КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западноевропейская философия XX века 3 страница
Идеи Фуко относительно природы научного знания в определенной мере поддерживает Ж.-Ф. Лиотар (1924–1998) – представитель так называемого конструктивного постмодернизма. В частности, он согласен рассматривать научную идею в качестве продукта определенной «языковой игры», за пределами которого она бессмысленна. Он считает, что во второй половине ХХ века наука вступает в постмодернистский этап своего развития, для которой характерны следующие признаки: а) вместо оценки научного знания по степени его истинности на первый план выходят такие показатели, как эффективность и прибыльность; б) системность науки заменяется мозаичностью, непрерывность, последовательность – локальностью и прерывностью, что приводит к отказу рассматривать науку в виде поступательного и прогрессивного развития; в) приоритет устойчивого, необходимого уступает место нестабильному и случайному; г) логичность, непротиворечивость уступает место паралогии – совокупности разных, не связанных друг с другом «языковых игр», применяемых к одному и тому же объекту исследования[89]. Если, например, Ю. Хабермас видел в дискурсе средство достижения согласия, консенсуса, то Лиотар считает гораздо более важным для современной науки и искусства дисконсенсус, который является главным двигателем творчества. Он пишет, что теперь в науке на первое место выходит изобретение новых приемов и правил языковых игр, построенных по модели паралогии. Такие черты современной науки создают представление о ней как о совокупности несогласованных между собой и недоказанных идей, круг которых только расширяется. «Постмодернистская наука строит теорию собственной эволюции как прерывного, катастрофического, несгладимого, парадоксального развития… Она производит не известное, а неизвестное»[90]. Этот не очень притягательный образ науки еще в большей мере приобретает негативный оттенок в так называемом деконструктивном постмодернизмеЖ. Дерриды (1930–2004) – разрушителе множества философских учений. Предметом исследования Дерриды выступили философские тексты, в которых он обнаружил ключевые слова, относящиеся к разным культурным традициям. Это позволило ему сделать вывод о неоднозначности и противоречивости всякого философского текста. А из противоречия, как известно, можно делать разные выводы. Любое определение Деррида считает неправильным: даже известная логическая структура «S есть Р», по его мнению, не соответствует истине, так как S еще в большей степени не есть Р[91]. Смысл любого научного высказывания Деррида приводит к бессмысленности. Науку здесь просто убивают. По отношению к ней полностью подходит негативная оценка литературы, о которой пишет Р. Грюбель: «Теория деконструктивизма –отрицание теории. Деконструктивист – писатель, который не пишет, а читает и, читая, гасит читаемы им текст… Литература для него не просто литература, а ее снос, как дом для работника по сносу не дом, а сносимое явление»[92]. Русский писатель-постмодернист Виктор Ерофеев, обращаясь к теме литературного слова, отмечает, что «роман умер» и будущее литературы связано с обогащением художественного слова другими модальностями: музыкой, приемами виртуального искусства, визуальными образами и т. п.[93] Такое мнение полностью согласуется с идеей Дерриды о большей адекватности нелинейного текста мозаичной реальности. Вопросы для самоконтроля 1) По какому признаку философов делят на материалистов и идеалистов? 2) Какие виды материализма Вам известны? Назовите 2-3 философов, придерживающихся идей стихийного материализма. 3) Что такое механический материализм и почему он появился? 4) В чем особенность диалектического материализма? 5) Что такое объективный идеализм? Назовите имена 2-3 философов, чью философию можно назвать объективным идеализмом. 6) В чем суть принципа гармонии веры и разума, проповедуемого философией неотомизма? 7) Почему мистицизм является идеализмом? 8) Что такое рационализм и в каких формах он существует? 9) Почему учения Декарта и Спинозы считают рационалистическими? 10) В чем особенность рационализма Гегеля? 11) Как решается вопрос об объективности знания в эмпириокритицизме, неопозитивизме и постпозитивизме? 12) Какую идею прагматизма Вы считаете центральной? 13) Почему философия жизни и экзистенциализм являются иррационалистическими учениями? 14) Какие философские проблемы Вы можете выделить в классическом психоанализе и неофрейдизме? 15) Какое понятие является центральным в философской герменевтике? 16) Каковы особенности философии постмодернизма?
Тестовые задания к разделу № II 1. Открытие материалистического понимания истории принадлежит: 1) Гегелю; 2) Канту; 3) Марксу; 4) Ницше. 2. К религиозным направлениям философской мысли относится: 1) марксистская философия; 2) неотомизм; 3) субъективный идеализм; 4) стихийный материализм. 3. Представителем стихийного материализма был: 1) К. Маркс; 2) П. Лаплас; 3) Демокрит; 4) Г. В. Плеханов. 4. Для материалистов характерен тезис: 1) дух первичен, материя вторична; 2) материя первична, дух вторичен; 3) дух и материя есть разные проявления одного и того же начала; 4) дух и материя являются самостоятельными, независимыми друг от друга началами. 5. Для идеалистов характерен тезис: 1) дух первичен, материя вторична; 2) материя первична, дух вторичен; 3) дух и материя есть разные проявления одного и того же начала; 4) дух и материя являются самостоятельными, независимыми друг от друга началами. 6. Представителем механического материализма является: 1) Демокрит; 2) П. Лаплас; 3) К. Маркс; 4) Г. В. Плеханов. 7. Для диалектического материализма характерно утверждение: 1) в основании всего лежит развивающаяся по своим собственным законам материя; 2) материя есть некое конкретное вещество (вода, воздух и пр.); 3) в жизни человека главное значение имеют материальные ценности; 4) в жизни человека главное значение имеют духовные ценности. 8. Представителем субъективного идеализма является: 1) Фалес; 2) Кант; 3) Гегель; 4) Эмпедокл. 9. Для субъективного идеализма характерен тезис: 1) Бог есть творец всего существующего; 2) мир для меня таков, каково мое сознание; 3) мир есть вечно развивающийся по законам диалектики дух; 4) мир есть материя и дух, где духу принадлежит главное место. 10. Одним из крупных представителей объективного идеализма является: 1) Демокрит; 2) Гегель; 3) Кант; 4) Маркс. 11. Попытку примирить науку и религию предпринимается в: 1) марксисткой философии; 2) философии Канта; 3) неотомизме; 4) стихийном материализме. 12. Учение, согласно которому основу человеческого поведения составляет разум, называется: 1) идеализмом; 2) иррационализмом; 3) материализмом; 4) рационализмом. 13. Представителями постпозитивизма являются: 1) Аристотель и Платон; 2) Т. Кун и К. Поппер; 3) Э. Гуссерль и Ж. Деррида. 4) О. Конт и Р. Карнап. 14. «Воля, чувства, инстинкты составляют основу человеческих поступков», – считают сторонники: 1) иррационализма; 2) наивного материализма; 3) рационализма; 4) постмодернизма. 15. Термин «пограничная ситуация» ввел в философию: 1) Ф. Ницше; 2) К. Ясперс; 3) Э. Гуссерль; 4) Ж.-Ф. Лиотар. 16. Основателем феноменологии считается: 1) Ф. Ницше; 2) К. Ясперс; 3) Э. Гуссерль; 4) Ж.-Ф. Лиотар. 17. Проблема понимания является центральной для: 1) философии жизни; 2) постпозитивизма; 3) феноменологии; 4) философской герменевтики. 18. Представителями неофрейдизма являются: 1) Ж.-Ф. Лиотар и М. Фуко; 2) Ж. Деррида и Э. Гуссерль; 3) М. Хайдеггер и Г.-Г. Гадамер; 4) К.-Г. Юнг и А. Адлер. 19. «Мир есть саморазвитие Абсолютной идеи», – считал: 1) К.-Г. Юнг; 2) Г. В. Ф. Гегель; 3) Аристотель. 4) Б. Спиноза. 20. «Знание не может быть абсолютно объективным, так как основывается на человеческих ощущениях», – считают представители: 1) марксизма; 2) монизма; 3) герменевтики; 4) эмпириокритицизма. РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |