Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава 2. Типологии кцльтцр 13 страница




Отличительной чертой городов эпохи империи пило наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме пило 11 водопроводов, два из которых работают до сих imp. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощсн-пие камнем дороги общей протяженностью около

!',() -ТЫС КМ.

Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение со­стояло из трех ступеней: начального, школы граммати-т п и школы риторики. Императоры ассигновали круп­ные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астро­номию, а также архитектуру и медицину. Последняя ι тупень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Вла­дение риторикой было необходимым условием поли­тической карьеры.

В римской системе образования, позаимствовавшей < >бразцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики за менялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделя­лось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

Центрами научной деятельности были Рим, Алек­сандрия, Афины, Карфаген. Большое значение при­давалось в Риме в I — II веках географическим знани-


Раздел 2. Мировая кудежественвая культура

ям, медицине и истории. Появляются трактаты Стра-бопа (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.), Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную историю», являвшуюся эн­циклопедией по физической географии, ботанике, зоо­логии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов добилась медицина: врач Гале} ι (129—199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Особенно большой вклад в развитие историогра­фии знания внесли Тацит (ок. 58 — ок. 117) и Тит Ливии (59 до н. э. — 17 н. э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит — автор работ «Ан­налы», «История», «Германия», где освещается не толь­ко история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

К этому времени относится деятельность греческо­го писателя и философа Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописа­ния» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научны­ми открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и филосо­фии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империи основными центрами научной дея­тельности оставались города эллинистического Восто­ка: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Для римлян была характерна любовь к при­кладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука о праве. Уже с III веке до н. э. можно было получить консультацию профессиональ­ного юриста, во II веке до н. э. появляются первые пра-воведческие исследования, а в I веке до н. э. уже су­ществовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались н практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати осо­бенно популярен был стоицизм, основными предста­вителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121 — И'.Он. э.). Низшие слои общества особенно почитали ' >родячих философов-киников.

Литература. В III веке до н. э. иод греческим влия­нием возникла римская литература. Почтенные исто­рики составляли римские анналы (летописи) на грече­ском языке. В I веке до н. э. жил прославивший римскую литературу Цицерон (106—43 до н. э.) — величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим ооразцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей I [пцорона и сочинений по теории риторики. Цицерон οι.ιλ не только замечательным писателем и выдающим­ся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло г. римской литературе эпоху «золотой латыни», счи­тавшейся образцом прозы.

Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок. 96—55 до н. э.) и Катулл (JiV/84— ок. 54 до п. э.). Лукрецию принадлежит за­мечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65—8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до пас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуре­изма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Не менее про­славленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э.— ок. 18 п. э.). Его перу принадлежат любовные элегии и пос­лания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифоло­гический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» лю­дей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты»

у) Ку ibiypojioiия. Учебник

(о римских религиозных праздниках) выступают пам­ятниками европейского значения. Овидий оказал боль­шое влияние на литературу средневековья и Возрож­дения.

Правление императора ABiycma (63 до н. э.— 14 н. э.) названо «золотым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга — богача и покровителя искусств Гая Мецената (?—8 до н. э.), чье имя стало нарицательным, — сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Са­мый знаменитый из них — Вергилий. «Энеида» была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа. Заду­шевным другом Мецената был и величайший римский лирический поэт Гораций. Он предсказал бессмертие своим стихам в оде «Памятник».

Поэт Вергилий (70—19 до н. э.) прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским нацио­нальным эпосом.

Римская литература представлена целым созвез­дием выдающихся имен: писатели Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 — ок. 119), сатири­ки Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (?—66), Лукиан (ок. 120— ок. 190). Выдающимся писателем был Вар-рон (116—27 до н. э.). Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» — своеоб­разная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит 500 грамматичес­ких, историко-литературных произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым.

Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250—184 до н. э.), Теренций (190—159 до н. э.). В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, автор исподволь противопоставлял испорчен­пость греков непорочности римлян. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком. Комедии Теренция отлича­ются точной характеристикой персонажей, тщательной мотивацией поступков и искусной драматургией. Рас-крывая основные темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности), он избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образован­ных читателей.

Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского об­щества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших по четким нормам права и рассудоч­ным принципам.

Скульптура. Наиболее значительным было влия­ние греческих традиций в области скульптуры. Римля­не охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скуль­птурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными — в создании индивидуальных скуль­птурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в пе­риод эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совер­шенства.

Римское искусство скульптуры достигло удивитель­ного реализма: если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения нату­ралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел ве­ликолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

Живопись. Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и пародов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, глав­ным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портрет­ная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульпту­ры представляли прекрасно выполненные копии клас­сических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искус­ства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, жи­вопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фре­ски, обнаруженные археологами в домах Помней, Гер­куланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, жи­вые краски, свобода живописной манеры, свиде­тельствующие об огромном таланте римских худож­ников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан.

Римская живопись, отталкиваясь непосредствен­но от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цвето­вая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты.

О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Ор­наментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснилась имитацией архитектурного деко-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.