КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод беседы в психологии 11 страница
Замечание, Позицшшно-временшэе измерение необходимо отличить от позиционного измерения, о котором супервизор говорил ранее. Позиционное измерение определяет плоскость межличностных отношений в триаде* Рассмотрим подробнее, какие возможности открывает в беседе позиционное измерение* Имеем три элемента: она — абонент Ам он — герой Хм «та женщина». Центральная диада: она — он, — Какую характеристику дает абонент установившимся связям в диаде? «Любовь?» А вы? — Каково отношение абонента к установленным связям в диаде? Устраивает лл ее такал связь? Что именно не устраивает? Каков психологический смысл связи для абонента? Для лучшего понимания этой связи необходимо реконструировать (хотя бы легкой штриховкой) микросоциальный фон, на котором она разворачивается. Фоновые персонажи: подруга, ее сестра, мать, «надоевший», «другой X**, Эти персонажи ходят в гости» снимают ее с веревки, смотрят телевизор и„, все! Блеклое, маловыразительное, лишенное характеристик социальное окружение* Несмотря на его наличие, трудно отделаться от чувства, что установившаяся связь висит в безвоздуш- 152___________________________________________________ ном пространстве. И лишь ненавистная женщина (лишенная тоже каких-либо очертаний, разве что «она меня старше*) периодически появляется на горизонте. В этих условиях «он* — герой, луч света, мерцающий в серости буден. Такой «красивый и вообще во всех отношениях* поблескивает... пока не надоест. — Каково отношение (предполагаемое абонентом) X. к установившейся связи? Что она реально для него означает? Супервизор предполагал развитие этой линии в беседе через отождествление (идентификацию) консультанта с Х+ Три группы вопросов относятся к диаде она — он» Аналогичные вопросы могут быть поставлены относительно диады она — «та женщина» и он— «та женщина». Позиционное измерение предполагает целостную картину, отражающую разнообраз- ■ ные позиции действующих лиц. Ее освоение, по мысли супервизора, повышает понимание проблемной ситуации абонентом и консультантом- Новое понимание рождает новое отношение — такова логика позиционного измерения. Еще одно измерение, в масштабе которого возможно осмысленное продвижение в беседе, связано с вычленением различных аспектов состояния абонента. Как скоро осуществление телефонной психологической помощи ассоциируется с экстренностью («мне сейчас плохо») и ситуативностью («мне нужен ответ в данной конкретной ситуации*), то и выделяемые аспекты рассматриваются применительно к проблемной ситуации: эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации, рационально*рефлексивное отношение и поведенческий аспект,Стремление максимально приблизиться к нуждам абонента повышает требовательность к языку коммуникации в беседе и к языку описания при супервизорском анализе. В качестве укоренившихся структур индивидуального сознания (по крайней мере, представителя европейской цивилизации) выступают неявные дихотомии: «холодная* рациональность противопоставляется чувственности, утонченная рассудочная рефлексивность — непосредственному «схватыванию*, активное действенное начало— пассивной умозрительности. Устойчивые выражения, поговорки, пословицы, ___________________________________________________153 нашедшие постоянную прописку в повседневной обыденной речи, подтверждают наблюдение. «Глаза боятся — руки делают» (чувства противопоставляются действиям), «Умом понимаю, но сердце не лежит* (мысли противопоставляются чувствам)* «Семь раз отмерь— один раз отрежь» {сначала подумай, а потом действуй), Акцентирование, усиление и противопоставление различных линий в беседе — средство выведения внутреннего диалога в пространство телефонной коммуникации, отличающееся почти исключительно вербальным характером. Отсюда — важность про-говорения, В этой связи третье измерение в беседе задается через биполяризацию индивидуальных конструктов описания (проговаривания, осмысления) психического состояния. К числу наиболее общих и часто употребляемых относятся конструкты, устойчивые структуры описания, указанные выше: «чувствам, «мысли*, «дейЪтвия». Классический пример описания состояния и «проблемы* в поведенческих терминах (конструкт * действие*)— общение подростков. Для того, чтобы составить представление, как это выглядит, достаточно послушать обсуждение «новым поколением* какого-либо боевика на улице. Совмещение истероид-ных черт личности с соответствующим гуманитарным образованием дает нам прекрасный образчик «чувственного» осмысления реальности (преобладает конструкт «чувства»). И, наконец, обилие «так как*, «потому что», «следовательно», логических связок и интерпретационных схем, «утяжеленных» терминологией при повышении культурного и образовательного статуса — вот далеко не полный перечень описания проблемной ситуации, характерной для абонентов с преобладающим конструктом «мысли*. Если сопоставлять «бытовое*, устно-речевое описание проблемы абонентом с литературными жанрами, то «поведенческий язык» скорее будет созвучнее жанру американизированного боевика-триллера, «чувственный язык» — жанру мелодрамы, а «рациональный» — научного эссе* Таким образом, введение третьего измерения в беседу всегда связано с риском жанровой рассогласованности, однако в 154_____________________________________________________ этой же рассогласованности содержится потенциал для расширения границ понимания. Совмещение позиционно-временного и третьего измерения (^чувства»—«мысли» — «действие») отражено на рис. 1 (с. 103). Теперь становится понятной условность предложенной схемы — за ней одна из возможных логик описания динамики развития беседы, обладающего в нашем сознании статусом индивидуально-профессионального конструкта. К- — Интересно было бы услышать тво и критические замечания. С. — Хорошо. Больше всего вопросов вызывает предпоследний фрагмент беседы (пятый) — тирада консультанта о любви. Слова, сказанные консультантом, носят общий характер и звучат немножко нравоучительно. Его сентенции, сравнения с вином — высокопарны. Как абонент может встроить эти рассуждения в свою картину мира— непонятно. Высказывания консультанта можно распространить на любые случаи* Банальность,,, хоть местами и красиво. Слова должны быть ближе к ситуации абонента. Очень бы убеждало, если бы они произрастали из того, что уже было проговорено. Материала для этого было достаточно. Например: «Вот помните, как у Вас было в прошлый раз» а где гарантия, что этого не произойдет вновь. Вместо того, чтобы вино крепло, оно просто испортилось** Анализа состояния как такового не было. Думай — как хочешь, лови — что поймаешь, рисуй — что увидишь» Я сейчас говорю не о тактическом ходе. — «Поговорим о таинствах любви,*,* — Почему бы и нет? Я говорю о том, как он был исполнен. Не очень технично и не очень эффективно* Но* с другой стороны, нельзя сказать, что был отрыв от абонента. Диада к этому моменту возникла и приобрела устойчивость. Факт искренней благодарности в конце разговора — тому свидетельство. Поэтому «промашки* прощались» К, — Большое спасибо за сотрудничество! * •& *к Подведем предварительные итоги. Мы начали с того, что любую психологическую беседу можно проинтерпретировать и помыслить с разных сторон. Нас не устраивает большая житейская истина, что «каждый понимает по-своему». Поэтому мы пустились в рассуждения для того, чтобы приоткрыть проблему, как возникают процессы понимания телефонной психологической беседы, почему каждый из нас видит нечто одно, не замечая другого. Нам было интересно отреф- ___________________________ 155 лексировать психотехнические механизмы индивидуального понимания, подключая вас к решению этой задачи. Главная цель данной главы — включить вас в обсуждение новой и активно развивающейся области психологического консультирования — телефонного консультирования. Хотелось бы, чтобы в результате знакомства с материалом вы встали перед необходимостью создания своего отношения к психологической беседе по телефону. В начале главы отражена логика проведения беседы в контексте авторской модели психологического взаимодействия посредством введения двух «измерений» (индивидуально-профессиональных конструктов), задающих вероятностную динамику беседы. Предполагается, что «акценты» и «ходы* в обсуждении проблемной ситуации абонента могут быть осмыслены в этих «измерениях*. Важно: 1) поставить проблему: как можно описать психологическую беседу в целом; 2) обсудить, какие этапы молено выделить в беседе; 3) сопоставить авторские соображения о логике проведения беседы с мнениями, представленными в литературе; при этом, как мы отмечали ранее, подвергнуть анализ критике и сомнению, исходя из критерия плодотворности. Далее вновь ставится проблема: «Каковы механизмы понимания консультантом абонента и своей профессиональной деятельности непосредственно в ситуации телефонного диалога, на что реально ориентируется консультант в процессе беседы? ч> Описываются некоторые психотехнические проблемы работы с негативными эмоциональными состояниями, возникающими в ходе беседы. Приводятся записи из журнала службы. Важно: 1) обратить внимание на необходимость тщательного и углубленного анализа своих переживаний в процессе проведения психологической беседы; 2) показать связь между рефлексией своего состояния, процессами понимания абонента и характером протекания беседы (тезис: понимание есть воздействие!); 3) обратить внимание на роль конфронтации как психотерапевтического приема; в чем преимущества и ограничения данного приема; 4) на основе анализа данного раздела подумать о специфичности телефонной беседы (это один из основных лейтмотивов текста). Затем приводится текст первого фрагмента консультации* результаты самонаблюдения консультанта и мнения внешних наблюдателей. Показывается, какие существуют инструментальные средства для продвижения и понимания развивающихся отношений в начале телефонной беседы• Данная часть предполагает более активное участие читателя в процессах анализа, чем предшествующая. Важно! 1) придерживаться технологии анализа, описанной в разделе; 2) отвечая на вопросы, организующие восприятие фрагмента, уделить внимание задаче прогноза развития беседы; 3) сравнить ваши первые впечатления и ответы на вопросы — какова динамика; 4) сравнить ваши собственные представления и результаты самонаблюдения консультанта — в чем отличие и сходство; 5) при знакомстве с мнениями наблюдателей сравнить их с вашими собственными взглядами и видением консультанта; 6) сравнить взгляды наблюдений — какие аспекты телефонной беседы и состояния абонента отражены разными наблюдателями, подтвердить или опровергнуть интерпретации наблюдателей текстом фрагмента; 7) при знакомстве с авторскими рассуждениями, выходящими за пределы непосредственного анализа фрагмента психологической беседы> удерживать в фокусе основной лейтмотив рассуждений — о специфичности телефонной беседы. В конце приводится протокол последующих фрагментов анализируемой беседы. Параллельно получается взгляд наблю- ___________________________________________________157 дате ля. Материалы предназначены для самостоятельной работы. Важно: 1) отслеживать динамику изменений своих представлений о характере психологических проблем абонента, развитии отношений в диаде абонент—консультант; 2) определить, чем обусловливается представленный характер членения текста (он не случаен); 3) формулируя свои представления о беседе, сравнивать их с мнением наблюдателя (согласен или нет, почему?); 4) отслеживать динамику изменений представлений наблюдателя, — какова логика интерпретации наблюдателя, можно ли найти подтверждение в тексте телефонного диалога; 5) после знакомства с очередным фрагментом обсудить, как дальше будет развиваться беседа, если она могла бы развиваться; лишь после этого приступить к следующему фрагменту. Приложение 1 К. Р. Роджерс ПОНЯТИЕ О ПСИХОТЕРАПИИ КАК О ПРОЦЕССЕ1 Осенью 1956 года Американская психологическая ассоциация оказала мне большую честь, наградив меня одной из трех наград, «За выдающийся вклад в науку». Однако награжденный подвергался «штрафуя — через год он должен был прочесть научный доклад перед Ассоциацией, Мне не хотелось писать обзор того, что было нами сделано в прошлом. Я решил посвятить этот год новым попыткам понять процесс изменения личности. Это было сделано, но по мере тогог как приближалась следующая осень, я стал понимать, что сформировавшиеся у меня мысли были предварительными, нечеткими, не подходящими для презентации. Несмотря на это, я постарался изложить на бумаге беспорядочные ощущения, имеющие для меня большое значение, из которых вырисовывалось понятие о процессе, отличном от всего того, что я знал ранее. Закончив доклад, я обнаружил, что он слишком длинен, поэтому я сократил его до сжатого выступления, чтобы представить перед съездом американских психологов 2 сентября 1957 года в Нью-Йорке. Настоящая статья не так велика, как первоначальный вариант, но и не так коротка, как второй. Вы обнаружите, что, хотя в двух предыдущих главах процесс психотерапии представлен почти полностью с феноменологической точки зрения, с позиции клиента, в данной работе сделана попытка выявить те качества, которые могут быть 1 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Mr. Издательская группа «Прогресс*, «Универс», 1994* С- 172—207. ___________________________________________________159 замечены другим человеком, и поэтому здесь этот процесс рассматривается с точки зрения внешнего наблюдателя. Из наблюдений, собранных в этой работе, была выработана <(Шкала процесса психотерапии», которая может быть действенно использована для анализа отрывков из записанных бесед. Эта шкала еще находится в стадии пересмотра и улучшения, Даже в своем настоящем виде она обладает неплохой надежностью при сравнении судейских оценок и дает значимые результаты. Те случаи психотерапии, которые, как известно, по другим критериям являются более успешными* показывают большее продвижение по «Шкале процесса», чем менее успешные случаи. К нашему удивлению, было также найдено, что успешные случаи берут свое начало на более высоком уровне «Шкалы про-цесса» по сравнению с неуспешными* Очевидно, мы еще не знаем с высокой степенью уверенности, как оказать психотерапевтическую помощь индивидам, чье поведение, когда они к нам приходят, соответствует поведению, типичному для первой и второй стадий шкалы, описанных в этой главе. Таким образом, мысли, высказанные в этой статье, как мне казалось в то время, еще недостаточно четкие и оформленные, уже открывают новые горизонты, бросающие вызов мысли и исследованию. Загадка процесса Я хотел бы взять вас вместе с собой в путешествие, посвященное исследованию* Предметом путешествия, целью поиска является задача узнать что-то о процессе психотерапии, о процессе, в котором происходит изменение личности. Я хотел бы предупредить вас, что цель еще не достигнута, и кажется, что экспедиция продвинулась в джунглях только всего на несколько коротких миль. Однако возможно, если я смогу взять вас с собой, вам захочется открыть новые полезные дороги к дальнейшему продвижению. Мне кажется, что причины, побудившие меня участвовать в таком поиске, очень просты. Так лее как многие психологи 160________________________^__^_^^_ интересовались инвариантными качествами личности — неизменяющимися аспектами интеллекта, темперамента, структуры личности, — так и меня в течение долгого времени интересовали инвариантные качества изменений личности. Изменяется ли личность и поведение? Что общего в этих изменениях? Что общего в условиях, предшествующих этим изменениям? Наиболее важным является вопрос: какой процесс лежит в основе изменений? До недавних пор в большинстве случаев мы старались изучить этот процесс, выявляя его последствия. Например, у нас имеется много фактов относительно изменений, происходящих в восприятии себя и других. Мы не только измеряли эти изменения после всего курса психотерапии, но и выборочно во время него. Однако даже последний вид изменений не дает ключа к познанию процесса. Изучение результатов отдельных отрезков психотерапии — это всего лишь измерение результатов, не дающее знаний относительно того, как происходит изменение* Размышляя над проблемой понимания этого процесса, я пришел к выводу о том, как мало объективных исследований в любой области имеет дело с изучением процесса* Объективное исследование препарирует застывшее мгновение, чтобы снабдить нас точной картиной внутренних отношений, существующих в настоящий момент. Но наше понимание текущего момента обычно достигается с помощью теоретических формулировок, часто дополняемых там, где это возможно, клиническим наблюдением за процессом; независимо от того, относится ли это к процессу ферментации, кровообращения или процессу расщепления атома. Поэтому я стал осознавать> что, возможно, слишком надеюсь на то, что процедура исследования может пролить свет непосредственно на процесс изменения личности. Возможно, это может сделать только теория. Отвергнутый метод Когда я более года тому назад решил предпринять новую попытку понять, как могут произойти такие изменения, сна- __________________^_____________________161 чала я рассмотрел, как может быть описан психотерапевтический опыт с помощью понятий других теорий. Очень привлекательной казалась теория коммуникаций с ее понятиями «обратная связь», «входные и выходные сигналы ^ и тому подобное, Существовала также возможность описать процесс психотерапии в понятиях теории научения или с помощью понятий теории систем. Изучая эти пути понимания психотерапии, я убедился в том, что ее возможно описать с помощью понятий любой из этих теорий. Я думаю, это имело бы некоторые преимущества. Но у меня также появилось убеждение в том, что в такой новой области необходимо вовсе не это. Я пришел к такому же выводу, что и многие ученые до меня: в новой области, возможно, нужно сначала погрузиться в наблюдаемые события и приблизиться к явлениям по возможности без предварительных гипотез, использовать по отношению к этим событиям метод естественного наблюдения и описания; вывести наиболее конкретные заключения, соответствующие природе данного материала. О подходе Итак, в течение прошлого года я применял метод, который используется для выдвижения гипотез; метод, который в нашей стране, кажется, так неохотно предлагается или комментируется психологами. В качестве инструмента я использовал себя. Как инструмент я обладаю и плохими, и хорошими качествами, В течение многих лет я переживал психотерапию как терапист, Я переживал ее и как человек, сидящий напротив меня за столом, — в качестве клиента. Я думал о психотерапии, проводил исследования в этой области, мне были в деталях известны исследования других психологов. Но я также стал пристрастен, приобрел особую точку зрения на психотерапию, старался развить теоретические представления о ней. Эти знания и теории сделали меня менее чувствительным к самим событиям. Мог ли я быть открытым для свежего, естественного восприятия явлений пси- 162___________________________________________________ хотерапии? Мог ли я позволить моему опыту стать самым эффективным инструментом, или мои пристрастия не дадут мне увидеть то, что там есть? Я мог только пойти вперед и предпринять такую попытку* Поэтому в течение последнего года я провел много часов, стараясь без предвзятости слушать записи психотерапевтических бесед. Я стремился воспринять все ключи к разгадке самого процесса и значимых для его изменения элементов. Затем я старался выделить из этих восприятий самые простые качества, которые могли бы их описать. В этом мне способствовали и помогали мысли многих моих коллег, но я бы хотел упомянуть о моем особом долге перед Юджином Генд-лином, Уильямом Киртнером и Фредом Зимрингом, которые смогли по-новому посмотреть на эти вопросы и помощь которых была для меня очень полезна* Следующий шаг состоял в том, чтобы'сформуяироватБЭти наблюдения и абстракции невысокого уровня таким образом, чтобы из нихЖяожно было свободно вывести проверяемые гипотезы. Именно этого уровня я достиг. Я не извиняюсь за то, что не привожу никаких экспериментальных исследований этих гипотез. Если вообще можно опираться на прошлый опыт и если мои формулировки как-то будут соответствовать субъективному опыту других терапистов, то будет проведена масса исследований. Через несколько лет будут собраны многочисленные данные, которые и покажут, соответствуют ли истине утверждения, данные в этой главе* Трудности и волнения поиска Вам может показаться странным, что я так много рассказываю о личных переживаниях, через которые прошел в поисках некоторых простых и, я уверен, неадекватных формулировок. Это происходит потому, что я чувствую, что Vio исследования всегда скрыто под водой и перед нами предстает лишь верхушка айсберга, которая и вводит нас в заблуждение* Только иногда кто-то вроде My ни действительно описывает свой исследовательский метод таким, как он существует _______________________________________________163 у индивида. Я тоже хотел бы раскрыть особенности целостного исследования так, как оно протекало у меня, а не просто его обезличенную часть. Конечно, я хотел бы более полно разделить с вами то возбуждение и тот упадок духа, которые я чувствовал во время этой попытки понять процесс- Я хотел бы рассказать вам о моем новом открытии — о том, как чувства «охватывают» клиента. Слово «охватывает* часто употребляется ими. Клиент говорит о чем-то важном, когда — бац! И он «охвачен & чувством, не чем-то, имеющим имя, название» а про-сто ощущением, которое должно быть тщательно изучено, прежде чем его можно будет как-то назвать. Как говорит один клиент: «Это — чувство, которое меня охватило, я даже не знаю, с чем оно связано» - Меня поражала частота таких случаев. Другое, что меня заинтересовало, — это множество способов, с помощью которых клиенты действительно приближаются к своим чувствам. Чувства «бьют ключом*, они «просачиваются». Клиент также разрешает себе «спуститься» к своему чувству, часто с осторожностью и страхом: «Я хочу пройти в это чувство». Вы можете как бы видеть, как трудно подобраться к нему действительно близко. Как показали естественные наблюдения, для клиента имеет большое значение точность обозначения. Ему нужно только точное слово, которое бы описало для него испытываемое им чувство. Ничто приблизительное не подходит. И это, конечно, делается, чтобы лучше понять самих себя, так как для другого человека любое из нескольких слов одинаково хорошо раскроет его значение. Я также научился ценить то, что я называю «моментами движения*, — моменты, когда кажется, что изменение действительно происходит, Далее я постараюсь описать эти моменты с их довольно-таки явными физиологическими составляющими. Мне также хотелось бы упомянуть о глубоком чувстве отчаяния, которое иногда у меня было во время безыскусственных блужданий в невероятной сложности психотерадевтичес- 164__________________________________________ ких отношений- Неудивительно> что мы пытаемся приблизиться к психотерапии» используя множество косных предубеждений. Мы чувствуем, что должны ее упорядочить. Едва ли мы осмелимся надеяться, что можем найти упорядоченность ■к в ней самой. Я встретился в работе над этой проблемой с личными открытиями, разочарованиями и замешательством. Из них и возникли более правильные представления, о которых я хотел бы сейчас рассказать. Основное условие - Если бы мы изучали процесс роста растений, то, чтобы получить представление об этом процессе f мы бы предположили, что имеются определенные постоянные условия в виде температуры, влажности и солнечного освещения. Подобно этому, разрабатывая концепцию процесса изменения личности в психотерапии, я буду предполагать, что имеется постоянный оптимальный набор условий, способствующих атому изменению. Недавно я попытался подробно описать эти условия. Здесь, я думаю> можно выразить это предполагаемое условие одним словом. В последующем обсуждении я буду предполагать, что клиент чувствует себя полностью принятым. Под этим я имею в виду, что, каковы бы ни были его чувства — страх, отчаяние, незащищенность, гнев — независимо от способа их выражения: молчание, жесты, слезы или слова, — каким бы он ни считал себя в данный момент, он чувствует, что психологически он принят терапистом именно таким f каков он есть, В этом термине заключены понятие ^эмпатическое понимание* и понятие «принятие». Хорошо также напомнить, что это условие является оптимальным в том случае, если оно вое-принимается клиентом, а не просто существует в голове у тераписта. Во всем том, что далее будет говориться о процессе изменения, я предполагаю, что его постоянным показателем, самым благоприятным и наилучшим условием является принятие. ___________________________________________________165 Возникающая последовательность Стараясь понять процесс изменения и получить представление о нем, вначале я искал элементы* которые служили бы признаком изменения или характеризовали его* Я думал об изменении как о целостности и искал ее отличительные признаки. Однако по мере знакомства с живыми фактами изменений у меня возникло представление> что это — континуум особого рода, отличающийся от того, каким я его представлял себе ранее, Я начал понимать, что индивиды движутся не от комплекса устойчивых качеств, или гомеостазиса, через изменение к новым устойчивым качествам, хотя и такой процесс возможен. Однако более важную последовательность составляет переход от неподвижности к изменчивости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике, У меня сформировалась гипотеза, что* возможно, качества высказываний клиента в какой-либо один момент времени могут указывать на его положение в этом континууме, могут показывать, где он находится в этом процессе изменений. Постепенно у меня сформировалось представление о процессе, состоящем из семи стадий, хотя я буду подчеркивать, что это — континуум, и не важно, различаем ли мы три стадии или пятьдесят, все равно существовали бы все промежуточные точки. Я стал чувствовать, что данный клиент, взятый как целое, показывает типы поведения, которые группируются в относительно узком диапазоне на шкале континуума. То есть мало вероятно, что этот клиент в одной сфере жизни покажет полную статичностьт а в другой — полную изменчивость. В целом у него будет тенденция находиться на какой-либо стадии этого процесса. Хотя процесс, который мне хотелось бы описать, вероятно, относится к определенным областям личностных смыслов, если клиент находится в одной из них, на одной из стадий, у него не будут проявляться качества, относящиеся к разным стадиям. Семь стадий процесса Разрешите мне в дальнейшем попытаться описать, как я представляю себе последовательные стадии процесса, с помо- 166_________________________________________________ щью которого индивид переходит от статичности к текучести; от точки, расположенной ближе к неизменяемому концу континуума, к точке «в движении», близкой к концу континуума. Если мои наблюдения верны, то, возможно, путем сбора данных о качествах его переживаний и их выражении мы можем определить, где находится данный индивид в континууме личностных изменений, когда он чувствует себя в атмосфере полного принятия. Первая стадия Мало вероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статичности и отдаленности от своих переживаний, добровольно придет на прием к тераписту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии* Наблюдается нежелание сообщать что-либо о самом себе. Сообщается только о внешних предметах. Пример: «Ну, я вам скажу, мне всегда кажется несколько бессмысленным говорить о самом себе, кроме как в случае крайней необходимости*1. Чувства и личностные смыслы не осознаются и не относятся к самому себе. Личностные конструкты2 (я заимствовал этот полезный термин у Келли) исключительно статичны. Близкие отношения в общении кажутся опасными. На этой стадии не воспринимается и не признается существование проблем. Нет желания изменяться. Пример: «Думаю, что я практически здоров»• Общение с самим собой блокируется. 1 Этот и другие примеры, использованные в качестве иллюстраций, взяты из записей бесед, если только не указан другой источник, В большей своей части они взяты из бесед, которые никогда не были опубликованы, но некоторые взяты из сообщения Льюиса, Роджерса и Шлина о двух клиентах. 2 Конструкт Дж> Келли — это генерализация качеств личности в форме дихотомии противоположных значений на основе конкретного опыта (например, хороший—плохой). __________________________ 167 Возможно* эти короткие утверждения и примеры раскроют что-то о психологической статичности этого конца континуума. Индивид очень мало или почти не осознает отливы и приливы своих чувств. Способы, с помощью которых он истолковывает опыт, определяются его прошлым, они застыли и не затрагиваются реалиями настоящего* <»*> Дифференциация личностных смыслов опыта является глобальной и грубой, опыт видится в черно-белых тонах. Индивид ничего не сообщает о себе, а только о том, что вне его. У него имеется тенденция видеть себя человеком без проблем, а проблемы, которые он осознает, воспринимаются им полностью лежащими вне его. Наблюдается сильная блокада внутренней коммуникации между самим собой и опытом. На этой стадии индивид может быть представлен с помощью таких понятий, как «статика», «неизменность*, * противоположное течению или изменению».
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |