КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I лава 2. Типологии кцльтцр 4 страница
Замечено, что чем выше в обществе удельный вес интеллигенции, тем выше вероятность расшатывания нормативной системы культуры. Правда, чем выше материальный уровень жизни населения, тем ниже вероятность такой угрозы. В США и России высок удельный вес интеллигенции, однако материальный уровень жизни населения неодинаков. В результате российская интеллигенция всегда ставила под сомнение и критиковала нравы своего общества, а американская чаще выступала за их сохранение. Угроза нравственным устоям общества обычно исходит от лучшей, а не от худшей части общества, как бы парадоксально ни звучала эта мысль. Алкоголиков, наркоманов, преступников можно заставить соблюдать нормы. Для этого существуют достаточно эффективные принудительные меры. В советский период, особенно к сталинскую эпоху, численность этих групп была незначительной. Однако либерализация общества, напрямую зависевшая от просветительской и критической деятельности российской интеллигенции, привела к росту числа нарушений. Еще один фактор, влияющий на нравственные устои общества,— это уровень правовой культуры населения. Отмечено, что если демократизация общества происходит на неподготовленной правовой основе, когда нет жестких законов, охраняющих права и покой большинства людей, и эффективных механизмов их соблюдения, растет число тех, кто считает себя выше закона. В обществе расцветает культ вседозволенности. Причем чем чаще законы нарушают верхи, тем чаще их начинают нарушать низы общества. Обратная зависимость отмечена не везде, ибо от распущенных низов верхам легче найти противоядие при условии, что они сами не подают пример нравственной распущенности. 1 § 7. йномия _______________________ Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия. Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. У Э. Дюркгейма, который ввел этот термин в 90-е годы XIX века, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, числа самоубийств, увеличение числа разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается религиозных и семейных ценностей. Если для Э. Дюркгейма аномия являла состояние безнормности, то для Р. Мертона, который пошел дальше французского социолога и предложил стройное учение, она служила результатом конфликта норм в культуре или, выражаясь более точно, конфликт официально провозглашенных целей и доступных законных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провозглашенных обществом в качестве нравственного закона целей. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной заинтересованности в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального успеха. Но если в том и в другом случае большинству населения легитимные, т. е. законные, способы достижения этих целей недоступны, то на его долю достаются только незаконные. У Мертона их пять: 1) конформизм (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств); 3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств); 4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств); 5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами). Так люди приспосабливаются к аномии. В большинстве случаев это отклоняющееся поведение.
| KB______________________________________________________ ■ К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры. ■ Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. ■ Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. ■ Функции культурных норм:
— являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих поступках; — служат ожиданиями в отношении будущего поступка; — контролировать отклоняющееся поведение; — служить образцами, эталонами поведения. ■ Нормы можно классифицировать но самым разным основаниям, например, по сфере применения— в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа. Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами. α Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws). Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др. ■ Привычки служат исходной клеточкой социальной и культурной жизни людейодновременно. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других. ■ Манеры— внешние формы поведения человека, полу*, чающие положительную или отрицательную оценку οκ<ί ружающих. Они основаны на привычках. ',' ■ По отдельности манеры составляют элементы, или чер*> ты культуры, а вместе — особый культурный комплексу называемый этикетом. ■ В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке И относится к коллективным формам действия. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. ■ Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция— все то, что унаследовано от предшественников. ■ Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия..·■ ш Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. ■ Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. ■ Ритуал— сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. ■ Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От этого слова происходит «нравственность» — этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. ■ Табу— абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским I имя;i. Нрыриые нормы или правительственным документом, т. е. подкреплен-ные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. ■ Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. ■ Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры. ■ Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека. ■ Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. ■ Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. ■ Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. н. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. ■ Ценности — это то, что оправдывает нормы и придает им смысл. Жизнь человека— ценность, а ее охрана — норма. ■ Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. ■ Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. ■ Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему культуры. ■ В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. ■ Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. ■ Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества— предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. ■ Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном, или нормативном, конфликте. ■ Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия, такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или рав-нодушно. ■ Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ
Потребность в культуре — результат двух- или трохмиллионнолетней эволюции человеческого рода, н течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала ι ерьезные изменения в строении мозга, органов пищеварения и челюстей. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникно-пения речи. Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог 11ли слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить иезде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков —система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова. 1 § I. Социализация и воспитание _______________ 1.1. Составные части и разновидности социализации Социализация представляетсобой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью. От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте). Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания — нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане. Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения. О результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности, уровень интеллигентности, наличие самоконтроля. Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм. Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание родителям. К субъектам воспитания относятся лица, оказывающие целенаправленное или стихийное влияние на формирование ребенка: родители; родственники; дру- и,я; знакомые; значимые другие — реальные (настоящие) герои; воображаемые (литературные) герои; учителя; другие лица. С социализацией тесно связана инкультурация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. I'< отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией. Таким образом, социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, •лементами или частями которого могут быть воспита-пне, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция.
1.2. Процесс социализации Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. ")то детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства π юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость) Подготовка к самостоятельной жизни стала на только более продолжительной, но также более слож| ной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человек] ческое общество смогло только в XX веке. Десятки| тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеоб-1 щее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то rocy-i дарство в развитых странах тратит на образование до; 30% национального дохода. Однако школьное, университетское, производст»,' венное или какое-либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, организованное для приоб-.' ретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями —■ она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в ι ушество социальное. Социализация —такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулиро- 1Ы1111Ю. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать иупдоркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не. существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно ι 'ели жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. I Ιο что еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Как выдумаете, почему? Социализация должна начинаться в детстве, когда при мерно на 70% формируется человеческая личность. < 'тоитзапоздать, какначнутся необратимые процессы. ΙΊ детстве закладывается фундамент социализации, и в т< ι же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и наддительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. Л бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.
1.3. Агенты и институты социализации Беспомощность ребенка, его зависимость от окруже-11 ия заставляют думать, что процесс социализации про-х одит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. 11омощники — это люди и учреждения. Их называют. ι тентами социализации (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами социализации (учреждения, влияю-| цие на процесс социализации и направляющие его). Так как социализация подразделяется на два вида < первичную и вторичную, агенты и институты социа, зации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации — ближайш окружение человека: родители, братья, сестры, бабу] ки, дедушки, близкие и дальние родственники, при» дящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тр неры, врачи, лидеры молодежных группировок. Первичная среда — не только ближайшая к чел1 веку, но и важнейшая для его формирования, т. е. сто. щая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации — представите] ли администрации школы, университета, предприятия армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д. Первичная социализация — сфера межличност ных отношений, вторичная — сфера социальных от ношений. Одно и то же лицо может быть агентом ка; первичной, так и вторичной социализации. Учитель, если между ним и учеником доверительны! отношения, окажется среди агентов первичной социали зации. Но если он всего лишь выполняет свою формаль»' ную роль, то он будет агентом вторичной социализации,1 Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие —-средства существования, церковь —духовное общение и т. п.
1.4. Первичная социализация Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего это родители, ближайшие родственники, ровесники, а также кормилицы и няни. Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послу-III,ниш, желании делать им приятное и доброе. ')<|)фективным приемом (педагогической практики) первичной социализации является поведение роди гелей, которое выступает наглядным примером того, Пни надо вести себя в различных ситуациях. К социализации в раннем детстве можно отнести Си, как и когда происходит отлучение ребенка от груди рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В дру-1и ч культурах их отлучают рано, передают кормилице л|ц Ό кормят искусственным молоком. Контроль за ес-ι'1'с твенными отправлениями, защита от воздействий т. ружающей среды (холода, сырости) и т. п. составля-|о г ι к'нову физического ухода за ребенком. Напротив, щ-ремонии инициации, наречение имени, крещение, ι и умение языку, речевому этикету, телесные наказания, ι \овоспый инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения Ιο.λ,ι >брение или осуждение соответствующего поведении) относятся к социокультурным процедурам социализации. Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной социализации— к •и омскому или мужскому. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка. Первичная социализация закладывает основы половой идентификации. Мальчики играют в военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек — мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. 1.5. Функции родительства Многие убеждены, что родительские чувства nfl Взаимоотношения, складывающиеся между роди! телями (матерью и отцом) и детьми, являются решаю| щим моментом социализации. Они обнаруживают cedijj в самый ответственный момент — когда человек наибо* лее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее дове< рителен и открыт всему новому, а именно в период! младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотно^ шения продолжаются всю жизнь и, следовательно, ока-1 зывают наиболее длительное воздействие. Третья чер-та — родительско-детские отношения являются самыми-тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе. В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав). У высших животных формируется особое явление —■ материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт. Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и «приручение» огня. Вынашивание ребенка — самый ранний этап социализации, который liana 4. Ширмы и механизмы приобщения к крьтцрв предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем ι,1мим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие. По мере увеличения мозга у человека сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное— расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучают потомство основам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем болыне-му количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось. В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления нищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большого увеличения родительского вклада в обучение и ыщиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения. Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии— устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы <>дного выводка — вызвано было тем, что самка в одиноч-ку не могла сохранить потомство: нужно было добывать 11 ищу, охранятг, территорию от врагов, передавать знания. <)тсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцовства и на его ι к-нове — формирование института родительства. Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний. Подростковый период и юность представляют co-j Не все агенты первичной социализации играют' одинаковую роль и обладают равным статусом. По" отношению к ребенку, проходящему социализацию,' родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое! из того, что не прощают родители: ошибочные реше-' ния, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т. д. В каком-то смысле■{ ровесники и родители воздействуют на ребенка в про-' тивоположных направлениях и первые сводят на нет' усилия вторых.
1.6. Культурные различия в воспитании детей Как обучают культурно приемлемому поведению? Уже в колыбели человек становится центром притяжения внимания родителей и семьи, хотя с годами, по мере взросления, он перемещается на периферию. Он учится различать вначале по тону голоса родителей, какие действия нельзя совершать, а что приятно им. Родители постоянно повторяют слова типа «мама» или «баба», и ребенок узнает, что, произнося подобные слова, он получает вознаграждение: поцелуй, сладкое питье или нежность. По прошествии времени ребенок узнает еще больше слов и правил поведения. Маленькая девочка учится должному поведению, которое вначале не зависит от специфики пола и больше основывается на общекультурных универсалиях. По мере того как она подрастает, через игры с друзьями, поведение родителей, а позже через официальное обучение в школе, девочка узнает обо всех тонкостях поведения, которое ожидается от девушки или женщины в цивилизованном обществе.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |