Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Возрождения




 

Все лучшее от античности и христианства воплотились в складывающиеся в эпоху европейского Возрождения взгляды на человека и общество. Выдающиеся люди этого периода – Франческо Петрарка, Джованни Боккачо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте Алигьери, Уильям Шекспир – утверждали ценность человека как личности, его права, свободу и достоинства.

Вся культура Возрождения, ее философия пронизана идеей гуманизма. Выразителями принципа человечности, идеи права человека на земные радости и счастье были такие философы как Лоренцо Валла, Мишель Монтень, Николо Макиавелли, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Якоб Бёме, Джордано Бруно.

Лоренцо Валла является представителем первого периода Возрождения. Размышляя на темы этики, он проводил мысль о стремлении всего живого к самосохранению и избеганию страданий. Жизнедеятельность человека есть стремление к наслаждениям и благу. Высшее благом – наслаждение, которое человек получает в процессе достижения своей жизненной цели. Рассуждая подобным образом, Л. Валла приходит к мысли, что отношения людей в обществе связаны с личным интересом и личным благом.

Мишель Монтень, являясь представителем второго периода, воплотил в своем произведении «Опыты» лучшие гуманистические устремления эпохи. Рассматривая различные взгляды, М. Монтень доказывает, что человеку необходимо постоянно совершенствовать свое мышление на основе познания естественных закономерностей природы. Он считал, что «естественное состояние» человечества – это счастливая жизнь и высокая нравственность. Но в процессе развития цивилизации, в результате появления имущественного неравенства и возникновения сословий это состояние людей утрачено.

Николо Макиавелли был одним из первых социальных философов, провозгласивших, что политика является основополагающей в жизни общества, а основой деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Только государство может создать необходимый порядок и оградить общество от стремления человека к обогащению любыми способами. В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не сформированы гражданские добродетели. Государь может не считаться с нормами морали, поскольку в политике существуют свои правила и законы. Здесь, согласно Макиавелли, дозволены такие средства как вероломство, подкуп, убийство, если они содействуют укреплению государственной власти и общественного порядка. Правитель, желающий создать сильное государство, должен придерживаться в политике принципа «кнута и пряника».

Социально-философская мысль эпохи Возрождения представлена также именами английского гуманиста Томаса Мора – автора произведения «Утопия», сделавшего его первым представителем утопического социализма, и итальянского мыслителя Томазо Кампанеллы, написавшего книгу «Город Солнца».

Философское сочинение об идеальном государстве Т. Мора полностью звучит как «Полезная, а также и занимательная поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове «утопия» (дословно «утопия» означает «нигдея» – место которого нет). Речь в ней идет об идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще. Из золота и серебра жители Утопии делают посуду для самых грязных надобностей, в частности – ночные горшки. Главным для Мора является совпадение личных и общественных интересов, подчинение индивидуального общему. Частную собственность он рассматривает как главную причину всех социальных бедствий: нищеты, страха, зависти и др., полагая, что собственность должна принадлежать государству.

В сочинении «Город Солнца» Т. Кампанелла изображает совершенное государство, в котором власть принадлежит философам – священникам во главе с Метафизиком. В этом общество люди исповедуют простую рационализированную религию. Они живут общиной, в которой отсутствует частная собственность и семья, детей воспитывает государство, а всеобщий обязательный 4-часовой труд гарантирует изобилие. Во главе города стоят 40 начальников-специалистов. Главные из них – это мощь, мудрость и любовь, которые курируют вопросы науки, войны и мира, деторождения и воспитания и образования. Им помогают более узкие специалисты: грамматик, логик, физик, политик, этик, экономист, астролог и т.д. Государственное устройство города Солнца, по мнению Кампанеллы, является результатом деятельности человеческого разума.

Оригинальным философом эпохи Возрождения был немецкий мистик Якоб Бёме. По мысли Бёме, борьба и раздвоенность в человеке появляются из-за влечений и страстей. Влечение есть потеря свободы и единства. Только во влечении человек получает свойства, становится определенной сущностью, самостью, которая алчет, жаждет, женолюбива, честолюбива и корыстолюбива. В истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие искупителя Христа. Победа над злом начинается тогда, когда человек как свободное существо, благодаря пламенной вере и молитве создает возможность спасения. Конец истории, согласно Бёме, предстает как достижение народами полного счастья и оправдание добра.

Воззрения итальянского философа и поэта Джордано Бруно завершают эпоху Возрождения. Совершенный Дж. Бруно научный подвиг и мученическая смерть прославили его имя на многие века. Он учил, что высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое оно проявляется во всем единичном. Вселенная оживлена всепроникающей космической душой, все связано «всепроникающей взаимной симпатией». Бруно утверждает, что героическая любовь и героический энтузиазм – это силы, с помощью которых можно достичь и обрести добро, истину, прекрасное. Подлинные мыслители, поэты и герои возвышаются над размеренной повседневностью благодаря безграничной любви к бесконечному. Вполне возможно, Бруно и не был бы приговорен к смертной казни, если бы его не обвинили в выступлении против монастырских доходов и имущества. Документы свидетельствуют о том, что инквизиторы особое внимание сосредоточили именно на этом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.