Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рациональность




Под рациональностью в композиции понимается логическая обос­нованность, целесообразность формы*. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий. Первое условие — это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием. Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований.

Важнейшим из них является полное и глубокое решение сугубо утили­тарных задач. При таком решении форма становится не только удобной, но и комфортной в своих функциональных качествах, предельно полез­ной для человека, т. е. именно рациональной. Другое важное функцио­нальное требование — эффективная конструктивная разработка формы. Она предполагает достижение ее прочности при максимально высоком уровне технологического исполнения и точности расчета конструкций. В прямой связи с такой разработкой выступает раскрытие высоких эрго­номических качеств дизайнерской формы*. Эти качества вытекают из со­ответствия формы человеку, наделенному системой физиологических функций. Наиболее полное и точное, такое соответствие предопределяет образование наиболее рациональной системы «форма—человек». Можно вьщелить и важный экономический аспект функционального формообра­зования. Здесь следует говорить о целесообразной экономии материаль­ных и финансовых средств, используемых в создании дизайнерской фор­мы. Такая экономия, впрочем, связывается с соблюдением при композиционной разработке формы известного принципа «минимум за­трат — максимум эффекта». Функциональная эффективность в данном случае выражается в простоте и ясности дизайн-формы, т. е. ее предель­ной рациональности. К перечисленным аспектам можно подключить и психологические функции формы, охватывающие обширную сферу чувств, эмоций и переживаний человека. Именно они в наибольшей сте­пени связываются с художественными функциями формы.

Второе главное условие — необходимость четкой рациональной раз­работки собственно художественной формы. Такая разработка в наи­большей степени отвечает всему ходу рассмотрения выдвинутой нами проблемы. Рациональность в учебном, пропедевтическом процессе ох­ватывает область не столько функционального, сколько художествен­ного формообразования.

Она предполагает четкую, логическую обоснованность принятого композиционно-художественного решения. В такой обоснованности, как следует из пособия, и заключена в значительной мере выразитель­ность и убедительность композиции.

Из сказанного естественен вывод, что принцип рациональности в композиции соблюдается при учете объективных закономерностей ее функционального и художественного построения. Такое двуединое по­строение выявляется только на основе самого широкого и глубокого си­стемного анализа дизайн-формы. Оно и является вершиной рациональ­ного формообразования. Подчеркнем, что такая двойственная рациональность является одним из отличительных признаков формы, типичной для дизайна (как, впрочем, и любого другого из так называемых бифункциональных искусств, основанных на выполнении утилитарных и художественных функций). В изобразительном и декоративном искусст­ве форма создается в значительной степени на основе чисто интуитивно­го, вкусового, эмоционального отношения к ней автора. Дизайн, как мы отмечали в самом начале, не исключает такого к ней отношения, но отво­дит ему подчиненную, вернее, равнозначную с рациональностью роль. Впрочем, в новейшем дизайне чисто вкусовое отношение часто ставится во главу угла. Думается, что наиболее перспективный путь развития ди­зайна все же в гармоничном соединении обоих направлений творчества, в равном их учете при построении композиции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.