Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I лава 2. Типологии кцльтцр 12 страница




Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристо­тель и те, кто развивал философию как учение о колич­ественных характеристиках мира. Первый греческий философ Фалес написал серьезные астрономические труды, предсказывал солнечные затмения, был купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным ин­женером, создавшим ирригационные приспособления, государственным деятелем. Оказалось, что Фалесу не чужд и предпринимательский подход. Согласно леген­де, записанной Аристотелем, Фалес, вычислив по на­блюдению звезд обильный урожай маслин на следую-


пщй год, скупил на свои небольшие сбережения все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Купил он их за бесценок, так как никто не верил в богатый урожай, а когда пришла пора и спрос на них резко возрос, Фалес сдал их внаем втридорога, выручив огромную при­быль. Тем самым он на практике доказал, что филосо­фия — вещь сугубо практическая, если ей умело поль­зоваться.

В литературе эпохи архаики ведущая роль принад­лежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Или­ада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написав­шего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до п. э.), Сафо (Сапфо, ок. 610— ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII — VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (1-я пол. VI в. до н. э.). β качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до п. э.). Многие сюжеты его басон (напри­мер, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое оз­начает завуалированное высказывание.

В искусстве появляются два основных типа оди­ночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает не­которыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статич­ность, торжественность.

К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, не­сколько тяжеловесному дорическому стилю соответ­ствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ста­вятся статуи богов.

Греческая керамика эпохи архаики поражает бо­гатством и разнообразием форм, красотой живопис­ного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифо­логическими или батальными сценами. Около 530 года до н. э. афинские гончары предложили прямо про­тивоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей1.

 

1.2. Классический период

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

В период классики (с Vb. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокой­ствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

1 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — И.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 104—108.

Идеал красоты обнаженного тела распространил­ся и в повседневной жизни: греки занимались гимна­стикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщи­ны, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афро­диту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.

Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель состави­ли славу греческой скульптуры классического перио­да. Мирон (V в. до н. э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина Vb. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций. Поликлет (2-я иол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина — физи­чески и духовно совершенного человека.

Среди греческих живописцев Vb. до н. э. следует отметить Политопа (1 -я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основ­ным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалис­тические традиции архаической эпохи.

В понятие высокой классики входят также литера­турные достижения — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая тра­гедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.

Эсхил (525—456 до н. э.) ввел в представление вто­рого актера — таким образом возникли диалог и дра­матическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась, и фабулу произ­ведения раскрывали актеры, число которых у Софок­ла (ок. 496—406 до н. э.) достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные истори­ческие события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.

Они раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой — безличной силой, господствую­щей в природе и обществе. Столкновение героя с судь­бой, его страдания помогали узнать волю богов и под­чиниться ей. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая геро­ям, испытывал катарсис (греч. «очищение»). Важней­шие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла «Царь Эдип» и «Антигона». Человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противо­борство с внешним миром, впервые появляется в тра­гедии Эврипида «Медея», которого античная критика называла «философом на сцене».

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую вес­ну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства — драмати­ческий театр. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы, драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в дейст­вии. По традиции первым драматургом и актером счи­тается Феспид, который в 534 году до н. э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

Однако наивысшего развития жанр комедии по­лучил у великого Аристофана (ок. 445 — ок. 386), ко­торый превратил ее в профессиональное действие, направленное на изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в ев­ропейской литературе, умер в возрасте 60 лет, оставив 44 комедии (сохранились 11). Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни. В ко­медии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели сред­ство покончить с войной, в «Осах» высмеял су­допроизводство и страсть афинян к судебным про­цессам.

В V веке до н. э. получает развитие греческая ис­ториография. Геродот (484—425 до н. э.), прозванный «отцом истории», написал «Историю», основным сю­жетом которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Величайший историк античности Фукидид (460—400 до н. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попы­тался раскрыть причинные связи событий и тем са­мым способствовал росту политических знаний.

Пятый век до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские па­мятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знамени­тый храмовый комплекс — афинский Акрополь.

Разрушенный персами в 480 году до н. э., он зано­во отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающие­ся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древ­негреческой архитектуры, символом эпохи наивысше­го расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.

Парфенон был воздвигнут из пентеликонского мрамора в виде периптера, окруженного дорическими колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурами богов. На рельефном фризе, который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть целлы храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника Великих Панафиней, посвященных богине Афине, покровительнице города. Ни одна из 500 фигур фриза не повторяет другую, движения людей и жи­вотных полны естественности и свободы. На метопах дорического фриза изображены битвы греков с тро­янцами, кентавромахия и гигантомахия(войны с кен­таврами и гигантами). В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифо­логия древних греков. Прекрасно найденные про­порции, тонкая лепка архитектурных деталей, вели­колепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.

Греки — народ эстетически развитый. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, сораз­мерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию — цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво, со вкусом работать и жить. Без изли­шеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно.

Великий Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), один из основателей античной атомистики, получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удовольствие. Такое поведение считалось тяжким, грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя и чрезвычайно затянутую, речь, доказав, что по итогам иугешествия он написал серьезную книгу. Греки оправдали фило­софа, занимавшегося путешествием ради научных изы­сканий.

В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается эконо­мический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих фи­лософа — Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ (ок. 470—399 до н. э.) явился родоначаль­ником диалектики как метода отыскания истины пугем постановки наводящих вопросов. Он был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении моло­дежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Сократ излагал свое учение устно; главный источник —■ сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель его философии — самопознание как путь к постиже­нию истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воп­лощением идеала мудреца.

Платон (427—347 до н. э.) являлся учеником Со­крата, а после смерти учителя основал в Афинах соб­ственную школу — Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и не-, изменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспо­минание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побуди­тельная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремеслен­ники. Платон активно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных


I пива 4. Кулыура античного мира

< туиеней бытия. Сочинения Платона — высокохудоже­ственные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», "11ир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Те-п'ет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диа­лектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др.

Ученика Платона —Аристотеля (384 —322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 году до н. э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Он был воспитателем Александра Македонско­го. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, оотанике и др. Аристотель считается основоположни­ком формальной логики, создателем силлогистики. «I (ервая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: воз­можности и осуществлении, форме и материи, дей­ствующей причине й цели. Источник движения и из­менчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», пус (перводвигатель). Центральный принцип этики Арис-т< ггеля — разумное поведение, умеренность (метриопа-тпя). Человек— существо общественное. Наилучшие формы государства —монархия, аристократия, «поли­тика» (умеренная демократия), наихудшие —тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства —подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). *)сновные сочинения: логический свод «Органон» («Ка­тегории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Ритори­ка», «Поэтика».

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Речи Исо-крита (436—338 до н. э.) и Демосфена (384—322 до н. э.) долгое время оставались непревзойденными образца­ми литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его боль­ше интересовали великие личности, а не причинно-след­ственные связи.

Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. — 11ракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 — ок.

Раздел?. Мировая кцдржвственная крьтцра

330 до н. э.), ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обна­женного женского тела. В отличие от него Скопас (IV в. до н. э.) показывает глубокие чувства и драматические ситуации. Листшп (2-я пол. IV в. до н. э.) стремился соз­давать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную борьбу и внутренний мир человека.

В конце концов, в 338 году до н. э., после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II — отцу Александра Македонского.

 

 

1.3. Эллинистический период

Особый этап в развитии древнегреческой культу­ры представляет эллинизм (323- 30 гг. до н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей тер­ритории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способство­вало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд са­мостоятельных государств (Птолемеевский Египет, го­сударство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287—212 до н. э.) разработал предвосхи­тившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидроста­тике (закон Архимеда) дал образцы применения мате­матики в естествознании и технике. Он — автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз про­тив римлян.

Строительство новых городов, развитие морепла­вания, военной техники способствовали подъему на­ук — математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365—300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площа­дей и объемов, включавшего элементы теории преде­лов, оказал огромное влияние на развитие математики. Кму принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.

Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190—-125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герои Алек­сандрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины Герофил (рубеж IV—III вв. до н. э.) и Эрасист-рат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяс­нили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.

Развитие научных знаний требовало систематиза­ции и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них— в Александрии и Пергаме. Александрия, осно­ванная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средизем­номорья благодаря великолепной библиотеке и рабо­тавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благо­даря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содер­жала около миллиона папирусных свитков. Все ее ру­кописи были систематизированы, а особый отдел за­нимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Библиотека входила в состав расположенного ря­дом Мусейона (греч. museion— храм муз), представ­лявшего собой совокупность научных и учебных учре­ждений, один из главных центров пауки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие уче­ные занимались филологией, астрономией, математи­кой, ботаникой, медициной, зоологией и другими нау­ками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н. э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в


Раздел?. Мировая кржествввнав культура

период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд — «Элементы».

Постепенно Александрия превратилась из столи­цы птолемеевского Египта в центр всей эллинистиче­ской культуры.

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология: грамматика, критика текста, ли­тературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой кото­рой является критическая обработка текста и ком­ментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Лите­ратура эпохи эллинизма хотя и становится более раз­нообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает раз­виваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/351—293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан — мимы1.

Выдающимися философскими школами считают­ся эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341—270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура — живи уединенно. Цель жизни — отсугствие страданий, здоровье тела и сос­тояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 — ок. 262 до н. э.), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи — знаменитые римские фило­софы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стои-


 

цизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бес­страстию и любить свой рок. Все люди— граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравни­вал перед лицом мирового закона всех людей: свобод­ных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.)тика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Одним из величайших художников античности счи­тали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совер­шенства в использовании эффектов светотени и графи­ческой перспективы. Характерные черты скульптуры того времени — интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое на­правление, появляются новые школы — в Пергаме, на 1'одосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Пики ('амофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до ι гас Колосс Родосский — бронзовая статуя бога солнца 1'елиоса, достигавшая в высоту 37 м.

 

1 § 2. Культур Древнего Рима _______________

На формирование древнеримской культуры повлия­ли художественные ценности и традиции двух вели­ких культур античного мира: этрусков и греков. По эт­русскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусско­го. Влияние греков началось с III века до н. э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Пе­ревод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие рим­ской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

— царский (VIII — начало VI века до н. э.);

— республиканский (510/509 — 30/27 гг. до н. э.);

— период империи (30/27 гг. до н. э.— 476 г. н. э.). Культура Древнего Рима прошла сложный путь

развития, впитав культурные традиции многих наро-


J

Раздел 2. Мировая художественная культур

дов и разных эпох. Она дала миру классические образ*
цы воешгого искусства, государст'венного устройств)
и права, градостроительства и т. д.;

Развитие римской цивилизации привело к значи
тельному росту и возвышению столицы государства —
города Рима, который в I—III вв. до н. э. насчитывал о:
1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались
вокруг городского центра, включавшего форум, базили;
ку, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным
и римским богам, триумфальные арки, административ-
ные здания, конные статуи, школы и дороги. |

Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок] являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром! культурной жизни. В наши дни этим словом называют! какое-либо массовое собрание, съезд. Главным фору* мом Рима был форум Романум. Часто на форумах воз-' водили базилику (от греч. basilike — царский дом) —; прямоугольное сооружение, внутреннее пространство! которого разделялось рядами колонн на три или пять! нефов. В них происходили судебные заседания, со-; бирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы, Здесь же могли располагаться и органы власти. В им­ператорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались три- ■ умфальными арками в честь военных побед, статуями i императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамле­ние проезда (обычно арочное), торжественное соору­жение в честь военных побед и других знаменатель­ных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подви­гов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею едине­ним многочисленных народов империи. Главная часть 11,ип'еона представляет собой греческий круглый храм, свершенный куполом диаметром 43,4 м, через отвер-| 1-11я которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Наиболее характерными памятниками римского юдчества являются акведуки, мосты, театры, термы (■■(нцественные бани), городские и загородные резиден­ции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравли­вали животных, устраивали бои гладиаторов и публич­ные казни, — особенность культурной жизни Рима. 11птательной почвой для этих жестоких зрелищ были!»·(-конечные войны, колоссальный приток рабов из ыиоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.

Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял фун­кцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиатор­ских боев), имел овальную арену, вокруг которой ус­тупами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — гро­мадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в /') —80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м н высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) размещалась императорская ложа.

Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощ­ных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись даль­ше, на каменные сиденья, где выгравировано название пх сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последни­ми рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположен­ный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрас­ную акустику. Сегодня в нем 10 ООО человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году-до и. э. император Август построил в Галлии амфи­театр — монументальное каменное строение на бе­тонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лест­ницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 ООО зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвопри­ношения и проводились гладиаторские бои. Первона­чально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

В Риме строились великолепные здания общест­венных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во мно­гих городах возводились дома в 3—6 этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными куль­турными и общественными центрами. Самые роскош­ные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, постро­енные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуа­ры для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

В период империи значительно улучшилась пла­нировка римских городов, в которых было много кра­сивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки рас­полагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану — с широкими улицами, каменными домами и роскош­ным императорским дворцом. Чтобы изыскивать сред­ства на строительство, Нерон обвинял богатых сена­торов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне воз­водили здания преимущественно из бетона: каменная


пли кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу нажнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элемен­тов архитектуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.