КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод беседы в психологии 13 страница
Клиент: «Ага. Но оно как-то близко к цели. Эта мысль о том, что я люблю себя и забочусь о себе* (Глаза клиента увлажняются,) Это очень хорошая мысль-,, очень хорошая». Запись бесед помогла бы выявить тот факт, что здесь мы видим чувство, которое до этого никогда не переживалось, оно прочувствовано клиентом непосредственно в тот же момент. Это чувство, которое протекает до своего полного завершения, без торможения. Клиент принимает свое переживание и не делает никаких попыток отстранить это чувство или отрицать его. в форме «I» и «те» — «себе» представляют собой «наблюдающее Я* и «Я — эмпирическое ("те"}* — объект собственного восприятия индивида. _________________________________________ 183 Клиент субъективно живет в этом опыте, а не просто проявляет свои чувства к нему. В своих словах клиент может достаточно отстраниться от своего опыта, чтобы проявить свои чувства к нему* как в выше данном примере; однако из записей видно, что слова находятся на периферии переживания опыта, которое протекает внутри него и в котором он живет. Наилучшим образом это передано его словами: «Вот так штука! Вот и еще одно странное чувство». «Я» как объект имеет тенденцию к исчезновению. «Я* в этот момент и есть это чувство. Это — бытие в данный момент, «Я* мало осознается как объект, но в основном осознается с помощью возвращающегося к «Я* рефлексивного осознания, как его называет Сартр1, «Я* субъективно находится в моменте существования и не является предметом восприятия. Переживание на этой стадии является реальным процессом. Пример: один клиент, приближающийся к этой стадии, говорит» что он чувствует испуг, источником которого являются его тайные мысли. Он продолжает: «Бабочки— это мысли, наиболее близкие к поверхности. Под ними течет более глубокий поток. Я чувствую себя очень отдаленным от всего этого. Более глубокий поток похож на большой косяк рыбы, плывущий у самой поверхности воды, А сам я, сидя с зажатой в одной руке удочкой, на леске которой вместо крючка прицеплена загнутая булавка, другой рукой пытаюсь отыскать крючок получше и одновременно наблюдаю как некоторые рыбы буквально выскакивают из воды. Мне приходит в голову мысль нырнуть- Это меня пугает. Я ловлю себя на мысли, что я сам хочу быть одной из этих рыб*. Терапист: «Вы хотите быть там, внизу, так же плавая». Хотя этот клиент еще не полностью переживает свои чувства в виде процесса и поэтому не совсем является примером 1 Сартр Ж.П. (1905—1980) — французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. 184___________^^__„__________„______™^___ шестой стадии континуума, он так ясно предвидит это, что его описание имеет тот лее смысл» Другой характеристикой этой стадии является сопровождающее ее физиологическое расслабление. Часто наблюдается влага в глазах, слезы, мускульное расслабление. Нередко встречаются и другие физиологические сопутствующие признаки, Я бы предположил, что в это мгновение, если бы провести измерения, было бы обнаружено улучшение кровообращения и проводимости нервных импульсов. Пример * естественной* природы всех этих ощущений приведен в следующем отрывке- Пример: клиент, молодой человек, выразил желание, чтобы его родители либо умерли, либо как бы исчезли: «Это похоже на желание, чтобы они куда-то делись или никогда и не были... И мне так стыдно, потому что потом они зовут меня, й вот я иду.,, Дерг! Они как-то еще сильны, Я не знаю. Есть какая-то пуповина— я могу почти чувствовать ее. Дерг!* (И он жестом показывает, как его дергают за пупок.) Терапист: «Они действительно держат тебя за пуповину&. Клиент: «Удивительно, как реально это чувствуется.,. Это ощущение как бы жжения, и, когда они говорят то? что меня волнует, я чувствую это вот здесь (показывает). Я никогда об этом так не думал*. Терапист: «Когда ваши отношения нарушаются, вы чувствуете, будто ваша пуповина натягивается*- Клиент: «Ага. Именно так, где-то в животе. Трудно определить, что именно я чувствую*. Из этого отрывка ясно, что клиент живет в потоке чувства зависимости от своих родителей* Однако было бы совершенно неверно сказать, что он это воспринимает- Он — в этом чувстве, переживая его как напряжение своей пуповины. На этой стадии внутренняя коммуникация относительно свободна и не заблокирована. Мне кажется, это хорошо отражено в данных примерах. Конечно, фраза «внутренняя коммуникация* уже не совсем правильна, так как примеры показывают, что критическим ________________________________„_____185 является момент интеграции, когда коммуникация между различными внутренними центрами уже не является необходимой, потому что они вместе становятся одним целым. Активно переживается несоответствие между опытом и его осознанием, пока оно не переходит в соответствие. Относящиеся к опыту личностные конструкты растворяются в этом моменте переживания, и клиент чувствует, что он независим от предыдущих устойчивых связей структур* Мне кажется, что эти две характеристики будут более понятны из последующего примера. У молодого человека возникла трудность, когда он подходил близко к описанию неизвестного чувства: «Я почти уверен, какое это чувство.,• оно таково: я прожил большую часть моей жизни7 испытывая страх перед чем-то». Он рассказывает, что его профессиональная деятельность должна как раз дать ему немного безопасности и «небольшой мирок», где он мог бы чувствовать себя в безопасности. «Вы понимаете.,, — продолжает он, — по той же причине (пауза) я как бы разрешил ему просочиться* Но я также связал его с вами и с нашими с вами отношениями, но я чувствую лишь одно — страх, что это все уйдет. (Его тон изменяется, он входит в свое чувство.) Не разрешите ли вы мне это иметь? Мне кажется, что я нуждаюсь в этом, Я буду таким одиноким и испуганным без этого». Терапист: «Г-м-м, г-м-м». Разрешите мне уцепиться за это, потому что иначе мне будет очень трудно. Это какая-то мольба, да?» Клиент: «Y меня такое чувство —- это как бы просящий маленький мальчик. Это жест мольбы тк (Складывает руки, как на молитве.) Терапист: «Вы сложили руки как бы в мольбе*. Клиент: «Ага, верно: "Не сделаете ли вы это для меня?" Так? Но это ужасно! Кто, я? Молить о чем-то?.» Это», это чув-ство, которое я вообще никогда ясно не осознавал (пауза). Это какое-то смешанное чувство. С одной стороны, мне кажется, это чудесное чувство — рождение нового. Каждый раз это меня изумляет, И в то же время я чувствую испуг, как неоднок- 186 _____________ ратно было в прошлом- (Слезы,) Я просто не знаю себя. Вот здесь вдруг появляется что-то, чего я никогда не осознавал, будто я стал таким, каким хотел быть*- Здесъ мы видим полное переживание своего просящего состояния, яркое осознание несоответствия между переживанием и представлением о себе* Однако это переживание несоответствия существует в момент его исчезновения. Начиная с настоящего момента он является человеком, который чувствует мольбу так же, как и многие другие чувства. Когда в этом моменте растворяется его предыдущее понимание себя, он чувствует, что освободился от своего предшествующего внутреннего мира — ощущение одновременно и чудесное, и пугающее. Момент полного чувствования становится ясным и определенным объектом для обозначения. Приведенные примеры показывают, что клиент часто не совсем осознает, чтб «поразило* его в эти моменты» Однако это не кажется столь важным, потому что к этому событию как целостности, референту, если нужно, можно возвратиться снова и снова. Мольба, чувство «любви к себе», которые присутствуют в этих примерах, могут оказаться не точно такими, какими они описаны. Они, однако, являются четкими объектами для обозначения, к которым клиент может возвращаться до тех пор, пока не поймет, что они собой представляют. Возможно, это чисто физиологические явления, основание сознательной жизни, к которому клиент может возвратиться для исследования- Гендлин привлек мое внимание к этому важному свойству переживания как референта* На этой основе он пытается расширить психологическую теорию. Дифференциация переживания является четкой и имеет основу. Поскольку каждый из этих моментов является референтом, особой целостностью, он не смешивается с чем-либо другим• На этой основе и по этому поводу возникает процесс четкой д ифферен циации - На этой стадии нет ни внешних, ни внутренних проблем. Клиент субъективно живет какой-то частью своей проблемы* Она не является объектом. Я думаю, очевидно, было бы неправильно сказать, будто в каждом из этих примеров клиент переживает свою проблему как внутреннюю или как внешнюю. Необходимо указать, что он ушел вперед и в процессе чувствования находится очень далеко от восприятия проблемы как чего-то внешнего. Наиболее правильно, вероятно, сказать, что он не воспринимает свою проблему, а просто живет какой-то частью этой проблемы, осознанно ее принимая. Я так надолго остановился на шестой стадии континуума, потому что считаю ее критической* Мои наблюдения показывают, что эти моменты непосредственно принятого полнокровного переживания в некотором смысле являются почти необратимыми. Приведенные примеры говорят о том, что мои наблюдения и гипотезы верны: если клиенты будет испытывать подобные переживания, то эти переживания будут обязательно осознаны. Это нежная забота о себе, связь пуповины, которая делает его частью родителей, или зависимость маленького мальчика, молящего о чем-то, — в каждом случае по-разному у каждого клиента, И мимоходом я отмечу, что, если переживание полностью осознано, полностью принято, с ним молено совладать, как с любой другой реальностью. Седьмая стадия В тех сферах, в которых клиент уже достиг шестой стадии, полное принятие его терапистом больше не является необходимым, хотя оно, вероятно, еще полезно* Однако из-за того, что шестая стадия обычно необратима, часто кажется, что клиент не нуждается при переходе на седьмую> последнюю стадию в помощи тераписта* Эта стадия часто наступает как во время психотерапевтических отношений> так и вне их; клиенты скорее рассказывают о ней, чем переживают ее на сеансе, Я постараюсь описать из наблюдений несколько свойств этой стадии. Новые чувства переживаются во всем многообразии дета* лей немедленно, как в психотерапевтических отношениях, так и вне их. 188___________ ________________________________ Переживание таких чувств используется в качестве вполне определенного объекта для обозначения. Клиент совершенно сознательно старается использовать эти референты, чтобы более четко и дифференцированно узнать — кто он, чего хочет, каковы его наклонности- Это верно, даже если чувства неприятны или пугающи. Наблюдается растущее и длительное ощущение принадлежности чувств, принятых клиентом, а также имеющее основу доверие к процессу, происходящему в нем. Это доверие первоначально не к идущим процессам осознания, а скорее к целостному организмическому процессу. Один клиент описывает, как выглядит переживание, характерное для шестой стадии, используя понятия, типичные для седьмой стадии. «Здесь, в психотерапии, самое важное — сидеть и говорить: "Вот что меня беспокоит" — и затем флиртовать с этим некоторое время до тех пор, пока что-то не выжмется на волне сильной эмоции, — и дело закончено, все выглядит по-другому. Даже тогда я не могу точно сказать, что же случилось. Я только выставил что-то, потряс им и убрал обратно, и когда я это сделал, то почувствовал себя лучше. Это немного раздражает, потому что я бы хотел точно знать, что же происходит,.. Это удивительно, так как кажется, что я ничего и не делаю, за исключением того, что бываю настороже и хватаю мысль, когда она проходит мимо». И я задаюсь вопросом; что мне с этим делать, если мне все ясно? У этого нет никаких устройств, с помощью которых можно что-то регулировать, или еще чего-нибудь. Только поговори об этом некоторое время и отпусти. И видимо, это все, что здесь есть. У меня остается какое-то неудовлетворенное чувство — чувство, что я ничего не достиг. Это было достигнуто без моего понимания или согласия*** Дело в том* что я не уверен в качестве переделки, потому что я не смог ее увидеть и проверить... Все, что я могу делать, так это наблюдать факты* Я стал смотреть на вещи несколько по-другому: проявляю гораздо меньше беспокойства и стал намного активнее. В целом дела мои улучшились, я очень доволен тем, как они пошли. Но я чувствую себя как бы зрителем». Через ___________________________________________189 несколько минут после этого довольно-таки неохотного принятия происходящего в нем процесса он добавляет: «Мне кажется, что работа идет лучше, когда мое сознание занято лишь фактами, а их анализ идет сам по себе, без внимания сознания». Переживание почти не связано структурой и стало про цессом, то есть ситуация переживается и толкуется как новая, а не как бывшая в прошлом. Пример, приведенный при описании шестой стадииt предполагает то качество, которое я пытаюсь объяснить* Другой пример из совсем другой области связан с клиентом, который в последующей беседе о&ъясняет новое качество, появившееся у него в творческой работе, Обычно он следовал определенному порядку: «Вы начинаете с начала и затем равномерно идете до конца». Сейчас он осознает, что сам процесс изменился: «Когда я работаю над чем-то, представление о нем проявляется как скрытое изображение, как при проявлении фотографии. Оно не начинается с одного края, заполняя все пространство* Оно выходит все сразу. Сначала вы видите неясное очертание и спрашиваете себя, что это будет; затем постепенно то там, то здесь проглядывают очертания, и очень скоро все становится ясным — все сразу р. Очевидно, что клиент не только стал доверять этому процессу, но и переживает его таким, каков он есть* а не с помощью понятий прошлого опыта. «Я» становится все более субъективным рефлексивным осознанием внутреннего опыта, *Я& гораздо реже выступает как воспринимаемый объект и гораздо чаще как что-то, чувствуемое как процесс. Можно привести пример из той же беседы с клиентом, которая цитировалась ранее. Здесь из-за того, что он говорит о своем опыте после психотерапии, он снова осознает себя как объект, но ясно, что это не характеризует его каждодневный опыт. После рассказа о многих изменениях в себе он говорит: «На самом деле до сегодняшнего вечера я не связывал все это с психотерапией». (Шутливо.) Вот здорово! Может быть, что-то действительно происходит. Потому что моя жизнь с тех пор стала другой. Продуктивность моей работы поднялась. Моя уверенность в себе увеличилась* Я стал смелым в ситуациях, 190___________________________________________________ которых раньше старался бы избежать, А также я стал гораздо менее наглым в ситуациях, в которых до этого я был бы просто несносен»- Ясно, что только впоследствии он реально осознал, каков он был раньше* Личностные конструкты получают другое вероятное истолкование, их значимость проверятся в последующем опыте, но даже в этом случае они достаточно свободны. Клиент описывает, как изменились такие конструкты ближе к концу психотерапии. «Я не знаю» что изменилось, но я определенно чувствую себя по-другому, когда смотрю на свое детство,,* и враждебность, которую я чувствовала к моей матери и отцу, частично испарилась- Чувство их осуждения изменилось на принятие того факта, что мои родители делали многое, что мне не нравилось. Но у меня возникло чувство как бы заинтересованного волнения, что ли,., вот здорово.,, сейчас, когда я обнаруживаю, что было неправильно, я могу что-то сделать„. исправить их ошибки*. Здесь резко изменилось истолкование клиентом опыта, связанного с родителями. Другой пример можно взять из беседы с клиентом, который всегда чувствовал, что должен угождать людям: «Я способен увидеть, как это будет выглядеть,*, когда не имеет значения, если я вам не угождаю^ что угождение вам или неугождение — это вовсе не имеет для меня значения. Если бы я мог прямо сказать это людям.» йы знаете.» мысль о том, чтобы просто что-то сказать и не думать, угожу я или нет». О Боже! Ты можешь сказать почти все, что угодно, но это правда, вы знаете*, И немного позже он с недоверием задает вопрос, явно обращенный к себе самому: «вы имеете в виду, что если я буду на самом деле тем, кем, я чувствую, на самом деле являюсь, то это нормально?* Клиент борется за новое истолкование некоторых главных сторон своего опыта. Внутренняя коммуникация становится недвусмысленной, чувства имеют соответствующее им обозначение, для новых чувств вводятся новые обозначения. Клиент чувствует, что может выбрать новые способы существования. __________________________________________________________191 Поскольку все стороны опыта доступны для осознания, выбор становится правильным и эффективным, В данном примере клиент как раз начинает это сознавать: «Я стараюсь выбрать такую манеру разговора, чтобы не бояться говорить. Возможно, хороший способ это сделать — думать вслух* Но у меня так много мыслей, что я не смог бы все их высказать вслух. Но возможно, я мог бы позволить себе выражать с помощью речи мои настоящие мысли, вместо того чтобы болтать попусту** Здесь клиент чувствует возможность эффективного выбора. Другой клиент приходит, чтобы рассказать о своем споре с женой: «Я не злился на себя. У меня не было ненависти к себе, я только понял, что веду себя как ребенок, причем делаю это осознанно», Довольно сложно найти примеры к седьмой стадии, так как достигают ее полностью немногие клиенты* Разрешите мне кратко суммировать качества этой стадии континуума. Когда индивид в процессе изменения доходит до седьмой стадии, он находится в новом измерении. На этой стадии клиент включает качества движения, потока, изменчивости в каждый аспект своей психической жизни, и это становится ее примечательной характеристикой. Он живет в потоке своих чувств, осознавая и принимая их, а также веря в них. У него постоянно изменяются способы истолкования опыта, поскольку его личностные конструкты изменяются с каждым новым событием жизни. По своей природе его переживание — это процесс. В каждой новой ситуации ис-пытываются новые чувства, которые истолковываются по-новому. Истолкование чувств на основе прошлого опыта происходит лишь тогда, когда новый опыт похож на прошлый. Клиент переживает чувства непосредственно, зная в то же время, что он переживает. Он ценит точность дифференциации чувств и личностных смыслов своего опыта. Внутренняя коммуникация между различными аспектами его «Я* не заблокирована. Он свободно раскрывает себя в общении с другими, и это не стереотипные, а личные отно- 192___________________________________________________ шения. Он осознает себя, но не как объект, это скорее направленное на себя осознание, субъективное проживание течения жизни. Он воспринимает себя как ответственного за свои проблемы. Он на самом деле чувствует, что полностью отвечает за свою жизнь во всех ее текущих аспектах* Он живет полной жизнью в своем «Я» как постоянно текущем и изменяющемся процессе. Несколько вопросов относительно континуума этого процесса Разрешите мне предвосхитить несколько вопросов, которые могут быть заданы в связи с процессом, который я старался описать. Является ли он именно тем процессом, с помощью которого происходят изменения личности, или это лишь один из многих видов изменений? Этого я не знаю. Возможно, имеется несколько видов процессов изменения личности* Я бы только уточнил, что это, кажется, тот процесс, который начинается, когда индивид ощущает, что его полностью принимают. Приложим ли этот процесс к психотерапиям различных видов или он имеет место только при одной психотерапевтической ориентации? До тех пор пока у нас не будет еще записей с другими видами психотерапии, на этот вопрос невозможно ответить. Однако я бы выдвинул гипотезу, что, вероятно, при психотерапевтических подходахf придающих большое значение когнитивному аспекту опыта и малое — эмоциональному, наминают действовать совершенно другие процессы изменения. Каждый ли согласился бы с тем, что это желаемый процесс изменения, что он движется в правильных направлениях? Я думаю, нет* Мне кажется, некоторые люди не считают текучесть ценным качеством* Суждения такого рода зависят от социальных ценностей, которые должны определяться индивидами и культурами. Этого процесса изменения можно легко избежать с помощью сокращения или отказа от тех взаимоотношений, в которых индивид полностью принимается таким, каков он есть. _______________________________________________193 Является ли изменение в этом континууме быстрым? Мои наблюдения говорят о противоположном. Моя интерпретация работы Киртнера (несколько отличная от его интерпретации) заключается в том, что клиент, возможно, начинает психотерапию, будучи приблизительно на второй стадии, и заканчивает ее на четвертой стадии. Причем и клиент, и терапист получают взаимное удовлетворение достигнутым прогрессом. Почти невозможно себе представить, что клиент, находящийся на первой стадии, может дойти до полной седьмой стадии. Если бы это действительно произошло, то заняло бы годы. Правильно ли сгруппированы качества, описывающие каждую стадию? Я уверен, что я не один раз ошибался в своих наблюдениях. Я также задаю себе вопрос, какие важные качества были опущены. Я также спрашиваю себя, не могли ли различные элементы континуума быть описаны более экономно. На все вопросы такого рода могут быть даны ответы из опыта психотерапии, если различные исследователи будут считать, что гипотезы, выдвинутые мною, имеют достоинства. Заключение Я постарался представить в виде незрелых, предварительных набросков течение процесса изменений личности, происходящего, когда клиент ощущает, что его принимают таким, каков он есть. Этот процесс состоит из нескольких волокон, которые вначале разделены, а затем, по мере продолжения процесса, становятся нераздельным целым. Этот процесс включает в себя освобождение чувств. На начальном этапе континуума они описываются как отдаленные, не принадлежащие человеку и не имеющие места в настоящем. Затем они представляются как объекты в настоящем, принадлежащие индивиду. Потом они описываются как чувства, которыми индивид владеет, и называются тем словом, которое наиболее точно выражает непосредственное переживание. Еще дальше по шкале они переживаются и выражаются в непосредственном настоящем времени, причем страх перед процессом развития уменьшается. Также на этой ста- 194________________________________________________ дии чувства, которые ранее отвергались сознанием, проникают в него, переживаются, и индивид чувствует* что владеет ими* На самом высоком уровне континуума характерной для индивида становится жизнь в процессе переживания постоянно меняющегося потока чувств* Этот процесс связан с изменениями в том, как происходит переживание* Континуум начинается со статичности, в которой индивид очень отдален от своего переживания и не способен пользоваться его скрытым смыслом или обозначать его* Переживание обязательно должно отойти в про-шлое> чтобы в нем можно было найти смысл и истолковать настоящее с помощью смысла, обнаруженного в прошлом* От отдаленности по отношению к переживанию индивид движется к признанию переживания как волнующего его процесса, происходящего внутри него* Переживание для клиента постепенно становится все более им принимаемым, внутренним объектом для обозначения смыслов, оно понимается все более верно, И наконец, клиент способен жить свободно, принимая себя в текущем потоке переживания, спокойно используя его в качестве главного референта своего поведения* Этот процесс связан с переходом от несоответствия к соответствию* Континуум начинается с максимума несоответствия, совершенно не осознаваемого индивидом* Через стадии, где клиент все более четко осознает противоречия и несоответствия, существующие внутри него, он движется к их переживанию в непосредственном настоящем* И таким образом, они постепенно исчезают. В верхней части континуума обычно никогда не бывает более чем временного несоответствия между переживанием и его осознанием, так как человеку не нужно защищаться от пугающих сторон его опыта. Этот процесс связан с изменением в способе, с помощью которого и благодаря которому человек может и хочет сообщать о себе в атмосфере принятия. Континуум начинается с полного нежелания раскрыть самому себе свое «Я* как обогащенное и изменяющееся осознание внутреннего опыта, в дальнейшем это легко происходит, когда индивид хочет это сделать. ^___________________________195 Этот процесс связан с ослаблением действия когнитивных схем переживания. От застывшего толкования опыта, который воспринимается как внешние факты, клиент движется к развивающимся, свободно изменяющимся толкованиям смысла опыта, к структурам, которые изменяются после каждого нового опыта. Имеется и изменение отношения индивида к своим проблемам. На одном конце континуума проблемы не узнаются и нет желания их изменить, Постепенно появляется осознание, что проблемы существуют* На более поздней стадии имеется осознание, что индивид способствовал возникновению этих проблем, что они не возникли откуда-то извне* Все возрастает чувство личной ответственности за решение этих проблем, Еще дальше по шкале континуума находится проживание или переживание каких-то аспектов этих проблем. Человек субъективно живет своими проблемами, чувствуя ответственность за то? что он сделал для их развития. Наблюдаются также изменения в том, как индивид относится к другим людям. На одном конце шкалы континуума индивид избегает тесных отношений, которые воспринимаются им как опасные. На другом конце шкалы континуума он живет открыто и свободно, будучи в различных отношениях с терапистом и другими людьми, управляя своим поведением в этих отношениях на основе непосредственных переживаний. В общем процесс движется от статичности, где все элементы и нити различимы по отдельности, к текучим пиковым моментам психотерапии, в которой все эти нити нераздельно сплетаются вместе. В новом переживании с его непосредственностью настоящего момента чувство и познание переплетаются, «Я* субъективно присутствует в опыте, волевой акт — это просто субъективное следование гармоничному балансу организма- Таким образом, когда процесс достигает этой стадии> человек становится единым движением, единым течением. Он изменился, но что кажется наиболее важным, он стал интегрированным процессом изменений. Приложение 2 К. Р. Роджерс ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ1 У меня давно было сильное убеждение — некоторые могут назвать его навязчивой идеей, — что отношения во время психотерапии являются лишь особым видом межличностных отношений вообще и что во всех таких отношениях имеют место одинаковые закономерности. Это была тема, которую я выбрал для выступления перед собранием персонала Американской ассоциации кадров и направляющей помощи в Сент Луисе в 1958 году. В этой работе я провожу разделение на субъективное и объективное, что является важной частью моего опыта в последние годы. Мне очень трудно создать работу, которая или полностью объективна, или полностью субъективна. Далее если я не могу примирить оба эти мира, я хочу их подробно сопоставить. * * * Мой интерес к психотерапии пробудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими* Под * другими» под- 1 Роджерс К.Р. Вагляд на психотерапию. Становление человека* NL: Издательская группа «Прогресс*, «Универс», 1994. С. 81—100, ______________________...______________197 разумевается один человек или группа. Выражая это иначе> можно сказать, что помогающие отношения могли бы быть определены как такие, в которых один из участников имеет в виду, что скоро у одного или обоих членов отношений должна появиться более высокая оценка своих данных, умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности индивида. Сейчас очевидно, что такое определение охватывает широкий спектр отношений, способствующих развитию* Оно, конечно, включает отношения между матерью и ребенком и между отцом и ребенком. К нему относятся отношения между врачом и пациентом, Под это определение подойдут отношения между учителем и учеником, хотя многие учителя не согласятся с тем, что их целью было способствовать развитию ученика. Это определение включает почти все отношения «консультант — клиент* в психотерапии независимо от того, говорим ли мы о консультировании в образовании, профконсультировании или консультировании относительно личных проблем. В последние входит широкий спектр отношений между психотерапевтом и госпитализированным психопатом, терадистом и невротической личностью или личностью с проблемами, а также отношения между терапистом и все увеличивающимся числом так называемых «нормальных* индивидов, которые приходят на психотерапию, чтобы улучшить свою жизнедеятельность или ускорить свое личное развитие. Это отношения большей частью «один—один». Но следует также пр думать о многочисленных отношениях «один—группа*, которые также предназначены для установления помогающих отношений. Некоторые управляющие полагают, что их отношения со служащими должны стимулировать их развитие, хотя другие не ставят такой цели. К ним же относятся отношения между руководителем психотерапевтической группы и самой группой, а также отношения между консультантом общины и группой из этой общины* Все чаще помогающие отношения имеются в виду, когда говорят об отношениях между консультантом в промышленности и группой управления. Возможно, это перечисление указывает на тот факт,
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |