КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень домашних заданий, выполняемых с использованием компьютера
В таблице №2 представлено тематическое соответствие разделов курса «Физика с основами общей астрономии» и курса «Информатика и информационные и коммуникационные технологии».
таблица 2 Тематическое соответствие разделов курса «Физика с основами общей астрономии» и курса «Информатика и информационные и коммуникационные технологии»
Ниже приводятся примеры интегрированных уроков. Примеры разработки уроков в 7 классе. ТЕМА «Алгоритмизация» по информатике и ИКТ, интегрируется с темами «Скорость при РПД», «Средняя скорость» и «Относительность движения» по физике (на прохождение материала отведено 4 урока + 1 урок для проведения контроля знаний). Цели обучения: - повторить и конкретизировать понятия «скорость» и «средняя скорость», которые были сформированы у учащихся в курсе математики 4-6 класса; - сформировать представление о векторной величине; - сформировать представление об относительном движении и относительной скорости движения тела; - сформировать представление об алгоритме и его разновидностях: линейном, циклическом, разветвленном; - выработать умение разрабатывать алгоритм решения по стадиям; - выработать умение представлять алгоритм в виде блок-схемы; - научить решать задачи трех типов: § на выявление связи трех кинематических величин – скорости, времени и расстояния; § на вычисление средней скорости; § на перевод скорости из внесистемных единиц (км/ч, см/мин и т п) в систему СИ (т е в м/сек)
Урок № 12/4 Скорость. Расчет пути и времени движения. Перевод км/ч в м/с. Образец правильной записи задач по физике. Цели урока: - сформировать у учащихся понятие вектора - выработать умение переводить внесистемные единицы скорости в систему СИ (в м/сек) - научить ребят основным этапам правильной записи задачи в тетради по физике. Опорные понятия: путь, время движения, равномерное прямолинейное движение, направление движения, основные единицы системы СИ, внесистемные единицы системы СИ, математическая задача Новые понятия: векторная величина, скалярная величина, скорость при равномерном прямолинейном движении, мгновенная скорость. Учащиеся должны знать: - что скорость движения тела показывает не только быстроту, но и направление передвижения, - понятия векторной и скалярной величины - понятие скорости при РПД и мгновенной скорости, формульную связь между скоростью, временем и расстоянием - обязательные разделы правильной записи задачи «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности» Учащиеся должны уметь: - указывать направление движения тела на чертеже с помощью вектора скорости - вычислять пройденный телом путь по известным значениям скорости и времени движения - осуществлять перевод величины скорости из внесистемных единиц измерения в систему СИ (в м/сек) - заглядывая в данный учителем образец, производить запись задачи по схеме «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности»
Методическое обеспечение: Учебник физики 7 класса, Задачник по физике для 7-9 класса авторов В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой Заранее изготовленный учителем демонстрационный набор векторов различной длины и цвета на магнитах (для демонстрации на доске)
Сценарий урока: 1. Учитель: сначала начнем урок с небольшой разминки: два человека идут к доске и подготовят домашние задачи для проверки. Остальные – остаются стоять. Я задаю устные вопросы, тот из вас, кто ответит правильно, делает два шага вперед, а тот, кто ошибется – один шаг назад. Вопросы: - вы решали в 5-6 классах задачи на движение? (- ДА) - приведите 2-3 примера (Ребята вспоминают) - что такое «траектория движения»? (Это линия, вдоль которой движется тело) - можно ли увидеть траекторию движения мела по доске? (Да, это белый след) - что такое «путь»? (Это длина траектории) - как зависит путь от времени движения? (Чем дольше движется тело, тем длиннее путь) - а теперь я (учитель) поставлю на доске точку А и проведу отрезок длиной 40 см вправо, затем такой же (мелом другого цвета) влево; какой путь длиннее? (Одинаковые.) Тогда в чем же разница? (В направлении движения) Учитель: молодцы! А теперь подведем небольшой итог. Куда в ходе беседы сместилась основная часть класса? Вперед! То есть большинство ответов были верными! И мы с вами это наглядно видим! Теперь рассаживайтесь по местам и проверяем домашнее задание (10 мин) 2. Тема сегодняшнего урока «Скорость » (записали в тетрадь) Понятие «Скорость» вам уже известно из 5-6 классов. Запись: СКОРОСТЬ – это величина, показывающая, какой путь прошло тело в и единицу времени. Но это только при равномерном движении. Движение по нашим обычным дорогам никогда не бывает полностью равномерным, поэтому стрелка спидометра автомобиля, как правило, скачет. Что же показывает спидометр? Спидометр показывает так называемую мгновенную скорость. То есть это скорость за очень малый промежуток времени. Скажем, за 1 секунду. Машина проходит очень малое расстояние за очень малый промежуток времени. ( Запись в тетрадь) Однако, и в том, и в другом случае справедлива формула, знакомая с 3-го класса
(5 мин)
Учитель: обратите внимание, как на рисунке показано направление – стрелкой. Мы уже сегодня сталкивались с тем, как важно иногда бывает указать правильное направление (помните, правильные ответы двигали нас вперед, а ошибочные – назад)
Другой ПРИМЕР (Учитель читает задание и отмечает на доске с помощью демонстрационных магнитных векторов) Из Москвы выехал поезд. Где он будет через три часа? (Зависит от направления движения).
Запись: ВЕКТОР – это отрезок, на котором стрелкой указано направление. СКАЛЯР – это величина, не имеющая направления (масса книжки, температура воздуха, длина класса, имя девочки Алена). ЛУК № 116 (Учащиеся выполняют сами) (10 мин)
4. Научимся правильно записывать задачи Учитель: теперь мы с вами можем осмысленно решать задачи на движение. Однако, чтобы полностью понять задачу, необходимы два условия: нарисовать к ней чертеж и записать в тетрадь в правильном виде. Мы с вами начинаем привыкать раскладывать задачу на отдельные кирпичики, чтобы потом было удобней из них строить дом. Ведь мы хотим, чтобы дом был выстроен правильно, не упал и не развалился, Кстати, хотелось бы, чтобы он был аккуратным и красивым.
ПЛАН ОФОРМЛЕНИЯ ЗАДАЧИ: «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности»
Домашнее задание: § 35 Учебник Перышкина, ЛУКАШИК № 115, 128, 132 («правильная» запись задач!) ______________________________________________________________________ Урок № 13/5 Данные и программы. Понятие «алгоритм решения». Аналог между «правильной» формой записи задачи «Дано-Решение-Формулы» по физике и алгоритмизацией ввода и обработки задачи на компьютере. Цели урока: - сформировать у учащихся понятие алгоритма, - познакомить с основными видами алгоритмов: линейным, циклическим, разветвленным, - научить ребят составлять линейные алгоритмы на примерах решения задач по физике.
Опорные понятия: цель, задача, план решения. Новые понятия: данные, программа, алгоритм, блок-схема алгоритма, линейный алгоритм Учащиеся должны знать: - понятие «алгоритм», «линейный алгоритм», «программа», - правила составления блок-схемы алгоритма, Учащиеся должны уметь: - разрабатывать по стадиям линейный алгоритм, - представлять алгоритм в виде блок-схемы, - решать задачи, составляя алгоритм и выполняя действия по алгоритму. Методическое обеспечение: Учебник информатики 7 класса, Задачник по физике для 7-9 класса авторов В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой
Сценарий урока: 1. Небольшой письменный опрос по материалу прошлого урока: 1-2 задания аналогичные № 115 (Лукашик) из Д/з Одновременно 2 человека готовят на доске для проверки № 128 и № 132 из Д/з (10 мин) 2. Учитель: «Конечно, домашние задачки показались вам легкими, ведь по математике вы их решали еще в третьем классе. Это - лишнее подтверждение, что физика и математика представляют собой единое целое. Однако особое внимание я просила обратить на правильную запись задачи: «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности».
Запись: Описание последовательности действий (план), строгое исполнение которого приводит к решению поставленной задачи, называется алгоритмом решения.
[Макарова]: «История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах.» Само название «алгоритм» произошло от имени известного восточного математика - аль-Хорезми. Он написал учебник по арифметике, в котором ввел цифры, называемые сейчас арабскими, а также правила счета с помощью этих цифр. Они использовали привычную для нас десятичную систему счисления. Правила были простыми, легко усваивались, и арифметические действия можно было производить, не задумываясь над их смыслом. В последствии арифметику в десятичной системе долгое время называли словом «ал-хорезм», которое позднее превратилось в «алгоритм». С развитием науки и техники человечество осознало, что (Запись:) «можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых» [Макарова]
Вопрос классу: «Назовите, пожалуйста, основные этапы каждой из домашних задач» (! Задачи сохранились на доске, их не стирали!) Ребята называют: «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности». Однако на предпоследнем шаге, в том месте, где проверка размерности, возможны два случая: размерность соответствует или не соответствует правильному ответу (учитель дорисовывает обратную линию). Если приходится выбирать один из нескольких возможных путей, то говорят «это место разветвления алгоритма», а сам алгоритм называют разветвленным. (10 мин) 3. Учащиеся сами выполняют по этому алгоритму № 130 из ЛУК (5 мин) 4. Учитель: «А теперь давайте попробуем выполнить по этому алгоритму № 131» и приглашает к доске кого-то из «сильных» детей. Класс работает вместе с доской. (Ребята сталкиваются с необходимостью пройти по алгоритму дважды: сначала для подрывника, а потом - для пламени по шнуру, т.е. произвести два цикла операций). Такой алгоритм называется циклическим. (12-15 мин) Запись: Исходная информация, представленная в цифровой форме и используемая при решении задачи, называется данными. Запись: Если задача решается с помощью компьютера, то последовательность команд, выполняемая машиной в процессе обработки данных, называется программой. Домашнее задание: § 1.3 Учебник Угриновича, ЛУКАШИК № 129, 126 (обязательно нарисовать блок-схемы к задачам!) ______________________________________________________________________
Урок № 14/6 Средняя скорость. Решение задач. Закрепление понятия «алгоритм решения». Цели урока: - сформировать у учащихся понятие средней скорости, - закрепить навыки составления различных видов алгоритмов: линейного, циклического, разветвленного, - закрепить навыки решения задач по физике, связанных с нахождением кинематических величин (скорости, средней скорости, времени движения, пройденного пути), используя при этом алгоритм решения.
Опорные понятия: путь, скорость, время движения, алгоритм, линейный алгоритм. Новые понятия: средняя скорость, блок-схема циклического алгоритма, условие окончания цикла. Учащиеся должны знать: - понятие «средняя скорость», «циклический алгоритм», «блок-схема циклического алгоритма», - правила составления блок-схемы циклического алгоритма, Учащиеся должны уметь: - вычислять среднюю скорость движения, - составлять циклический алгоритм и представлять его в виде блок-схемы, - задать условие окончания цикла. Методическое обеспечение: Учебник физики 7 класса, Задачник по физике для 7-9 класса авторов В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой Демонстрационное оборудование кабинета физики: тележка легкоподвижная
Сценарий урока: 1.Собрать тетради с Д/з для проверки. Раздать проверенные листки с с/р по теме «графическое изображение скорости» (была в начале прошлого урока), кратко прокомментировать ошибки. (5 мин) 2. Учитель: Мы с вами снова вспоминаем, что скорость движения – это величина векторная, то есть характеризуется модулем (больше или меньше, то есть быстрее или медленнее) и направлением (куда смотрят фары автомобиля, то есть куда в данный момент машина едет). Такую скорость мы с вами называли мгновенной. Однако, в процессе движения машины такая скорость все время меняется: на дороге ухабы, повороты, светофоры (ДЕМО: с помощью тележки легкоподвижной). Поэтому вводят понятие «средняя скорость». Смысл этой величины в том, что машина, двигаясь, с этой постоянной скоростью то же самое время, пройдет тот же самый путь. ( это величина скалярная) В быту мы сами часто употребляем выражение «в среднем скорость была…» или «в среднем в день проходит по … км». Например, «в среднем перелетные птицы пролетают в день 200 километров» или «В среднем поезд «Москва-Хабаровск» проходит в сутки 1000 километров». То есть Vср= 1000 км/сутки. Он может остановиться на станции, может прибавить хода ночью, может медленно ползти через мост. (10 мин)
3. (Далее на примере задачи со средней скоростью необходимо подвести учащихся к понятию ЦИКЛИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА, то есть к последовательности действий, которую при решении задачи приходится выполнять несколько раз. Наилучшим образом это можно сделать на примере задачи № 145 из Лукашика.) (10 мин) Запись: Циклический алгоритм – это последовательность действий, которая при выполнении задания должна повториться несколько раз. Обычно существует заранее заданное условие, при выполнении которого цикл прекращается (в № 145 – это ТРИ участка пути, то есть цикл будет повторяться, пока не выполнится ТРИ раза). Задание детям: Назовите примеры других циклических операций, встречающихся в жизни. Выделите в них условие окончания цикла.
4. Задачи для самостоятельного решения на уроке: № 136, 134
§ 35 (до конца) Учебник физики, ЛУК № 135, 137 (обязательно нарисовать блок-схемы к задачам!) ______________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примеры разработки уроков в 8 классе. ТЕМА «Влажность воздуха» по физике интегрирована с освоением текстового процессора Word (За исключением создания таблиц, которые осваиваются несколько позже с темой «Твердые тела»).
Комментарий: В конце 7 класса ребята изучали фазовый переход «Жидкость-пар» с построением графика этого процесса. Поэтому тему «Влажность» необходимо начать с повторения и закрепления этого материала, одновременно начиная знакомить детей с текстовым процессором Word. Обратите внимание, что вместе с детьми учитель должен все операции выполнять на своем компьютере и транслировать на большой экран! Уроки № 11/1-12/2 Цели урока: - закрепление представлений о фазовом переходе «жидкость-пар», о видах парообразования и графической интерпретации процесса, - освоение учащимися операций набора и сохранения текста в редакторе Word, а также редактирования текста: вставки и удаления символов, пустых строк, разбиения на абзацы, исправление ошибок компьютерного набора, - приобретение навыков использования встроенной графики (раздел «Автофигуры»).
Опорные понятия: фазовый переход, испарение, кипение, график парообразования, текст, абзац Новые понятия: текстовый редактор, текстовый процессор, редактирование документа. Учащиеся должны знать: - понятия «текстовый редактор» и «текстовый процессор», - функциональные кнопки текстового процессора Word, находящиеся на верхней панели стандартного диалогового окна (т.е. без ручных исправлений), а также кнопки автофигур (линии, овала, прямоугольника).
Учащиеся должны уметь: - вводить текстовый документ в компьютер, - правильно сохранять его, - редактировать текстовый документ, - использовать встроенную графику для построения простейших схем Методическое обеспечение: 1 Учебник физики (автор А.А. Фадеева) 7 класса 2 Учебник информатики (автор Н.Д. Угринович) 8 класса 3 Цифраторы NOVA5000 с клавиатурой и мышью на каждое рабочее место! 4 Мультимедийный проектор, экран. Сценарий урока: Учитель: сегодня мы с вами повторяем тему «Парообразование». Однако конспект будем вести в необычном виде - с помощью компьютера. (Потом весь материал распечатаем и вклеим в тетрадку). Бывая на лекциях в институте, я все чаще замечаю молодых людей и девушек с ноутбуками, которые работают именно в таком режиме. В этом есть свои плюсы: материал легко копируется, пересылается приятелю, дополняется, исправляется. Однако, есть и свои минусы: нужно обладать хорошей скоростью машинистки-стенографистки, быстро устают глаза – т.е. можно заработать себе очки, компьютеру необходима подзарядка – на 5-6 часов батарейки не хватит и целый ряд других проблем. Как вам удобнее – решайте сами. Однако, имейте в виду, что у школы нет задачи научить вас компьютерной скорописи! (Эти ваши навыки никто оценивать не будет!) Теперь, пожалуйста, включите ваши компьютеры и найдите текстовый процессор. (Для NOVA5000 и Windows CE – это «SoftMaker Office- TextMaker» (5 мин)
ТЕМА УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕКСТОВОГО ПРОЦЕССОРА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПАРООБРАЗОВАНИЕ» ПО ФИЗИКЕ. (Необходимо дать время для исправления первых ошибок и объяснить, какими клавишами при этом нужно воспользоваться и как поможет мышь) Необходимо также рассказать, что буквы на клавишах специально размещены в неудобном порядке, т.к. первые компьютеры воспринимали информацию очень медленно, - медленнее, чем вводили опытные машинистки, поэтому изначально встала задача замедлить ввод. Сейчас, конечно, этой проблемы уже нет, но исторически порядок букв на клавиатуре сохранился. - Эти пояснения позволят снять неловкость у ребят, которые путаются в клавишах. (5 мин)
Вводим дальше:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: (Ищем кнопки «жирная буква», «курсив» и «подчеркивание») Текстовый редактор – прикладная программа, предназначенная для создания и редактирования текстовых документов. (Абзац, - т.е. «Enter») Текстовый процессор – это текстовый редактор с расширенными возможностями оформления текста. Далее необходимо файл сохранить! (сохранили файл как… Внизу окна есть строка «тип файла», - там найти строчку Microsoft Word 97/2000 (*.doc) «Испарение –фамилия –класс».doc) Такой порядок сохранения документа в TextMaker очень удобен, т.к. в обычном текстовом редакторе учащиеся, как правило, не обращают внимание на формат сохранения документа, а потом переносят его на другой компьютер и не могут открыть! (7-10 мин)
Вводим дальше:
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |