций журнала — психопрофилактическая: канализация (со всеми нюансами понимания слова) эмоциональных переживаний; — сделаны сразу же после окончания звонка (потом некогда — новый звонок) или даже во время него; — в большинстве, авторы— студенты-стажеры («зубры» более сдержанны, по-видимому, необходимость в таком психотехническом средстве с увеличением стажа ослабевает). Записи выбраны без особой тщательности по результатам трех месяцев. Хочется предостеречь от поспешных выводов о связи их с аналогичными проявлениями во взаимодействии с абонентом, - Условные обозначения: м/г — мужской голос, ж/г — женский голос, п/а — постоянный абонент Критерий подбора: записи должны отражать эмоциональные реакции (выражаемые открыто или понятные по контексту). Орфография и пунктуация сохранены* м/г — Я еще вам ничего не сказал, а вы уже слушаете! (очень зло)* И ничего не скажу* м/г — 49 лет орал благим матом хочу жениться, а его друг Мч 35 лет слушал на параллельном телефоне. Наверное, хорошо отпраздновал день рождения. п/а — Ия^ (которая постоянно звонит). Попрощались, наверное, навсегда. Сказала, что что-то сделала с собой и умирает. Весьма похоже. п/а — Онанист уж так меня упрашивал! jw/z — Обругала, но очень неразборчиво! м/г — Мужик мудак, так и представился (7!) С — * Афганец*. Инвалид. Хотел познакомиться. Угрожал, что достанет меня из-под земли* — Психически ненормальный! человек? ж/г — Решила узнать как меня зовут, чтобы перезвонить после шокового эксперимента с сыном. Она ничего не поняла. Грустно! __________________________________________________________109 ж/г — Диагноз; психастения, вообще на учете. В постоянно возбужденном состоянии. Могли бы мы ей помочь пережить воскресенье, т* е, время до приема врача, м/г — Какие должны быть размеры мужского члена? А как его увеличить? ж/г — Идиотка! Напилась и решила узнать, чем мы можем
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |