№
занятия
| название занятия
| колич
час
| Примерное содержание занятия
|
| МИР МАШИН (11 часов)
|
|
|
| лошадиная сила
(изобретение парового двигателя, история слов)
|
| опыт по работе пара; просмотр и разбор материала «первые тягачи на пару», пар и бензин, велосипед на пару.
|
| использование разных видов энергии
|
| работа пара, система отопления, двигатель внутреннего сгорания.
|
| азбука машин
(рычаг и колесо)
|
| разбор конструкции:
мотыги, плуга, все рукоятки и педали,
л/р «равновесие тела, находящегося на наклонной плоскости»,
|
| семейство автоматов
|
| просмотр фильма, слайдов о производстве с применением автоматов.
|
| сплошным потоком (о работе конвейера)
|
|
экскурсия на часовой завод, радиозавод, швейную фабрику
|
| машину научили думать
|
| ЭВМ, история, значение в быту, производстве, бухучёте, военная техника, сравнение с работой человека, интегральная схема, пульты управления, электронные лампы, транзистор, реле, прочие.
|
| появление паровоза
|
| типы поездов, рельсы, шпалы; история создания;, энергия топлива: лошадиная сила, кипящая вода, дизельное топливо, электричество, поезд на магнитной подвеске.
|
| КТО НЕ ВЕРИТ – ПУСТЬ ПРОВЕРИТ (23 ЧАСА)
|
|
|
| работа кузнеца и что её заменит
|
| дать представление о работе парового, водяного, воздушного, гидравлического молота. обозначить взаимосвязь с работой кузнеца.
|
| лазерные измерительные инструменты – Острей иглы, точней линейки.
|
| устройство и применение в быту, транспорте, строительстве, в космической технике.
|
| алмаз и графит – братья
(о применении в инструментах)
|
| физические, химические свойства, применение в быту, геологии, производстве, медицине, ювелиром деле, искусственные и природные алмазы.
|
| взрыв на службе человека
|
| обоснование использования взрывов в мирное время.
|
| приспособленный металл
|
| познакомить с производством металлы с заданными свойствами, область применения, способы получения.
|
| семья роботов
|
| световые, звуковые, радиосигналы, луноходы, промышленные роботы, электроника, эхолокация, телекамеры, др.
|
| от Солнца до МГД(о магнитогидродинамичном генераторе)
|
| солнечная энергия, термоядерные станции, дейтерий, плазма, «Токмак», жаростойкие материалы,
Жаропрочные материалы, электроды, газ, генератор, ионизированный газ.
|
| где работают Солнечные зайчики
|
| солнечные батареи, котельные, солнечная сварка, солнечные опреснители, холодильники.
|
| как управляют морскими волнами
|
| приливные, отливные волны, ГЭС, ТЭС, ПЭС.
|
| какие бывают лампы
|
| виды ламп, устройство, газ, вакуум, история создания.
|
| сито для морской воды и другие способы опреснения
|
| актуальность проблемы питьевой воды.
|
| зачем стрелять по облакам
|
| образование града, значение для сельского хозяйства, противоградовые заряды, ракеты, «зенитки».
|
| мчится по рельсам «русская тройка» (о согласованности работы всех служб ж/д)
|
| электровоз, работа машиниста, диспетчера, автомашиниста.
|
| пневмопочта и пневмодорога
|
| от трубочки-стрелялки до пневмодороги для щебня, работа сжатого воздуха, история создания пассажирской пневмодороги.
|
| вседорожники
|
| устройство машин, отличительная особенность вездеходов, топливо,
|
| воздух работает в инструментах и в бытовых вещах
|
| зачем нужны надувные вещи: понтоны, дома, игрушки, использования воздуха в инструментах.
|
| как нарядить дом
|
| знакомство со строительными профессиями, инструментом,
свойствами материалов.
|
| чудо ткань
|
| спецткань для спец одежды и способы изготовления ткани и одежды (раньше был фильм для домоводства).
|
| дизайнер – для удобства
|
| «промышленный»дизайнер делает, чтобы вещи были удобные в употреблении, безопасные и красивые,
|
| печь и морозильник на службе у повара
|
| изготовление замороженных и сублимированных продуктов, процесс и необходимость.
|
| тепло и мороз лечат человека
|
| использование тепла и холода в медицине, знакомство с «физио-кабинетом» поликлиники.
|
| спорт и наука
|
| рассказ о производстве новых материалов для покрытий спортивных площадок, для спортивных снарядов и т д. В какой взаимосвязи находится физика и спорт, тренажёры.
|
| хлеб – всему голова
|
| прослеживаем путь от зерна до магазина, история выпечки.
|
| МАШИНА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА (4 ЧАСА)
|
|
|
| кто как строит дома
|
| какие хитрости применяют насекомые, звери и птицы, чем смог воспользоваться человек, какие машины помогают человеку, необычные дома.
|
| как поднять воду
|
| Что придумали люди, чтобы вода пришла в дом, какие машины и приспособления существуют для этого, сравнение с природными насосами, плотины, колодезные журавли, вакуумный насос, компрессор, сердце, природные насосы.
|
| помощники геолога
|
| ознакомление с профессией геолога, приборы для определения железной руды, каменного угля, радиоактивной руды.
Приспособления, инструменты для добычи руд.
|
| ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ ГОРОДА (4 ЧАСА)
|
|
|
| откуда дома едут по своим адресам
|
| дома - как конструктор; автомобили-панелевозы;
материал для строительства: дерево, белый камень – известняк, глиняные кирпичи, железобетон, сварочный автомат–вязальщик для железной сетки, конвейер, форма прокатный стан, автомат- утюг, производительность труда.
|
| кто речку в дом привёл
|
| путь воды от водохранилища через насосы, отстойники и очистку в водопроводную трубу, способы подъёма воды на верхние этажи, способы регулирования подачи воды по потребностям населения.
Медицинский осмотр и дезинфекцию воды помогают проводить автоматы. Они же проверяют на вкус и запах «готовую» воду.
|
| внимание! дорога
|
| работа автомата- светофора, его история, несколько поколений светофоров, камера наблюдения, диспетчер, эл. датчики – счётчики машин, ЭВМ, транспортная схема города, навигатор, правила движения для пешеходов.
|
| ВЗРОСЛЫЕ ИГРАЮТ В ИГРУШКИ (11 ЧАСОВ)
|
|
|
1.
| зачем взрослые «играют» в игрушки
|
| макеты, море для испытаний кораблей, волногасители.
|
| игра в речку и море
|
| Рассказ о том, зачем нужны точные расчёты при испытаниях плотин и других сооружений на разных реках и морях.
Способы исследования и фиксирования данных.
|
| тренажёр для профессионалов
|
| Автотренажёры, авиатренажёры, тренажёр-вертолёт, тренажёр-электровоз, имитация погодной обстановки в небе.
|
| испытание сапог
|
| обувная промышленность, учётная карточка, испытательный стенд, почтальон, исследовательская работа, лаборатория Прочности и Надёжности.
|
| мастер «телеломастер»
|
| как проверяют телевизоры и другую электронную технику в лабораториях, допустимые значения, гарантийный срок.
|
| тренажёр для докторов
|
| манекен, зубной врач, реаниматолог, скорая помощь.
|
| коллекционер снежинок
|
| как рождаются снежинки, метеостанция; имитация снежных туч в снежных камерах метеоинститута, изучение дождя, грозы.
|
| ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ АВИАЦИИ И КОСМОСА (9 ЧАСОВ)
|
|
|
| Высота. Ракета.
|
| зачем человеку нужно подняться к небу?
что делают с ракетой на старте, ферма обслуживания, работа реактивного двигателя, процесс окисления, почему нельзя использовать двигатель реактивного самолёта, заправка, аэрофотосъёмки.
|
| Орбита, стыковка
|
| Всемирное тяготение, траектория движения ракеты, первая и вторая космическая скорость и форма орбиты атмосфера, как воздух мешает движению, вакуум, движение по инерции, работы К. Э. Циолковского, как избежать катастрофы при стыковке.
|
| Дом на орбите, проблемы невесомости
|
| Искусственные спутники Земли, невесомость в космосе и на Земле, комплекс средств жизнеобеспечения МКС.
|
| Первые крылья для человека
|
| история создания первых планеров, самолётов.
|
| Новое сердце машины
|
| Реактивный двигатель, современная навигация.
|
| Визуальные наблюдения, исследования и эксперимент.
|
| Зачем нужны наблюдения за планетой?
|
| КАК РАБОТАЕТ ВОЗДУХ (6 ЧАСОВ)
|
|
|
| Если бы не было пузырей…
|
| Существование атмосферы вокруг Земли, использование воздуха в разных сферах жизни. Производство хлеба, пончиков, устройство понтонов, подъём затонувших кораблей, принцип работы огнетушителя.
|
| Работа сжатого воздуха в городских условиях
|
| Шины, тормоза, насос, работа сжатого воздуха, компрессор, пневматический молот, пневматический усилители, открывание дверей, воздуходувные установки,
Суда на воздушных подушках, погрузка зерна в зернохранилища и для перевоза на корабле.
|
| Работа сжатого воздуха на заводах
|
| Кузнечный цех, мартеновские печи, уплотнитель металла, «шарикомётные» машины, тепловые электростанции.
|