КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I лава 2. Типологии кцльтцр 10 страница
1 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 35. женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте — Исида. Ошурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Однако по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода. Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.
1 NB ____________________________________________________ ■ Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. ■ Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. ■ Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: — каменная скульптура; —. наскальная живопись; ■ Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. ■ И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. ■ Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью. ■ Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. ■ На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. ■ Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни— над кочевым, патриархата— над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества. Раздел г. Мировая щжжт крьгр ■ Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. ■ Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтеч зарождения культуры и цивилизации в современном понимании. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Заключительным актом величайшего действа в истории человечества — неолитической революции, длившейся семь тысячелетий, явились два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизация). С тех пор историческое развитие человечества пошло с опережающим ускорением. Можно считать, что природное начало было окончательно вытеснено социальным.
1 § I. Признаки высокой культуры и цивилизации Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и этикет поведения, институционализация религии (сословие жрецов), возникновение школы как социального института, наконец, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан. Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от «варварства» к цивилизации. Под цивилизацией в данном случае мы будем понимать не только включенность каждого индивида в активную гражданскую жизнь своего общества или сообщества (от лат. civil— гражданский), но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно приобщающихся к культурным благам. В результате мы можем заключить, что цивилизация обозначает определенную ступень развития человеческого общества, более высокую, чем первобытно-общинная. Можно говорить о том, что цивилизациями становятся только высокоразвитые культуры. С возникновением первых развитых культур начинается история человечества. 13 отличие от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек: на Ниле — Египетское царство; на Тигре и Евфрате — месопотамские царства; на Инде — индийские царства; на Хуанхэ — китайские царства. Цивилизация характеризуется следующими признаками: — появление городов как центров, торговли и власти; — возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы); — разделение труда на основе специализации; — возникновение и использование письменности как средства коммуникации; — формирование духовной общности людей на основе единства языка, культуры и религии.
1 2. Культура Древнего Египта ______________ Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200 г. до н. э. Жители здесь разводили свиней, крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100 г. до н. э. возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) и Верхний Египет (долина Нила от дельты до Элефантина). В отличие от Месопотамии, где приходилось считаться с коварной и непредсказуемой стихией, египтяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Природный ритм оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. С июня начинал повышаться уровень воды в верхнем течении. Когда вода отступала, люди возвращались на поля, перемеряли наделы, сеяли зерно, а сбор начинался в мае. Нильская вода задерживалась в огромных водохранилищах, откуда ее подавали на поля с помощью сети каналов. Для предсказания наводнений был создан довольно надежный календарь. Календарь египтян состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало о высоком уровне раз-нития астрономии в Египте. Зависимость от Нила требовала четкой организации жизни общества. Водохранилища и каналы строили планомерно и содержали в хорошем состоянии. Распределение земли и право собственности на воду предполагали стройную систему управления. Многочисленные чиновники фараона обеспечивали выполнение необходимых работ, гарантировавших получение высоких урожаев. Кроме того, Нил являлся идеальным пугем сообщения и способствовал объединению и централизации государства. Река облегчала также перевозку различных товаров и каменных блоков, необходимых для строительства.
2.1. Сакрализация царской власти Первой и чуть ли не самой главной чертой древнеегипетской цивилизации является сакрализация государственной власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших до и после нее цивилизаций, максимально возможной формы. Сакрализация (от лат. sacer— священный) обозначает процесс наделения светского учреждения или института, в данном случае — царской власти, священными свойствами, т. е. тем, что относится к религиозному культу и ритуалу. Египет стал первым в истории государством, претендовавшим на мировое господство. Во главе стоял фараон. Он имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — ном — совпадало с понятием государства. Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. Фараон считался человеком-богом, а не верховным Раздел 2. Мировая кржешенм культура' жрецом. В этом важное отличие египетского правителя от других древневосточных владык. Египтяне верили, что все происходящее зависит от бога и каждое событие заранее предопределено. Особенно почитался Бог солнца Ра. Во времена V династии культ бога Ра становится главным государственным культом. Фараоны считались живыми богами. В социальной иерархии жрецы стояли непосредственно за фараоном, и их влияние постоянно возрастало. В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти: правителя, военачальника, законодателя и судьи. Исполнение каждой обязанности определялось тщательно разработанным церемониалом, призванным демонстрировать подданным божественную природу фараона. С теми же целями возводились и грандиозные пирамиды. Церемониал пронизал все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного поведения и обращения к вышестоящему лицу. Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена у неандертальцев, получилу египтян наивысшее развитие, стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя, масштабность самого погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних египтян и сохранились вплоть до XX столетия, так же как прежде символизируя вечность и несокрушимость централизованной власти.
2.2. Письменность и писцы Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую и идеографические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказаний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон. Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой иоиса). Он был одним из главных божеств Древнего кгинта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо— и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. hieros— «священный» и glypho— «режу, высе-ь.по») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 года до н. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записы-иали иератическим письмом, т. е. курсивной формой мероглифики. Демотика — упрощенное иератическое письмо, т. е. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII—VII веках до н. э., а с VII века до н. э. ι тала народным и официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой м>мбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). I lepoглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта..Чиаки располагали горизонтально справа налево. При >том писец либо стоял перед горизонтально развернутым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток раскладывал перед собой.
2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах (первым был. погребен Джосер ок. 2600 г. до н. э.). В эпоху Нового царства (1551 —1070 гг. до н. э.) пирамиды — монументальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных кирпичей — уже не строили. Самая большая — пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе высотой 137 м, длина каждой стороны у основания 230,38 м. Раздел г. Мировая хромтвенмд культура При строительстве пирамид использовали примитивные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глыбы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на деревянных волокушах. По насыпным платформам и деревянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нужное место. Они были так искусно обработаны, что зазоры междуними непревышали 0,5 мм. Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Саркофаг (греч. слово, букв, «пожиратель трупов») с останками усопшего фараона доставляли из города к пирамиде по Нилу, а затем по специальному каналу — в гробницу. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее строительстве применяли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный треугольник». Важную роль при обмерах играли магические числа, особенно тройка и четверка, символизировавшие совершенство. Египтяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения). Умерших фараонов мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными тюлепами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную иерархию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством. Для продолжения жизни усопшего потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, — книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Религиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обеспечить умершим загробное блаженство, указывали путь умершему на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстерегающих пугешест-вующего по царству мертвых каждый час. Книги мертвых создавались в соответствии с убеждением, что религиозный текст, произнесенный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохраняет свою ритуальную силу и оказывает воздействие после его смерти. В книгах мертвых были изображения бога земли и смерти Сокара, являвшегося символом всемогущества.
2.4. Скульптура и живопись Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашивалась красно-коричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежда — белой. Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Релье- Раздел?. Мировая кржествевная культура фы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графччен. Части человеческой фигуры — голова, плечи, ноги, руки — могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застывшие формы — «фирменный знак» древнеегипетского искусства. Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок. С завоеваниями Александра Македонского в 332 году до н. э. начался эллинистический период. В 30 году до н. э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытало в эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосходно сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Расплавленные краски наносились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались разнообразно, поэтому мастерам удавалось передать фактуру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов. Греческое и римское влияние, особенно распространение христианства, привели к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, которые изменили также этнический облик страны. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном ииде три тысячи лет.
1 § 3. Культура Месопотамии _______________ Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины 11ила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств. Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 но 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, создавшее свою, ассирийскую культуру, расцвет которой выпадает на 800—700 годы до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией. Раздел l Мировая нудпжественаая культура В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия.
3.1. Культура Шумера и Аккада Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию. На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так, например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным. Последовало его дальнейшее усовершенствование: символы стали употреблять и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог использоваться для обозначения начального звука «п» в любом слове. Таким образом, за счет многократного использования символов число знаков уменьшилось до 600. Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изобретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию. Новой письменностью стала клинопись, получившая это название по форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших товаров. Письменность была великим достижением шуме-1>о-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (ziggurats— святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с платформами разной ширины, было построено из сырцового кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внутренней стороны примыкали жилища жрецов и чиновников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площадка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами. В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города. Вокруг храма воздвигались общественные здания и рынки. На его территории находились также школы, где обучали будущих жрецов и чиновников. Зиккураты строили и древние шумеры, и унаследовавшие их вавилоняне. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, представлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шумеры поклонялись собственному богу. Если богобоязненные шумеры не могли лично участвовать в богослужении, то вместо них «присутствовали» статуэтки молящихся: широко раскрытые, неестественно большие глаза символизируют боголюбие, руки просителей сложены для молитвы. Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем города-храмы перерастали в города-государства. Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной территории Месопотамии археологи насчитали около 20 городов. Постепенно Шумер превращается в унифицированное государство с общей культурой и централизованным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государственной бюрократии, потребовавший строительства правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее величественные гробницы царей. В Древнем Шумере, в соответствии с культовыми ритуалами, правителя в иной мир сопровождали слуги. Смерть они принимали добровольно. Кроме парадных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей в гробницу клали изделия из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Гробница выступала атрибутом принадлежности к высшему классу. Простой народ их не имел. В гробницах знати обнаружены шлемы, кинжалы, топоры, искусно сделанные из золота, серебра и меди. Сохранились прекрасные каменные вазы с рельефами, сделанные в начале III тысячелетия до н. э. Цари заботились не только о загробной, но также о своей земной жизни. Дворец-резиденция, построенный во II тысячелетии до н. э., располагался на площади 2,5 га и состоял из более чем 300 помещений и дворов. Комнаты были украшены скульптурами и настенной живописью. Основные сюжеты — сцены битв, отправление религиозных обрядов и декоративные узоры, состоящие из геометрических фигур. Религиозные и светские здания составляли единое целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали примерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были глинобитные — тростниковые стены, обмазанные глиной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала геометрически правильной: с четкими прямыми улицами. В центре города находился храм, недалеко от него располагался дворец правителя, который был скромнее храма. Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга, перерезанные оросительными каналами. Каналы и реки служили и главными дорожными магистралями. Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государственный, а за шумерским оставили роль языка религиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более многочисленных семитских племенах. Их культурные завоевания продолжали уже преемники: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и халдеи. Раздел 2. Мировая яудажестввннзя цщщ После появления Аккадского семитского царств* изменились и религиозные представления: произошло] смешение семитских и шумерских божеств. Литератур-' ные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся^ на глиняных табличках, свидетельствуют о возраста-? нии уровня грамотности жителей Аккада. В правление; династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей; свободой композиции, объемностью фшур и портрет-ностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах. В едином культурном комплексе, называемом шу-меро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных'восто-коведов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму— «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях'.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |