Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц




Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок их вступления в силу (тот момент, с которого сформулированные в норме правила поведения становятся общеобязательными), во-вторых, период действия адм.-правовой нормы, в-третьих, условия применения нормы к конкретному общественному отношению.

Административно-правовые нормы могут вступать в силу следующим образом:

На основе общих установленных законодательных или иных нормативно-правовых актов сроков, в соответствии с которыми нормативно-правовые акты вступают в силу на территории РФ или ее части. Например, порядок вступления фед. конституционных законов и федеральных законов в том числе, относящихся к системе административного законодательства, в настоящее время определен соответствующим ФЗ – «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". В соответствии со статьей 6 указанного акта конституционные и федеральные законы, в том числе содержащие административно-правовые нормы, одновременно ступают в силу на территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в самих законах не установлен иной порядок вступления их в силу. В соответствии со специальным нормативно-правовым актом, определяющим порядок вступления в силу другого нормативно-правового акта, например ФЗ «О введении в действие КоАП». В соответствии с указанием в самом тексте нормативного-акта времени вступления в силу отдельных содержащихся в нем норм с момента принятия соответствующего нормативного правового акта, наличие которого обуславливает вступление в силу данной правовой нормы.

Как правило, действие административно-правовых норм не ограничено определенными сроками, они действуют до их официального изменения либо до их отмены. Можно выделить следующие возможные варианты прекращения действия административно-правовых норм:

• Истечение срока, на который был принят нормативный акт, содержащий конкретную норму.

• Внесение изменений в нормативный акт, направленный на исключение конкретной нормы либо принятие новой редакции правовой нормы.

• Объявление об утрате нормативным правовым актом юридической силы.

В некоторых случаях в нормативно-правовые акты включаются специальные положения, определяющие порядок действия содержащихся в них норм, например, КоАП определяет действие законодательства об адм. правонарушениях во времени и пространстве. В частности лицо, совершившее адм. правонарушение подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отягчающий административную ответственность, иным образом улучающий положение правонарушителя, имеет обратную силу.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Действие адм.-правовых норм в пространстве по сути представляет собой их организацию на определенной территории. По общему правилу административно-правовые нормы, регламентирующие управленческие отношения на всей территории РФ, ограничены гос. границей (но бывают и выходы за ее пределы). В соответствии с Конституцией РФ наша страна имеет федеративное устройство, включая территории субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними, кроме того, юрисдикция распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону.

На основании норм международного права к территории государства также относятся морские и речные суда под государственным флагом, в том числе находящиеся в открытом море, военные корабли, летательные аппараты, территории посольств.

Действие адм.-правовых норм в пределах территории г-ва обусловлено статусом органа, который их принял, и видом нормативно-правового акта, в котором они содержатся. В соответствии со статьей 1.8 КоАП действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве обусловлено тем, что лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ подлежит адм. ответственности в соответствии с административным законодательством РФ и ее субъектов. Граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие адм. правонарушение за пределами России, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, если это предусмотрено положениями международных договоров. Принципиальное значение для действия административно-правовых норм в пространстве и во времени имеют следующие конституционные положения, в частности любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Действие административно-правовых норм по кругу лицу определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм. К таковым могут относить-ся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, гос. служащие и т. д.

 

8. Источники АП: понятие, виды и особенности

Источники административного права – это внешняя форма объективирования воли нормотворческих органов, содержащая обязательные правила поведения (юридические требования) для субъектов отношений, входящих в предмет административного права.

Источники АП – это нормативные правовые акты, содержащие адм.-правовые нормы, и они (акты) в совокупности образуют единую систему. В основе их систематизации лежит вид нормы (административно-правовые). Это есть не что иное, как система адм. законодательства. Существует соотношение категорий «источники адм. права» и «адм. законодательство». Их соотношение зависит от понимания (трактовки) адм. законодательства в широком и узком смыслах. В шир. смысле – адм. з-во объединяет все нормативно-правовые акты (включая подзаконные), в узком смысле административное законодательство – это совокупность законов. Если административное законодательство понимать в узком смысле, то категория «источники административного права» будет значительно шире, поэтому отождествлять источники административного права и административное законодательство можно при их трактовке только в широком смысле.

Источники административного права подразделяются на законодательные и подзаконные акты.

В соответствии с КРФ (ст. 72) законодательство об административных правонарушениях находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Исходя из этого источники административного права могут быть классифицированы на федеральные и региональные. Стоит отметить, что муниципальные акты могут содержать административно-правовые нормы в части обеспечения реализации, делегированных им функций гос, управления.

Источники административного права могут подразделяться на специальные, например, КоАП и общие, которые содержат административно-правовые нормы наряду с иными. Например, Земельный Кодекс, Водный Кодекс и т. д..

Источники административного права также могут быть классифицированы по юр. силе.

Существует дискуссионность о включении в число источников административного права локальных нормативно-правовых актов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.