КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Казахстан и царская Россия в первой половине XIX века 2 страница
Итак, в рассматриваемый период казахское общество распадалось на два противоположных класса — с одной стороны, на феодальную знать — султанов, биев, феодалов-баев,воен-ную знать — батыров; с другой стороны — на казахские трудящиеся массы, в том числе наиболее обездоленных из них: байгушей, егынши, жатаков и бактачей. Итак, нами разобран процесс разложения кочевой общины и сложившиеся на этой основе поземельные отношения каза хов, а также показаны различные виды феодальных повинностей, взимавшихся султанами и родовой знатью с кочевых казахских общин, и прослежено влияние патриархально-родового быта на формы эксплуатации казахов. При этом указано, что сохранявшееся общинное землевладение придавало производственным отношениям казахов патриархально-феодальный характер. Кроме того, кочевой аул как мелкая единица продолжал состоять из кровно родственных людей. Это обстоятельство также придавало феодальным отношениям казахов патриархально-родовой характер. Если экономическое развитие казахского общества шло по линии разложения казахской общины и развития феодальных отношений, то патриархально-родовой быт все еще крепко держался в области идеологии, быта и в организации общественной жизни казахов. О существовании патриархально-родовых пережитков свидетельствуют сохранившиеся поговорки и пословицы: ] «Лучше быть пастухом в своем роде, нежели ханом в чужом народе». «Только глупец может забыть, где он родился». «Не ходи на охоту с человеком из чужого рода: под боком он помешает тебе выстрелить». «Кто не знает имен своих семи предков, тот отступник». «Лучше, чтобы победил на скачках жеребенок твоего аула, чем конь чужого аула». «Собака не забудет места, где она наелась; муж — где он родился». «Кто сходится, не становится еще родным, кто родной, тот не может стать чужим». Существование патриархально-родового быта внутри рода выражалось в сохранении авторитета родового старшины — аксакала. Раньше аксакалами звали людей преклонных лет, к ним часто обращались за советами, как к людям, имеющим богатый жизненный опыт. В первой половине XIX в. первоначальный смысл «аксакал» теряется. Теперь независимо от возраста аксакалами звали всякого человека, наделенного властью. Например, аксакалами именовались султаны-правители и ага-султаны. В области правовых отношений пережитки патриархально-родового быта выражались в приниженной роли женщины. Согласно нормам обычного права казахов женщины не имели права наследовать имущество своего мужа. Обычай гласил: «Женщина владеет только собой и за себя одну отвечает». Кроме того, женщина не могла участвовать в общественной жизни казахов. Женщина не привлекалась даже в качестве свидетеля во время судебных разбирательств. Если женщины обращались с жалобой к бию, то претензию их считали незаконной и не подлежащей разбору. Женщина не пользовалась равными с мужчино'й правами. Об этом говорит размер куна, взыскиваемого при убийстве женщины. В области семейных отношений сохранение патриархально-родового быта у казахов выразилось в господстве главы семьи над детьми. «Власть родителей на детей не ограничена, она простирается даже на жизнь детей»'. За оскорбление или неповиновение отцу, сын сначала подвергался телесному наказанию, а при повторении подобного поступка, он изгонялся из дому без предоставления приюта. В случае, если отец один не мог' наказать своего сына, он «...созывал родственников и все сообща наказывают непокорного». При этом характерным является то, что сын не мог жаловаться на отца. «Жалобы детей на родителей весьма мало уважительны и если оказались весьма важными, то в большей части оканчиваются увещеваниями судей»2. Господство отца над детьми распространялось на имущественные отношения. Если сын выделялся в отдельную семью, отец мог не наделять его скотом. Сын не мог претендовать на имущество и скот отца. Пережитки патриархально-родовых отношений сохранились и в области религии. Как мы уже отмечали, наряду с исламом, у казахов еще сильны были пережитки шаманизма, поклонение природным стихиям. В первой половине XIX в. без преувеличения можно сказать, что среди казахов большей популярностью пользовались «баксы», нежели официальные проповедники ислама — муллы. Патриархально-родовой быт у казахов сохранялся в родовых поминках. Поминание делалось три раза в году, а именно': по прошествии от смерти семи дней, сорока дней и одного года. На поминание съезжались все ближайшие родственники умершего человека. Если умерший был знатным человеком, тогда на его поминки приезжали представители целого рода. отделений, кочуют постоянно вместе с султанами, не отличаются, впрочем, ничем от простого киргизца, кроме одного — права клеймить скот свой султанским тавром... Судятся бия-ми и другими наравне с прочими ордынцами»'. Если в XVIII в. тюленгутов могли иметь только потомки; белой кости — султаны, то в рассматриваемый период султаны [ постепенно начали терять свое исключительное право на владение тюленгутами. Теперь тюленгутов могли иметь и представители родовой знати — бии и старшины. У известного бия Ходжи Караул Бабаджанова было 200 кибиток тюленгутов. После его смерти, его тюленгуты подали прошение в Оренбургскую Пограничную Комиссию об освобождении их от налогов. Вот что писал об этом Небольсин: «В числе 200 кибиток пристали к Ходже Караулу Бабаджанову и пользуясь званием тюленгутов наравне с таковыми хана Нурали и султана Карабая, были совершенно отделены от киргизов других родов... Вследствие этого они просят избавить их от взноса закята и сугума»2. Все это, с одной стороны, свидетельствует | о сближении тюринцев и знати «черной кости», с другой стороны, говорит о слиянии тюленгутов с общей массой казахов. В связи с переходом султанов на царскую службу отпала необходимость в дружинах. Теперь султаны стремились закрепить за собой тюленгутов как своих крепостных слуг. Но это не легко удавалось султанам. По существу этим надо объяснить отход тюленгутов от султанов и образование в составе; казахского общества особых тюленгутских родов. Небольсин в своем исследовании казахских родов Младшего жуза выделяет особый Тюленгутский род. «Род Тюленгутов,— пишет он,— прежде составлявших когорту, двор и прислугу ханов и султанов, образовался в последствии времени»3. В дальнейшем, вплоть до 60-х годов XIX в. шла борьба за превращение тюленгутов в крепостных султанов и биев. Итак, в рассматриваемый период казахское общество распадалось на два противоположных класса — с одной стороны, на феодальную знать — султанов, биев, феодалов-баев,воен-ную знать — батыров; с другой стороны — на казахские трудящиеся массы, в том числе наиболее обездоленных из них: байгушей, егынши, жатаков и бактачей. Итак, нами разобран процесс разложения кочевой общины и сложившиеся на этой основе поземельные отношения каза хов, а также показаны различные виды феодальных повинностей, взимавшихся султанами и родовой знатью с кочевых казахских общин, и прослежено влияние патриархально-родового быта на формы эксплуатации казахов. При этом указано, что сохранявшееся общинное землевладение придавало производственным отношениям казахов патриархально-феодальный характер. Кроме того, кочевой аул как мелкая единица продолжал состоять из кровно родственных людей. Это обстоятельство также придавало феодальным отношениям казахов патриархально-родовой характер. Если экономическое развитие казахского общества шло по линии разложения казахской общины и развития феодальных отношений, то патриархальнофодовой быт все еще крепко держался в области идеологии, быта и в организации общественной жизни казахов. О существовании патриархально-родовых пережитков свидетельствуют сохранившиеся поговорки и пословицы: ] «Лучше быть пастухом в своем роде, нежели ханом в чужом народе». «Только глупец может забыть, где он родился». «Не ходи на охоту с человеком из чужого рода: под боком он помешает тебе выстрелить». «Кто не знает имен своих семи предков, тот отступник». «Лучше, чтобы победил на скачках жеребенок твоего аула, чем конь чужого аула». «Собака не забудет места, где она наелась; муж — где он родился». «Кто сходится, не становится еще родным, кто родной, тот не может стать чужим». Существование патриархально-родового быта внутри рода выражалось в сохранении авторитета родового старшины — аксакала. Раньше аксакалами звали людей преклонных лет, к ним часто обращались за советами, как к людям, имеющим богатый жизненный опыт. В первой половине XIX в. первоначальный смысл «аксакал» теряется. Теперь независимо от возраста аксакалами звали всякого человека, наделенного властью. Например, аксакалами именовались султаны-правители и ага-султаны. В области правовых отношений пережитки патриархально-родового быта выражались в приниженной роли женщины. Согласно нормам обычного права казахов женщины не имели права наследовать имущество своего мужа. Обычай гласил:«Женщина владеет только собой и за себя одну отвечает». Кроме того, женщина не могла участвовать в общественной жизни казахов. Женщина не привлекалась даже в качестве свидетеля во время судебных разбирательств. Если женщины обращались с жалобой к бию, то претензию их считали незаконной и не подлежащей разбору. Женщина не пользовалась равными с мужчиной правами. Об этом говорит размер куна, взыскиваемого при убийстве женщины. В области семейных отношений сохранение патриархально-родового быта у казахов выразилось в господстве главы семьи над детьми. «Власть родителей на детей не ограничена, она простирается даже на жизнь детей»'. За оскорбление или неповиновение отцу, сын сначала подвергался телесному наказанию, а при повторении подобного поступка, он изгонялся из дому без предоставления приюта. В случае, если отец один не мог' наказать своего сына, он «...созывал родственников и все сообща наказывают непокорного». При этом характерным является то, что сын не мог жаловаться на отца. «Жалобы детей на родителей весьма мало уважительны и если оказались весьма важными, то в большей части оканчиваются увещеваниями судей»2. Господство отца над детьми распространялось на имущественные отношения. Если сын выделялся в отдельную семью, отец мог не наделять его скотом. Сын не мог претендовать на имущество и скот отца. Пережитки патриархально-родовых отношений сохранились и в области религии. Как мы уже отмечали, наряду с исламом, у казахов еще сильны были пережитки шаманизма, поклонение природным стихиям. В первой половине XIX в. без преувеличения можно сказать, что среди казахов большей популярностью пользовались «баксы», нежели официальные проповедники ислама — муллы. Патриархально-родовой быт у казахов сохранялся в родовых поминках. Поминание делалось три раза в году, а именно1: по прошествии от смерти семи дней, сорока дней и одного года. На поминание съезжались все ближайшие родственники умершего человека. Если умерший был знатным человеком, тогда на его поминки приезжали представители целого рода. И, наконец, о сохранении патриархально-родового быта у казахов свидетельствует существование родового урана. «Уран» — условный пароль, девиз, собирающий родовичсй во время войны, барымты, байги (скачки) и т.д. Ураном рода служило обычно имя его общего родоначальника, например, Албан. У султанов, ходжей, как и каждого рода казахов, существовали свои ураны. Казахи говорят: «Архар Уранды «торе», «Алла Уранды Коджа» и «Алащ Уранды казах». Надо отметить, что уран оказался самым живучим из пережитков патриархально-родового быта казахов. По поводу этого чиновник Оренбургской Пограничной Комиссии Л. Бал-люзек писал: «Ни один из существующих обычаев не свят для киргизов, как уран, с неимоверной быстротою собирающий всех родовичей и даже против друзей, приятелей и сватьев их в другом роде. Как заслышал киргиз призыв родного ему урана, он забывает всякие личности»'. В условиях развивающихся феодальных отношений родовой уран, став орудием междоусобных феодальных войн, играл реакционную роль в общественной жизни казахов. Патриархально-родовой быт сохранился также в организации общественной жизни казахов. Принцип родового старшинства в первой половине XIX в. еще имел силу. Порядок родового старшинства соблюдался при делении добычи, при перекочевках и, наконец, при вхождении в юрту и занятии места. Самое почетное место «тёр» предоставлялось представителям самого старшего рода. Например, род Джалаир считался в Большом жузе самым старшим. При дележе добычи, во время больших угощений и т. д. сначала спрашивали, есть ли старшие из родов Джалаир? Казахи говорят: «Нокта агасы жалайыр бар ма?» Такой же порядок существовал в Младшем жузе, где самым старшим считался Алимулинский род. По своему богатству и влиянию этот род отличался от остальных родов. По поводу Алимулинского рода полковник генерального штаба Бларемберг писал: «В киргизских народных сеймах алимулинцы первые подают голос, первые делают определение, и принятие его старшим родом дает полную власть к общему согласию и исполнению. Предложенное.же младшим жузом не обязывает к исполнению алимулинцев»2. И в области общественных отношений и в области быта вся жизнь казаха была пропитана патриархально-родовыми пережитками. Все это мешало трудящимся казахам осознать свои классовые интересы. Патриархально-родовые отношения создавали у казахов ложное представление о классовой «солидарности» всех казахов. Поэтому не случайно в сохранении патриархально-родового быта была заинтересована родовая знать, являющаяся носителем родовых традиций. Патриархально-родовой быт у казахов оказался живучим не только в области общественных отношений, идеологии и быта, но и в организации политической жизни. Он серьезным образом тормозил консолидацию казахов в единую государственность. Существование барымты, родового урана постоянно усиливало межродовую вражду и неизменно воспитывало у родовой знати ненависть к централизованной власти. Поэтому не случайно в период восстания Кенесары Касымова отдельные казахские роды, во главе со своими родоначальниками, являлись носителями сепаратистских тенденций. Как правило, крупная родовая знать отказывалась поддерживать организацию единой государственной власти. Патриархально-феодальный строй и сохранение пережитков родового быта в экономической, социальной и культурной жизни казахского общества определяло его общую отсталость и явилось сильнейшим тормозом на пути его дальнейшего развития. Г лава 3 Как известно, начало зависимости Казахстана от царской России относится еще к 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан царизм смог только в первой половине XIX века. Как неоднократно отмечал Маркс, стремление к захвату земельных пространств на востоке было «традиционной политикой русского царизма». Однако, несмотря на безостановоч-.ный ход русской экспансии в Средней Азии, до 30-х годов XIX века среднеазиатские дела оставались вне сферы «большой политики» царизма. Основное внимание занимал Ближний Восток и, в первую очередь, Турция с ее владениями. Медленно1 и верно укрепляя свои позиции в Средней Азии, царизм до начала второй четверти XIX века не форсировал свою политику в этом направлении и она продолжала носить довольно спокойный характер. Основным стержнем ее было стремление расширить торговые обороты со среднеазиатскими ханствами. ]^ак_писал канцлер Нессельроде министру финансов Канкрину, «торговля сия составляет основу всей нашей азиатской политики».. Активизация политики русского царизма в Средней Азии и, в частности, в Казахстане наступает в начале 20-х годоб XIX века, когда в связи с так называемым «Уставом о сибирских киргизах» (1822 год) начинается усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Малом жузах. Но еще шире развертывается этот процесс в 30-х годах в связи с обострением англо-русского соперничества.» Объясняется это тем, что успехи России на Ближнем Востоке, выразившиеся в заключении Адрианополь-ского и Ункиар-Искелесского договоров, вызвали усиленное противодействие Англии. Правительству Нико'лая I не удалось сохранить преобладающее положение в Турции, которое обеспечивали ему условия Ункиар-Искелесского договора. Лондонская конвенция 1841 года явилась крупным дипломатическим поражением Росссии в ближневосточном вопросе.СТем большее значение получало для царизма укрепление его позиций в Средней Азии. Средняя Азия постепенно становилась одним из основных плацдармов англо-русской борьбы. Если фронт англо-русского соперничества пролегал за пределами русских владений и шел по линии Хива — Бухара— Коканд — Иран — Афганистан — Индия, то Казахстан в это время становится ближним тылом, плацдармом, закрепление в котором делалось первоочередной задачей царизма. Именно в эти годы наиболее четко обрисовывается огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Через Казахстан пролегали торговые пути в эти страны и далее в Афганистан и Индию. Только прочно обеспечив здесь свои позиции, можно было приступать к осуществлению походов на среднеазиатские ханства и дальнейшей экспансии в Центральной Азии. Помимо этого, закрепление в Казахстане диктовалось и экономическими интересами растущего русского капитализма. Так же, как и вся Средняя Азия, он привлекал внимание царизма как рынок сбыта и дешевого сырья, как источник колониальных сверхприбылей. Поскольку к началу XIX в. Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его | входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего на-чал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям: По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений. По линии политического закрепления, что выразилась в проведении реформы дминистративного управления, в первую очередь образования округов и окружных приказов, и затем введении дистаночной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов. И, наконец, в-третьих, по линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введении налогового обложения и различных монополий (вро-где монополии на рыболовство, порубку леса и т. д.). Совокупность всех этих мероприятий и составила содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане. Понятно, царские чиновники скрывали от общественного мнения истинную цель колонильной политики царизма в Казахстане.] Тем не менее, отдельные представители властей открыто высказывали свое мнение. В этом отношении интересно высказывание одного видного чиновника Оренбургского края. Вот что он писал Оренбургскому военному губернатору графу П. П. Сухтелену: «Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов, просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы никогда не сеяли хлеба и не знали не только науки, но и даже ремесла; но, вместе с тем, всемерно желал бы научить их кушать наш хлеб и употреблять наше простое сукно и другие грубые изделия России» г. О характере проводимой колониальной политики в Казахстане откровенно высказался в своей переписке с Оренбургским военным губернатором Обручевым председатель Оренбургской Пограничной Комиссии Ладыженский. Так, в одном из писем Ладыженский писал Обручеву: «Мнение господина председателя Комитета (имеется в виду Азиатский Комитет— Е. Б.) вообще проникнуто одной пребладающею мыс лью,— о приведении Орды в такое положение, чтобы она не допускалась в общий круг правительственного попечения и, оставаясь недвижимою в мраке своего невежества,— была как бы слепою и безгласною данницей Линии, которая испокон веков привыкла рассчитывать на дикую простоту киргизского народа» Ч Такова подлинная суть колониальной политики царизма, по признанию ее же руководителей. (_В своей захватнической политике царизм, с одной стороны, опирался на вооруженную силу, на колониальный аппарат, с другой стороны, на феодальную верхушку казахской знати. Последнее было особенно важно для закрепления завоеванных позиций. А закрепить завоеванную территорию царизм мог только опираясь на привилегированный класс казахского общества. В целях привлечения феодальной знати на свою сторону, царизм шел на признание ее привилегированного положения в Казахстане. Во-первых, султанам и биям разрешалось владеть зимовы-ми стойбищами и летовками на правах частной собственности. Причем, за ними закреплялось наследственное право на земли и имущество, охранявшееся властями. Во-вторых, султаны и бии назначались на административную службу в качестве старших султанов, волостных правителей и т. д. Поступившим на службу султанам и биям присваивалось звание потомственного дворянства. В-третьих, султаны и бии освобождались от налогов и других повинностей. Им были предоставлены права взимать в. пользу властей ясак, кибиточный и другие сборы. И, наконец, на султанов и биев были возложены судебные функции. Хотя на местах еще действовало обычное право казахов, все же значительные судебно-исковые дела проходили через руки царской администрации при участии султанов и биев. Политика опоры на султанов и биев,-с одной стороны, усиливала гнет над народными массами и ускоряла процесс классовой дифференциации казахского общества. С другой стороны, закрепление прав султанов и биев на владение землей на правах частной собственности разлагало кочевую общину и объективно ускоряло этим процесс феодализации. Это несомненно имело прогрессивное значение в дальнейшем ходе исторического развития казахского общества Перейдем к конкретному анализу политики правительства в отношении султанов, родовой знати — биев. Стремление сохранить господствующее положение феодальной знати путем закрепления за нею земельной собственности, приводило к тому, что когда, лишенная своих земель, казахская беднота покушалась на зимовки и летовки султанов :'и биев, власти неизменно поддерживали феодальную знать. Вот характерный пример. В 1831 году султан Чама Аблай-ханов жаловался начальнику Омского областного управления: «Сего года Каркаралинский окружной приказ по разделению земель отвел нам таковые под кочевья места, в каковых ныне стесняет нас, всякий намеревается занять, через что мы лишаемся спокойствия, и потому прошу те места за мною утвердить» '. Просьба султана Чама Аблайханова была удовлетворена. Омский начальник дал распоряжение Каркаралинскому приказу «оному удостовериться и оказать просителю в просьбе его возможное удовлетворение».^ С аналогичной просьбой обращался к генерал-губернатору Западной Сибири бии Кадыр Чимбулатов из Баян-Атагаевской волости. В ответ на его просьбу генерал-губернатор Западной Сибири-предписал: «Приказать кому следует отвести ему с подведомственными киргизами под хлебопашество, кочевку, сенокошение и выпуск скота места, называемые Кос-Куль и Снж>ректы-Куль»2. Правительство не ограничивалось закреплением господ-' ствующего положения феодальной знати в Казахстане, но и привлекло ее на царскую службу. Привлечение казахских султанов, биев на царскую административную службу предусматривалось «Уставом о сибирских киргизах» 1822 года, разработанным М. М. Сперанский^ Основная задача, которая преследовалась введением Устава, Определялась в его заключительной части следующим обра-' зом: "' «Сибирские Линии, в значении стражи, не составляют учреждений на всегдашние времена, но по мере распространения порядков, занимаемых в киргизских землях, стража сия подвигается вперед, и, наконец, должна кончить постоянным утверждением себя на действительной государственной гра- нице» Другими словами,'задача заключалась в том, чтобы уничтожить последние остатки независимости Казахстана, органически включить казахские степи в состав империи.гС этой целью на землях Среднего жуза были образованы внешние округа, во главе которых поставлены «окружные приказы». Приказы должны были возглавляться «старшими султанами» (ага-султаны). К ним назначались в качестве заседателей 2 «почетных киргиза» и 2 русских. Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на 2 года. На тот же срок избирались и заседатели. Старшему султану присваивалось военное звание «майора российской службы». После трехлетней службы они имели право просить диплом на «достоинство русского дворянина». В состав округа входили от 15 до 20 волостей. Каждый округ имел строго разграниченную территорию. Жители данного округа не могли переходить на территории других окру-гоов без специального разрешения местного начальника. Всякий самовольный переход жестоко карался. Во главе волостей стояли волостные старшины, которые тоже избирались из преданных царизму султанов и биев. Султаны и бии, управлявшие волостями, приравнивались к чиновникам 12 класса. Аулы управлялись старшинами — биями, приравненными к сельским головам. ланская власть в Среднем жузе по Уставу упразднялась. Вскоре после издания Устава ханская власть была упразднена и в Младшем жузе (1824 год), и степь Западного Казахстана была расчленена на три полосы — западную, среднюю и восточную во главе с султанами-правителями,. В ведении каждого султана-правителя находилось как управление целой частью Орды, состоявшей из племен, так и надзор за управлением биев и султанов аулами и отдельными племенами. Каждому султану-правителю давали золотую саблю, знамя, грамоту на служебное достоинство «дабы тем дать им более весу в глазах Орды». Кроме того, стремясь «сделать в понятии киргизских стар шин звание главных султанов выгодным и привлекательным» ', Азиатский Комитет назначил султанам-правителям по 100 рублей серебром в месяц и по 60 кулей ржаной муки в год. Граница между западной и средней частью проходила от Илецкого городка по рекам Илеку и Большой Хобде, а затем по реке Темир на юг до Аральского моря. Между средней и восточной частями граница начиналась от Степной крепости и проходила по верховьям рек Тогузака и Тобола, а на юге доходила до реки Сыр-Дарьи. Вершителями судеб в казахской степи стали старшие султаны в Среднем жузе и султаны-правители в Младшем жузе. При султанах находились казачьи отряды в 200 человек. Официально говорилось, что отряды приданы султанам для того, чтобы воздействовать на казахов «в русском духе». В действительности же отряды эти охраняли султанов и несли военно-полицейские функции. Вместе с тем, через их посредство местные власти осуществляли своеобразный контроль над деятельностью султанов и при случае принуждали их действовать так, как это нужно было царской администрации. Как мы уже отмечали, царские власти освобождали султанов от различных повинностей и уплаты налогов. Так, начальник штаба сибирского корпуса генерал-майор Броневский 17 февраля 1832 года писал пограничным властям: «Султана Аблая Габбасова, служащего председателем в Кокчетауском окружном приказе, и султана подполковника Турсуна Чинги-зова, служащего председателем в Каркаралинском окружном приказе, считать навсегда свободными от ясака в тысячу лошадей, 1500 быков и 1000 баранов у каждого и по смерти их право сие распространить на их потомство по прямой линии»2. Из анализа преобразований системы управления 20-х годов наглядно виден процесс срастания феодальной верхушки с колониальным аппаратом. В лице казахских султанов и биев, перешедших на службу царизма, олицетворялся феодально-колониальный гнет в Казахстане. Старшие султаны (ага-; султаны) в Среднем жузе и султаны-правители в Младшем жузе фактически назначались правительством; так называемые выборы новых должностных лиц находились под неограниченным контролем русской администрации. Волостные и аульные старшины совершали вопиющие злоупотребления. Перешедшие на царскую службу казахские феодалы — старшие султаны, волостные правители, аульные старшины и дистаноч-ные начальники — не только сохранили прежние формы феодального гнета над трудящимися, но и от имени властей собирали налоги (кибиточный сбор, ясак, ремонтный сбор, билетный сбор, деньги за кочевки и т. д.). Во время сбора этих денег казахские феодалы чинили всевозможные злоупотребления. Например, султан Сьюгалин во время сбора кибиточных денег вместо причитающихся 1 р. 50 к. брал у казахов по бараку и быку. Султан-правитель восточной части Орды Оренбургского края Ахмет Джантюрин также был обвинен многочисленными казахскими родами в злоупотреблениях, во взяточничестве. На имя председателя Оренбургской Пограничной Комиссии казахами Аргынского и Кипчакского родов было подано прошение за подписями 315 человек1. Для расследования преступлений Ахмета Джантюрина была назначена комиссия, которая около года занималась расследованием, но в конце концов Ахмет Джантюрин был признан невиновным, а прошение казахов оставлено без последствий. Не случайно поэтому народные массы питали исключительную ненависть к этим султанам, что не раз отмечали местные чиновники. Так, историк Оренбургского края С. Н. Севастьянов писал: «Несмотря на поддержку со стороны России, султаны-правители среди киргиз не имели выдающегося значения... Мятежные киргизы не только не уважали власть султано'в, но даже просто убивали их, как это случилось, например, с султаном Джантюриным»2.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |