Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лава 2. Тшмгм культур




2.2. Политическая культура

Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленче­ской культуры. Содержание политической культуры оп­ределяется господствующим политическим режимом класти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное со­держание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских п политических прав личности, то, насколько они со­ответствуют международным правилам, степень реа­лизации и защиты этих прав, стиль и формы межпар­тийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

 

 

2.3. Профессиональная культура

В принципе, ею должен обладать каждый, кто за­нят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет­ным видом труда. Степень владения профессиональ­ной культурой выражается в квалификации и ква­лификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверя­ется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной про­фессии теоретических знаний, б) реальную квалифи­кацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практи­ческих навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

2.4. Педагогическая культура '

Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные крите­рии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уро­вень интеллектуальности нации.

Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и поли­тическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому вре­мени в Западной Европе было грамотно уже 90% на­селения.

Таким образом, педагогическая культура включа­ет всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Есте­ственно, что она охватывает и то, насколько новатор­скими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагоги­ческая культура (а до того российская дореволюцион­ная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

Разумеется, педагогическая культура невозмож­на без материально-технического оснащения. Призна­ком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теорети­чески все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.


 

I дива Ζ. Типология культур

щ § 3. Виды культуры ___________________

3.1. Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле­нов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть националь­ной или этнической в зависимости оттого, насколько ι ложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культу­ры, касающихся преимущественно обыденной жизне­деятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и пе-I нтферию. Этническая культура включает орудия труда, правы, обычаи, нормы обычного права, ценности, по­стройки, одежду, пищу, средства передвижения, жи­лище, знания, верования, виды народного искусства'.

Специалисты различают в этнической культуре дна слоя:

■ исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элемен­тами;

■ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 343—349.

Нижний слой включает наиболее устойчивые эле­менты, закрепленные многовековой традицией. Поэто­му считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. <)бновление культуры может быть экзогенным (заим­ствованным) и эндогенным (возникшим внутри куль­туры без влияния извне). Преемственность, устойчи­вость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколен-пых традиций, действующих на протяжении несколь­ких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически
длительного времени и выступающих механизмом пе§
редачи ценностей от поколения к поколению1. |

Этническая культура — это культура людей, евщ зашгых между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, там сказать, «крови и почвы», почему она и меняете»! от одной местности к другой. Местная ограни^ чепность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространств^ (племя, община, этническая группа) — одна из| основных черт этой культуры. В ней господству* ет сила традиции, привычки, раз и навсегда при-' пятых обычаев, передающихся из поколения к но-I колению на семейном или соседском уровне2.

 

Если этнос указывает на социокультурную общ­ность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую ор­ганизацию.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / ГЛ. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 352—353. 2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для сту­дентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Нау­ка, 1995. С. 39—40.

Структура национальной культуры сложнее этни­ческой. Национальная культура включает наряду с тра­диционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А по­скольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав на­циональной. Взять такие молодые нации, как США или, Бразилию, прозванные этническими котлами. Амери­канская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-


Itua 2. Типом» культур

' тую и другие этнические культуры. Большинство со-ирсменных национальных культур иолиэтничны.

Национальная культура не сводится к механиче­ской сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх mm. У нее есть собственно национальные черты куль-|уры, возникшие тогда, когда представители всех эт­носов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково востор­женно исполняют гимн США и чтут американский флаг, унижают его законы и национальные праздники. Осоз­нание большими социальными группами своей привер­женности к территории своего расселения, общена­циональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание нацио­нальной культуры1.

В отличие от этнической, национальная культура пич.единяет людей, живущих на больших пространст­вах и необязательно связанных кровно-родственными ■ >τι юшепиями. Обязательным условием появления на­циональной культуры специалисты считают новый тип

......иальной коммуникации, связанный с изобретением

письменности, с моментом рождения литературного чзыка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального ι и >ьединения, приобретают популярность среди грамот­ной части населения2.

Таким образом, национальная культура строится па фундаменте письменной культуры, в то время как птшческая культура может быть вполне бесписьмен­ной, например, культура отсталых племен, сохранив­шихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1494. С. 356—357. 2 Культура; теории и проблемы: Учеб. пособие для сту­дентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ι.Φ. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Нау­ка, 1995. С. 40.

Вот почему национальная культура изучается пре-имущественно филологией, имеющей дело с памятни­ками письменности, а этническая культура — этногр! фией и антропологией, имеющими дело прежде всег с дописьменной литературой1.

 

3.2. Субкультура и контркультура 1

Поскольку общество распадается на множеств!
групп — национальных, демографических, социаль!
пых, профессиональных, — постепенно у каждой из низ!
формируется собственная культура, т. е. система цен!
ностей и правил поведения. Малые культурные мира
называют субкультурами. 1

У одного языка — несколько диалектов. Группы! говорящие на разных диалектах,— субкультуры, rpyn-t пы, говорящие на разных языках,— различные культур ры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство! деталей образа жизни, разделяют общие базисные цен-! ности и потому могут общаться беспрепятственно, иЦ культуры — всего лишь варианты одной, господствую-; щей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в;
отдельных аспектах отмечающаяся или противостоя-,
щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про-
должающая культуру нации, которая получила назва- ]
ние доминирующей культуры. Субкультура отличается,'
от доминирующей культуры языком, взглядами на|
жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обы- j
чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб- ■
культура не противостоит доминирующей культуре,!
Она включает ряд ценностей доминирующей культу- i
ры и добавляет к ним новые ценности, характерные j
только для нее. \

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко- j торая не просто отличается от доминирующей культу-! ры, но противостоит, находится в конфликте с господ-, ствующими ценностями.

Примером контр культуры, по мнению известного \ американского социолога Н. Смелзера, служит куль- ]

1 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для сту­дентов и аспирантов гуманитарных специальностей / ηη Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Нау-Dt ка, 1995. С. 40.

тура богемы. «Среди других ценностей богемы выделя­ются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощ­рение равенства мужчин и женщин и любовь к экзо­тике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, само­ограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»1.

Возникновение контркультуры на самом деле — пиление вполне обычное и распространенное. Доми­нирующая культура, которой противостоит контркуль­тура, упорядочивает только часть символического про-| транства данного общества. Она не способна охватить in о многообразие явлений. Оставшееся делят между гобой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важ­ны доминирующей культуре, хотя на одних она смот­рит с недоверием, а на других— с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале повой эры, затем религиозные секты, позже средневе­ковые утопические коммуны, а затем идеология боль­шевиков.

Иногда провести четкие различия между субкуль­турой и контркультурой затруднительно или невозмож­но. В таких случаях на равных правах к одному явле­ния применяют оба названия.

Преступная субкультура, произрастающая в кол­лективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, пра­вилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бу­гор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют луч­шее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отри­цал) — сподручные и советники босса. Они — испол­нители его воли и толкователи норм. Ниже по лестни­це стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и ока­зывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишен-

 

1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63.


ными привилегий» (опущенные, обиженные). Для под-* держания внутригрупповой стратификации (структу--ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение ста­туса носит, как правило, остроконфликтный характер, и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагиче­скими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.

 

3.3. Сельская культура

Сельская культура получила в литературе ряд наиме­нований: сельский тип культуры, культура села, деревен­ская культура, культура крестьянства. Известный специа­лист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе го­рожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не яв­ляющиеся крестьянами, и т. д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе)'. Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, итолько.Они —носители этой культу­ры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сель­ской культуры.

1 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. 2 Там же.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в ос­новном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла празд­ничная культура»2.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность,


1 лава Ζ. Типом» кушцр

псе члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, соседит, д.).

3.11лотный неформальный контроль заповедением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Посте­пенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаи­моконтроля соседствуетсо столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, дей­ствиями). Неработающие соседи обеспечивают при­смотр за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, вы­бор брачного партнера и иные ключевые вопросы под­вергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит ос­новой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обраще­ние на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька — Васька) или только по от­честву, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная ин­терпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ог­раниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и обще­человеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющей­ся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес кол­лективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже про­смотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

3 Культурология. Учебник

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание эко­логической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан мно­гих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограни­чивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние по­требности, умение выбирать среди нескольких филь­мов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сель­ский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде.

10. Раннее занятие физическим трудом на откры-
том воздухе сформировало иное отношение к физкуль-
туре. На селе мало кто занимается дополнительными
узкофункциональными упражнениями (европейская
система, йога, аэробика) для поддержания здоровья.
В результате в значительной мере теряется организо-
ванная ритмика рабочего дня, способность рациональ-
но подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастро­фических размеров. Правда, с массовым распростра­нением телевидения былое культурное отставание бы­стро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показыва­ют социологические исследования, уже не служит ос­новной причиной миграции в город1. Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого вы­сокого качества. В 90-е годы в деревню широким по­током хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в со-

 

1 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 46.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.