Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ финансовых результатов в торговле




 

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.

Основным источником формирования прибыли торговых организаций являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам – торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учётом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.

Кроме реализованных торговых надбавок предприятия торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации ценных бумаг и т. п. Однако основной составляющей доходов торговых организаций являются реализованные торговые надбавки (валовой доход).

Цель анализа финансовых результатов – выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей.

В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

Для решения вышеназванных задач используются приёмы и методы, характерные для анализа прибыли промышленных предприятий, поэтому будут рассмотрены лишь основные моменты, характеризующие специфику финансовых результатов в торговле.

Анализ финансовых результатов деятельности розничных торговых предприятий обычно начинают с изучения валового дохода как по сумме, так и по уровню (в процентах к обороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок.

Общая сумма валового дохода торгового предприятия находится в пропорциональной зависимости от изменения объёма розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приёмом абсолютных разниц.

Далее изучают влияние факторов на средний уровень валового дохода. Он может изменяться в связи с изменением следующих факторов: ► состава и структуры товарооборота, ► размеров торговых надбавок на отдельные товары, ► звенности товародвижения, ► наличия товарных потерь, ► уценки и прочего расхода товаров.

Анализ валового дохода должен проводится в сравнении с рядом предыдущих лет, по кварталам и полугодиям, по каждому подразделению торгового предприятия.

Анализ прибыли и рентабельности принципиальных отличий от методики, применяемой на промышленных предприятиях, не имеет.

12.10 Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления её анализа

Общественное питание является одной из основных отраслей сферы обращения и выполняет социально-экономическую задачу по удовлетворению потребностей людей. Основными являются следующие особенности:

1. Предприятия общественного питания объединяют в себе процессы производства продукции и её реализации через розничную сеть.

Производственно-торговая деятельность предприятий питания характеризуется, прежде всего, показателями выпуска собственной продукции и товарооборота.

Собственная продукция предприятий общественного питания подразделяется на обеденную (основную) и прочую. Обеденная продукция (один из основных показателей предприятий-доготовочных) включает выпуск первых, вторых, третьих (сладких) блюд, холодных и горячих закусок. По виду израсходованного сырья на производство вторых блюд их подразделяют на мясные, рыбные, овощные, крупяные, мучные и молочные. К прочей собственной продукции относят выпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий, горячих напитков и другой продукции, подвергшейся кулинарной обработке.

Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления. В состав оптового товарооборота входит отпуск кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов, другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их доработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли – для продажи населению. В состав оптового товарооборота не входит, а выделяется отдельно внутренний отпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий собственного производства своим производственно-торговым подразделениям. Розничный и оптовый в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятия питания.

2. Специфичность товарных запасов (продукты питания) предполагает преобладание в составе оборотного капитала сырья и отсутствие (или минимальные величины) готовой продукции.

3. Нормальные величины оборачиваемости готовой продукции определяются исходя из её срока годности. Наличие отклонений от нормальных значений свидетельствует о товарных потерях. При этом по некоторым видам пищевых продуктов и сырья допускается наличие определённой величины потерь (изменение веса сыпучих продуктов в зависимости от влажности, усушка, утруска, некондиционная, просроченная продукция).

Главной целью анализа хозяйственной деятельности предприятий питания, по мнению В. А. Чернова [23, c. 590], является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества обслуживания потребителей, эффективности работы путём устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.

Так как предприятия общественного питания осуществляют свою деятельность и в сфере производства, и в сфере обращения, то при проведении анализа необходимо использовать элементы методик как промышленных, так и торговых предприятий.

Основные направления анализа, учитывающие специфику деятельности, можно представить в следующем виде [23]:

1. Анализ производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания:

1.1 анализ выполнения плана и динамики товарооборота;

1.2 анализ выполнения плана и динамики выпуска собственной продукции;

1.3 анализ влияния факторов на развитие товарооборота и выпуск собственной продукции;

1.4 анализ качества и комплексности выпуска продукции; анализ выбора ассортимента блюд;

1.5 сравнительный анализ показателей производственно-торговой деятельности подразделений предприятия общественного питания;

1.6 оперативный анализ товарооборота и выпуска собственной продукции на предприятии общественного питания.

2. Анализ издержек предприятия общественного питания:

2.1 анализ издержек предприятия общественного питания по общему объёму;

2.2 анализ издержек в разрезе производства и реализации продукции общественного питания;

2.3 факторный анализ издержек предприятия общепита;

2.4 сравнительный анализ издержек предприятия общественного питания;

2.5 оперативный анализ издержек обращения на предприятии общественного питания;

3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия общественного питания.

4. Анализ финансового состояния предприятия.

5. Обобщение результатов анализа и разработка мероприятий по улучшению деятельности.

Анализ проводят по данным производственно-торгового плана, бизнес-плана, прогнозов, бухгалтерской и статистической отчётности, текущего учёта и других источников информации. Основными являются квартальный и годовой «Отчёты по общественному питанию», состоящие из четырёх разделов: в первом – подробная информация о составе товарооборота; во втором – данные о расходе продуктов в ассортиментном разрезе, в натуральном и стоимостном выражении; в третьем и четвёртом – наличие сети общественного питания. Кроме того, здесь справочно показывается количество произведённых предприятиями общественного питания кондитерских, колбасных, кулинарных изделий и копчёностей. Предприятия питания также составляют краткие месячные «Отчёты о продаже и запасах товаров» в ассортиментном разрезе, в которых приводится информация о розничном товарообороте и реализации собственной продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.