КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактика игры в нападении. В нападении играющие решают различные задачи, которые подчиняются основной — созданию численного перевеса над защищающимися и реализации его броском в
В нападении играющие решают различные задачи, которые подчиняются основной — созданию численного перевеса над защищающимися и реализации его броском в корзину. Для этого используют индивидуальные, групповые и командные действия. Индивидуальные тактические действия Каждый игрок, действуя в нападении, должен быть предельно активен. Пассивность, ограниченное участие отдельных игроков значительно затрудняют нападение, позволяя сопернику подтянуть к опасному нападающему сразу нескольких игроков. Действия нападающего всегда должны быть быстрыми и обдуманными. Для этого нужно быть внимательным и уметь видеть всю обстановку на площадке. Важно также в совершенстве владеть всем арсеналом технических приемов и уметь правильно пользоваться ими в сложных условиях единоборства с противником. Эффективность атакующих действий зависит прежде всего от выбора места, умения нападающего в нужный момент оказаться в самой подходящей для развития атаки точке. В нападении играющие действуют как с мячом, так и без мяча. г Выбор места в таких случаях имеет свои особенности, вызванные различными задачами, которые решает нападающий в этих ситуациях. Действуя без мяча, он стремится освободиться от опеки, чтобы выйти ' под щит или на другую удобную позицию, получить мяч и отвлечь на себя защитников или облегчить действия игрока с мячом. Правильна но выбрав место, игрок без мяча может помешать продвижению защитников и таким образом помочь освободить своих партнеров. Действуя с мячом, нападающий прежде всего стремится занять позицию, из которой легко можно было бы забросить мяч в корзину или привлечь к себе внимание защитников, а затем передать мяч освободившемуся партнеру. Место выбирают с помощью различных перемещений. Для решения тактических задач нападающий в зависимости от конкретной ситуации и своих возможностей использует те или иные технические приемы. Чтобы действия каждого игрока были максимально эффективны, заранее распределяют игровые функции. Команды баскетболистов формируются из игроков передней линии — нападающих и игроков задней линии — защитников. Число их не постоянно и зависит от индивидуальных возможностей игроков, избранной системы ведения игры и конкретных условий соревнований. Однако независимо от этого в каждой команде всегда выделяют игроков трех игровых позиций: центровых и крайних нападающих и защитников. Игроки передней линии — центровые и крайние нападающие — прежде всего должны иметь определенные ростовые данные. Самые рослые игроки — это центровые. Их рост в сильнейших командах колеблется в пределах 200—220 см. Только обладая таким ростом, они могут успешно выполнять свои обязанности. Главные из них — борьба за мяч под щитом и атака кольца соперника из зоны наибольшей результативности — с расстояния 2—5 м. Поэтому центровые должны хорошо уметь: овладевать отскакивающим от щита мячом; * освобождаться от опеки и получать мяч вблизи от кольца; индивидуально обыгрывать соперника и завершать атаку различными бросками с ближней и средней дистанции; взаимодействовать с партнерами, помогать освобождать их и передавать им мяч для броска из удобного положения. Крайние нападающие также действуют на подступах к щиту, поэтому должны быть рослыми, прыгучими спортсменами. Их рост колеблется в пределах 185—205 см. Главная обязанность крайних нападающих — завершение атаки команды бросками с различной дистанции и борьба за мяч под щитом. Чтобы успешно справиться со своими обязанностями, они должны уметь: освобождаться от опеки соперника и получать мяч в удобной для броска позиции, индивидуально обыгрывать защитника и завершать атаку бросками с различного расстояния, взаимодействовать с партнерами и помогать освобождать их, овладевать отскакивающим от щита мячом. Игроки второй линии — защитники — действуют обычно за пределами области штрафного броска. Поэтому к ним не предъявляют особых требований в отношении роста. Но зато они должны обладать исключительной ловкостью, быстротой, сообразительностью и способностью руководить действиями остальных партнеров. Главная их обязанность — организация согласованных действий команды. В командах высокого класса один из защитников полностью сосредоточивается на организации взаимодействий. Это так называемый диспетчер, разыгрывающий игрок. Второй выполняет обязанности атакую- щего и часто завершает атаки бросками с дальней дистанции или после прохода в область штрафного броска. Для защитников важно: владеть бросками с 5—7 м, в совершенстве владеть мячом и уметь самостоятельно обыграть соперника, уметь правильно выбрать наиболее целесообразные приемы коллективного взаимодействия и в совершенстве владеть передачами мяча, уметь сохранять равновесие в расстановке игроков на площадке и правильно организовывать переход команды от нападения к защите и от защиты к нападению. Однако в ходе игры целесообразно прибегать к взаимозаменяемости игроков, что делает игру более динамичной и разнообразной. Это предполагает довольно широкую универсальность во владении игровыми навыками, способность игроков достаточно эффективно действовать на различных местах в команде. Групповые тактические действия Способы групповых взаимодействий разнообразны. Они отличаются прежде всего количеством участвующих в них игроков. Каждой тактической системе присущи свои ведущие приемы. Но все они независимо от сложности представляют собой в различных формах и сочетаниях основного элемента коллективной тактики — взаимодействия двух игроков. Два нападающих стремятся обыграть двух защитников, чтобы создать численный перевес. Инициативу освобождения от защитника чаще берет на себя игрок с мячом — он пользуется передачей мяча партнеру, выходя после этого на свободное место. Как только нападающий сумеет рывком опередить своего защитника, ему сразу же возвращают мяч. Уход от защитника облегчается тем, что в исходном положении нападающий расположен лицом, а защитник спиной к кольцу. Такой прием называют двойной передачей (или «отдай и выходи»; рис. 36). Это взаимодействие может осуществляться с любым ближайшим партнером. Освобождаться от опеки защитника легче. Если передача мяча выполняется вперед, нападающий может стартовать быстрее защитника, и, что очень важно, упрощается обратная передача мяча.
Если мяч передается партнеру, расположенному рядом, то освобождение от защитника проводится рывком в направлении передачи или в противоположную от нее сторону, т. е. за спину защитника. Свой выход игрок может рассчитать так, что защитнику трудно будет преследовать его; он натолкнется на владеющего мячом или любого другого игрока. Такой прием освобождения с помощью партнера используют широко и называют заслоном «наведением» (рис. 37). Другая разновидность заслона выполняется для игрока с мячом.. После передачи игрок, решивший поставить заслон, двигается в направлении защитника, опекающего игрока с мячом. Приблизившись к нему на 1—2 м, он резко меняет направление и уходит к щиту. Игрок с мячом обходит его сзади, а защитник наталкивается на передавшего мяч игрока (рис. 38). Такой заслон называют внутренним, так как нападающий оказывается между двумя защитниками. Нападающий может помешать защитнику и тогда, когда он располагается или двигается между своим партнером и защитником (рис. 39). Игрок с мячом получает возможность сразу бросать в кольцо или пройти с мячом в более удобную позицию, используя столкновение защитников. Такой заслон называют внешним. Чтобы помешать смене игроков, освобождающийся игрок может начать движение одновременно с уходом партнера и параллельно. Такой заслон называют заслоном с сопровождением (рис. 40). Использование заслона успешно в тех случаях^ когда ставят его в опасной для кольца соперника зоне неожиданно и сопровождают выходом к кольцу заслоняющего игрока. Последнее особенно важно, так как позволяет воспользоваться замешательством соперника и его невыгодным положением по отношению к одному из нападающих, а также преимуществом в росте при переключении защитников разного роста (рис. 41). При численном перевесе действия двух нападающих значительно упрощаются. Вначале мяч передают свободному игроку, который стремится завершить атаку сам или отвлечь на себя защитника, чтобы отдать мяч свободному партнеру. При этом нападающие обычно вы-
ходят к кольцу одновременно и параллельно друг другу. К смене мест при встречном передвижении почти не прибегают. ■ Разнообразнее и эффективнее взаимодействие трех нападающих, действующих против трех защитников. Наиболее распространенные из них — это освобождение игрока без мяча с помощью скрестного перемещения или одиночного заслона (рис. 42), освобождение игрока с мячом с помощью повторного заслона. Трое нападающих при численном перевесе преследуют ту же цель — создать одному игроку условия для беспрепятственного броска по кольцу. Оказавшись перед двумя защитниками (рис. 43), нападающие стремятся занять выгодные позиции, образовав у щита треугольник. Игрок с мячом двигается к корзине, вызывая на себя атаку защитников. Как только один из защитников выйдет к нему, мяч передается открытому партнеру. Этот игрок завершает атаку сам либо передает мяч свободному нападающему. Взаимодействие большого числа игроков тесно связано с системой нападения. Командные действия Действия нападающей команды строятся на основе двух тактических систем ведения игры: быстрого прорыва и позиционного нападения. Эти системы непрерывно совершенствуются и имеют большое количество вариантов, обусловленных системой защиты соперника, составом команд и конкретными условиями проводимого соревнования. Выбор способа ведения атаки определяется в первую очередь особенностями игры соперника. Избранный вариант должен максимально реализовать сильные стороны своей команды и слабости соперника. Быстрый прорыв Эта система нападения представляет собой самый естественный и эффективный способ ведения атаки. Суть ее состоит в том, что овладевшая мячом команда старается как можно быстрее перейти в атаку и опередить игроков соперника, возвращающихся к своему щиту. Численное преимущество здесь создается прежде всего быстротой перемещения нападающих и мяча. При этом овладевшая мячом команда на какой-то момент опережает соперника в организации своих действий. Это опережение и становится решающим фактором в быстром прорыве. В современном баскетболе неуклонно сокращается время атаки, и чем выше мастерство команды, тем быстрее осуществляется атака. В состязаниях сильнейших команд в общем объеме проводимых в ходе игры атак большую часть занимает быстрый прорыв. Причем наиболее результативными оказываются атаки, в которых делается две-три передачи. Быстрый прорыв — самая универсальная система нападения. Она может быть осуществлена против любой системы защиты и почти каждый раз, когда защищающаяся команда овладевает мячом. Отличительные особенности быстрого прорыва — кратковременность атак (3—6 сек.), ограниченное количество передач (1—3), простота взаимодействий. Прорыв предполагает четкую организацию действий игроков, рациональное распределение функций между ними и обязательное участие каждого игрока. В этой системе нападения принято различать три последовательные фазы: овладение мячом и переход в прорыв; маневрирование в центре площадки; завершение атаки. Переход в прорыв возможен после подбора мяча, перехвата, при вбрасывании и розыгрыше спорного или начального броска. Игрок, первым овладевший мячом, стремится сразу же передать его партнеру, вышедшему вперед. Если сделать этого нельзя, то прорыв он начинает сам — продвигается в передовую зону, ведя мяч. Все остальные игроки устремляются вперед, стараясь опередить своего ближайшего соперника. Для прорыва обычно выбирается кратчайший путь к кольцу. Первая передача, которая имеет решающее значение, делается возможно быстрее. При этом важно послать мяч вперед, но так, чтобы соперник не мог перехватить его. Поэтому первую передачу не делают слишком длинной. Чаще всего ее направляют игроку, вышедшему к боковой линии. Во второй фазе нападающие стараются занять площадку по всей ширине, чтобы затруднить действия защитников. Они перемещаются по трем продольным зонам площадки. При этом мяч от боковой линии переводится в центр, откуда его легче направить на любой освободившийся край. В третьей фазе усилия игроков направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для броска по кольцу, подобрать мяч в случае промаха и подготовить переход от нападения к защите. Проще всего осуществить нападение быстрым прорывом после перехвата мяча. В таких случаях прорыв обычно выполняют один-два игрока. Перехвативший мяч чаще всего сам устремляется к кольцу. Второй игрок поддерживает его, если возникает необходимость передать или подобрать мяч. Нападающие двигаются по центру параллельно друг другу (рис. 44). В завершающей фазе атаки оба они выходят к щиту. Если в этой фазе против них будет действовать равное число защитников, то нападающие могут использовать смену мест и заслоны, индивидуальные проходы и броски с 4—5 м с последующей борьбой за отскок. Проведение прорыва малыми силами оправдывает себя при внезапном овладении мячом вблизи кольца соперника. В этом случае
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |