КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I лава 2. Типологии кцльтцр 8 страница
■ Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. ■ Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. ■ Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур. ■ Диверсификация культуры выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур. ■ Культурная экспансия (от лат. expansio— распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Раздел 1. Общие категарин крьтр ■ Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному. ■ Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. ■ Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. ■ Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». ■ Культурная диффузия — стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распространение одинаковых культурных образцов но всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры. ■ Глобализация — ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей. и Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции. ■ Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. ■ Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации. ■ Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам. РАЗДЕЛ Π МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Глава 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
1 § 1. Художественная культура и искусство ______ 1.1. Проблема определения Искусство надо понимать как минимум в трех значениях: — искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, (■культура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; — искусство в узком смысле — только изобразительное искусство; — искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искусствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики. Итак, искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество. Художественное творчество выступает синонимом художественной культуры. К искусству принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей. Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им.
1.2. Субъекты художественной культуры Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах. Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклонников, сторонников, новых произведений и идей. Если вспомнить все, что говорилось о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины Пикассо, симфонии Чайковского, храм Покрова на Нер-лн, театр Станиславского. Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того пли иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части. Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — это только пли преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Любительские виды изучает фольклористика. Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.
1.3. Структура художественной культуры У искусства — части художественной культуры — имеется, как и у культуры в целом, своя нормативная система. Но она существенно отличается от той, что есть в культуре. В культуре нормативная система управляет буквально всеми людьми, а в искусстве — только теми, кто ее создает. Почему? В искусстве, особенно сегодня, постоянно меняются: 1) средства художественной выразительности, 2) профессиональные навыки художников, 3) совокупность принципов и критериев оценки художественной продукции, т. е. критерии оценки произведений. Оценки выносят знатоки — совокупность любителей или поклонников, круги экспертов, критиков и знатоков, устроители аукционов и государственные чиновники, если они регулируют развитие культуры. При этом они руководствуются не только личными вкусами, пристрастиями и чувствами. У них есть и объективные стандарты. Это господствующие в данный исторический период эстетические стили. Эстетический стиль представляет собой совокупность принципов и критериев, связанных с построением художественной формы в конкретном направлении. Они и составляют нормативные начала искусства, ограничивающие и упорядочивающие многообразие художественных проявлений. Особенно часто эстетические стили меняются в высокой моде — четыре раза в течение года (со сменой сезона). Достаточно часто они меняются и в других жанрах искусства и художественной культуры: авангардизм, футуризм и дадаизм в живописи начала XX века, импрессионизм, романтизм и реализм — в конце XIX века, сюрреализм и экспрессионизм — в середине XX века. Таким образом, нормативная система искусства распространяется на меньшинство общества — на тех, кто постоянно участвует в создании искусства. Сравнивая нормативные системы в культуре и в искусстве, надо отметить, что в искусстве нормы меняются гораздо быстрее. В культуре некоторые нормы, например, кровной мести, держатся тысячелетиями. Хотя эстетические стили, критерии оценки художественных произведений меняются очень быстро, в целом нормативный базис искусства остается неподвижным. Для того чтобы глубже разобраться в проблеме, составим схематическое представление о нормативной системе художественной культуры в целом и искусства в частности.
Массовая культура Народная культура Элидарнаи кулыура
Рис. 12. Расположение трех форм культуры по отношению к ядру и периферии Рассмотрим схему (рис. 11). Ядро искусства (в данном случае искусство и художественная культура будут считаться эквивалентными) составляют неизменные принципы. К ним относятся те эстетические критерии красоты и возвышенного, которые на протяжении тысячелетий руководили художниками. Периферию составляют изменчивые стилевые критерии, которые меняются на очень коротком отрезке времени — иногда в течение одного-двух лет. Художник всегда раздваивается: он стремится соответствовать нормам и ядра, и периферии. С одной стороны, он не хочет отстать от художественной моды, вкусов и ориентации публики, стремится быть актуальным. Это и понятно, так как его произведения всегда обращены к зрителям. Собственно говоря, он для нее и создает свои произведения. С другой стороны, — истинный художник стремится отразить в своих полотнах вечное, проникнуть в тайны красоты, привнести что-то свое в сокровищницу мирового искусства. И в этом смысле он как раз не должен следовать изменчивым вкусам публики, потакать ее невежеству. Он должен идти на шаг-два впереди эпохи, просвещать и образовывать публику. Таким образом, у искусства две части, и они антагонистичны. Требования одной противоречат требованиям другой. Художник в равной мере обязан следовать той и другой системе нормативных критериев. Отсюда противоречивость природы искусства. Интересно, что не только художник, но и его непосредственное окружение также руководствуется противоречивой системой норм. Например, критики оценивают и актуальность произведения, способность быть актуальным и его ценность с точки зрения вечных критериев прекрасного. Коллекционеры, покупающие и составляющие произведения искусства в собрания, пополняющие затем выставки и музеи, также исходят из двойных стандартов. Немало случаев, когда они не смогли увидеть в начинающем художнике будущего гения человечества, не приобретали картины и теряли на этом огромные деньги. Из тех же двойных стандартов исходят организаторы аукционов, где продаются художественные произведения. Неосознанно ими руководствуется даже публика, любители искусства. Из двойных стандартов, но с заметным уклоном в сторону периферии, исходят те, кто тиражирует произведения, организует финансовую поддержку, проталкивает художника на телевидение, в прессу и т. п. По жанрам художественной культуры значимость ядра и периферии распределена неравномерно. И здесь мы вынуждены различать искусство и художественную культуру. Скажем, эстрадные звезды скорее относятся к художественной культуре, но не обязательно — к искусству. Лишь некоторые из них удостаиваются столь высокой чести. Ядро и периферия выполняют в искусстве разные функции. Ядро, состоящее из неизменных критериев вечного и прекрасного, консервативно, а периферия либеральна и революционна. Все новое, оригинальное, экзотическое, шокирующее публику рождается на периферии. Это экспериментальная лаборатория художественной культуры. Обычно наибольшим спросом у публики пользуется именно самое необычное и шокирующее. Чем необычнее произведение, тем мгновенной успех. На этом зиждется массовая культура. На периферии рождается не только самое оригинальное и броское, но и самое массовое.
1 §?. Основные виды и жанры искусства ________ В огромном мире культурных артефактов произведения искусства — сонаты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к наисложней-шим и высочайшим проявлениям человеческого духа. Раньше словом «искусство» называли любые изделия — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» или ремеслам, обладали не только полезными практическим свойствами, но и высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и и своем широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения. Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать: ■ познавательной ценностью; ■ эстетической ценностью; ■ нравственной ценностью. Три указанные вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Добро, Красота. Трудно, пожалуй, найти четвертый (не говоря о пятом или шестом) критерий, который бы в полной мере ныражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — ко вообще три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — религиозное учение, научную теорию или педагогический прием, — они обязательно будут' в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает 11стипа, в религиозном учении —Добро, в педагогическом приеме (сфера образования) — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота. Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами или просто видами искусства. Сюда относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие. Слово «искусство» происходит от латинского ars, artis -··- ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например, artes liberales — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — пауки, artes disserendi— диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. В широком смысле это слово обозначало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт», с которым мы столкнулись в главе о культуре, происходит от того же корня. Раздел 2. Мировая притаенная кудьгура У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и «технология». Оно, как и первое, обозначает занятия, ремесло, науки. Но у него иная ориентация. Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а греческое — на техническое и естественнонаучное. Поэтому мы никогда не употребляем слово «техника» по отношению к литературе или театру. В то же время совокупность технических приемов исполнительского искусства, например, балетного танца, мы можем именовать техникой. Термином «свободные искусства» в Средние века назывался университетский курс наук, включающий грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Окончивший курс студент назывался бакалавром искусств. Древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, не разграничивали изящные и прикладные искусства. Они проводили границу между свободными искусствами, которыми занимались свободные граждане, и «сервильными» искусствами, которые были уделом рабов. Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Для этого у греков и римлян хватало рабов. У граждан оставалась масса свободного времени для умственной деятельности, куда входило посещение театров, стадионов, музеев, бань, философские диспуты и беседы, политические митинги, отправление многочисленных религиозных ритуалов и церемоний, гадания и оккультизм, наблюдение за звездами, поэтические состязания. Для этого и требовались такие искусства, как логика, риторика, астрономия, музыка. Ремеслами — сапожным, сельскохозяйственным, строительным и т. п. — занимались другие слои населения: рабы и бедняки. Ручной физический труд — будь то создание товаров или услуг — назывался сервильным искусством (от лат. servio — быть рабом, усердно служить). Первоначально в него включались даже такие виды деятельности, как живопись и скульптура, которые сегодня мы относим к изящным искусствам. В эпоху средневековья — с III по XIII в. — виды художественного творчества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам, прежде всего живопись, скульптура и архитектура, использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Только в эпоху Ренессанса появляется первое поколение художников, которые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить в своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют самобытную, не зависимую от их утилитарного предназначения ценность. Они могли заставлять волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и задумываться зрителя. Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) выступили спонсорами не только живописи, архитектуры и скульптуры, но также театрального и музыкального искусства. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массовые празднества, народные торжества. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления получившего широкую практическую поддержку увлечения людей изящными искусствами. Понятие «изящные искусства» появилось во Франции в XVIII веке. В отличие от прикладных или приносящих практическую пользу искусств, изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Это качество было названо эстетическим, т. е. характеризуемым как прекрасное, красивое. Эстетика — это учение о красоте, или об изящном. В древнегреческом языке «aisthetikos» обозначает чувственное восприятие. В двухтомном труде «Акромати-ческая эстетика», вышедшем в период с 1750 по 1758 годы, немецкий философ Александр Баумгартен поднял этот малозначительный для греков термин на уровень абстрактной философской категории, придав ему смысл самостоятельного раздела философии. С тех пор эстетика входит в состав философского знания. Эстетика понимается в двух значениях, а именно как а) теория прекрасного, б) теория искусства. Специалисты по эстетике занимаются классификацией изящных искусств, изучают закономерности их развития, стилевые особенности, соотношение формы и содержания художественного произведения. Именно благодаря им категория прекрасного, или красоты, поднялась вровень с понятиями истины и добра. Впрочем, об этом уравнении: Красота = Истина = Добро, писал еще Платон в V в. до н. э. В этом триумвирате не все элементы равны друг другу в одних и тех же отношениях. Скажем, истина, на которой покоится наука и технический прогресс, предполагает постоянное углубление в сущность вещей. Действительно, современная наука и техника далеко превзошли по глубине познания природы, прогнозирования событий и конструкции приборов науку времен Платона или Ньютона. Но можно ли то же самое сказать о религии или искусстве? Есть ли здесь прогресс и постоянное улучшение? Вряд ли, они подчиняются иным законам. Мы восхищаемся древнегреческим Парфеноном или римским Колизеем не меньше, если не больше, чем абстрактным искусством или авангардной музыкой конца XX века. В искусстве и религии нет прогресса, нет улучшения. Рембрандт не превзошел Рафаэля, а Пикассо — Рембрандта. Каждый из них открыл вечную красоту раз и навсегда. Можно написать иначе, но нельзя написать лучше. Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Картины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория Ньютона и теория Эйнштейна могут и не быть истинными через тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно иревзойдуг в будущем. На смену деревянным счетам пришел механический калькулятор, а его сменил электронный. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе. Союз Красоты и Добра дает изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо, чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а потом уже выражало прекрасное. Здание церкви построено для практических, а уже затем для эстетических целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам.
1 § 3. Клас сификация видов искусства __________ Первый способ классификации подразделяет искусства на два больших рода — изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные). Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются глазами, их называют визуальными видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (auditory — слуховой), но данный термин в отечественном искусствознании еще не принят. Литературу относят к визуальным и аудиторным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы пользуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах). Третий способ классификации делит все искусства на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитектура, опера и танцы — многосоставные виды. Например, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту приходится сложнее всех, поскольку надо обладать талантом и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и разбираться в музыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также используются элементы дизайна — декорации и костюмы. Искусство и подражание. Если рассматривать четыре составные части духовной сферы общества, то окажется, что искусство находится в исключительном положении, и вот почему. Наука не подражает природе, т. е. не имитирует, она ее познает с помощью искусственно созданных абстрактных символов. Религия также не имитирует ее. Не подражает ей и образование, ибо у него совсем иная цель. Только искусство имитирует окружающую природу и человека в том числе. Таково его предназначение. Однако имитация далека от того механического копирования реальности, какое мы наблюдаем на фотографии. Подражая природе, отражая ее, художник оставляет одно и отбрасывает другое, преувеличивает, переставляет, добавляет от себя, находит скрытый смысл. Иными словами, он творчески преображает окружающий мир. Только в XX веке искусство отступает от своего первоначального принципа. Теперь оно не подражает, а разбирает природу на части, атомы, элементы, формы, составляя из них новые комбинации. Кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, нонобъективизм, поп-арт порывают с реальностью. Лозунгом стало «искусство для искусства», или чистое искусство, задачей которого является формотворчество. Его так и называют— формальным, в противоположность содержательному искусству классического периода. А еще беспредметным, так как реальные предметы: люди, деревья, здания, животные — исчезли. Теперь художник рисовал не то, что видел, а то, что знал и о чем мыслил. Он почти приблизился к ученому, изображая реальность с помощью абстрактных символов и знаков. Но не открывал объективные законы вселенной, а придумывал их сам, следуя своей внутренней логике. Посетителя художественной галереи приглашали не в зрители, а в соавторы: он должен был домысливать, додумывать изображенное на картине, вкладывая в него свой смысл, который мог расходиться с замыслом автора. Если раньше художники жаловались, что некоторые зрители не понимают изображенного на картине, то теперь они считают это в порядке вещей. Современные художники все больше выражают самих себя, а не отображают реальность. Они говорят, что искусство просто вернулось к своим корням: посмотрите наскальные изображения или средневековые иконы — большего абстракционизма или символизма вы не найдете! Критики возражают: пещерный человек и иконописец не ставили задачу исказить реальность — первый технически не умел передать реальные объекты, а второй изображал идеальную реальность, такую, какой она представлена в христианском учении. Изображения оленя на стене или Богоматери на иконе были очень понятны и близки зрителю, они вызывали поток приятных ощущений и романтических чувств. Они взывали к лучшим качествам человека. Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Живопись бывает монохромной (одноцветной) и иолихромной (многоцветной), она может быть однослойной и многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Литература. Точного определения для термина «литература» в науке не существует. Это слово является комбинацией двух латинских — litteratus (выученный, изученный) и littera (буква алфавита). Оно относится к написанным произведениям, предназначенным для чтения. Но не все из того, что предназначено быть прочитанным, можно классифицировать как литературу. Такие произведения, как, например, сборники кулинарных рецептов, справочники по диетологии, дневники путешествий или реклама в журналах также предназначены для чтения, но не могут быть причислены к литературным произведениям. Под литературой надо понимать только такие произведения письменности, которые имеют общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу («изящную словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Из эпохи античности до нас дошли записки врача Гиппократа, математические труды Евклида и Архимеда, философские работы Платона, Аристотеля и Марка Аврелия, исторические очерки Геродота, Полибия, Светония, Ливия и Тацита, размышления Сенеки, которые никак не отнесешь к художественной литературе. Это научные и философские трактаты. Мемуарную, эпистолярную и документальную литературу относят к видам письменных произведений, которые не принадлежат, а только смыкаются с художественной литературой.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |