Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образность




Данный принцип отражает четкое и глубокое раскрытие в компози­ции определенной художественной идеи. На такое раскрытие направле­на всякая дизайнерская, как, впрочем, и любая другая художественная деятельность. Выраженный в форме образ наполняет ее глубоким ду­ховным содержанием, делает впечатляющей. Образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма. От того, насколько глубо­ко и ярко раскрыто образное содержание в форме, зависит степень ее художественной выразительности. Что же составляет суть принципа об­разности в композиционном формообразовании?

Главное — это гармонизация образной структуры формы. Дело в том, что всякий образ в художественной форме носит сложный, противоре­чиво-двойственный характер. Он складывается из единства следующих, противоположных, по сути, его составляющих: объективного и субъек­тивного, общего и единичного, рационального и эмоционального и, на­конец, содержательного и формального*.

Конкретно эти пары заключают следующее. Объективное содержание образа есть некое идеальное представление о форме как объекте действи­тельности. Оно носит абсолютный характер, сложившийся на основе от­ношения к этому объекту многих людей. Такое содержание не зависит от мнения отдельного человека. Субъективное содержание выражает мысль автора по поводу разрабатываемой формы. Оно носит относительный ха­рактер, который к тому же выражает мнение каждого воспринимающего форму зрителя. В этом смысле образ субъективен. Устранение противоре­чия (крайнего различия) между объективным и субъективным содержа­нием образа и есть искомый момент его гармонизации или, по-другому, соблюдение в композиции принципа образности. При таком устранении образ приобретает правдиво-выразительный характер.

Пара «общее—единичное» означает отражение в образной форме, с одной стороны, общей стилевой направленности, характерной для того или иного времени, и ее единичного художнического прочтения авто­ром — с другой.

При расхождении составляющих этой пары или превалировании в форме одной из них, образ получается не глубоким, односторонним. Образная форма приобретает либо ложно стилизаторский, либо сугубо вкусовой характер. Разрешая противоречие между общим и единичным, она наделяется глубокими типическими чертами, т. е. общезначимыми стилевыми признаками и в то же время художественным своеобразием.

Единство в образной форме рационального и эмоционального означа­ет соответствие, с одной стороны, идеям целесообразного ее формообра­зования и интуитивному видению автором - с другой. При таком соот­ветствии рождается глубокий и яркий художественный образ, имеющий строго рациональный и вместе с тем «живой», эмоциональный характер. Если рациональная составляющая превалирует, форма выглядит «сухой», неинтересной, маловыразительной. При чрезмерной ее эмоциональной обусловленности она становится неопределенной, «размытой» по смыс­лу, несобранной. Форма, выражающая одни эмоции, впечатляет, «прони­кает в душу». Но она не «захватывает» сознание, не возвышает дух.

И, наконец, последняя пара составляющих образа — его содержа­тельное и формальное начало. Гармонизация этой пары предполагает «снятие» в образе противоречия между его смыслом и формой, в ко­торой он воплощается. Гармоничный сплав в дизайн-композиции глубокого содержания и яркой формы рождает целостный, предельно выразительный образ. Он и определяет силу и глубину художествен­но-эстетического воздействия формы на зрителя*.

Такова основа гармонизации образной формы или самого эффектив­ного и яркого выражения в композиции принципа образности. После ее рассмотрения обратимся вкратце к особенностям образного построе­ния композиции собственно в дизайне. Прежде всего следует указать на выявление условного (не реалистически изобразительного) характера образной дизайн-формы.

В этом характере выражается не утилитарное, а художественно-ду­ховное ее содержание. Даже в графическом дизайне, где форма часто предельно иллюстративна, такой характер проявляется в виде обобще­ний, выразительных укрупнений и тонально-цветовых корректировок формы. Тем более он выявляется в очевидно неизобразительных фор­мах, как, например, в промышленном дизайне.

Образ в дизайнерских формах имеет разную степень условности, на­чиная от изображений, совсем близких к натуральным предметам, и за­канчивая предельно условными, абстрактными символами. Определя­ется она содержанием формы или теми функциями (в том числе и художественными), которые она выполняет. Если функции предусмат­ривают обеспечение прежде всего наглядности, ясности понимания об­раза, форма максимально приближается к изобразительной. При дости­жении быстроты и четкости ее восприятия с дальних расстояний, например, форма делается как можно более условной. Очевидно, что для эффективного выполнения обеих функций (быстроты восприятия и ясности понимания) требуется наглядная и вместе с тем простая, лако­ничная форма. Она и будет соответствовать принципу ее образной раз­работки или просто образности.

В последнее время в дизайне наметилась тенденция к разработке и созданию форм, весьма близких по виду к натуральным формам. В це­лом она не противоречит принципу образного формообразования, а только углубляет его. Лишь в исключительных случаях, связанных с внедрением в практику современного дизайна буквально натуралисти­ческих объектов (графических и пластических), обнаруживается нару­шение этого принципа. Выражается оно в распространении откровенно китчевых поделок. Такие поделки несут в себе черты безыскусного твор­чества, обращенного к ремесленничеству. Такое творчество весьма дале­ко от подлинно образного дизайна.

Другая, специфическая черта образной дизайн-формы — ее четкая функциональная обусловленность. Как и во всех бифункциональных искус­ствах, в дизайне образ заключает в себе идеи, отвечающие конкретным материальным и духовным потребностям человека. При наличии таких идей дизайн-форма приобретает глубокий, образно содержательный ха­рактер. Если в форме раскрыта лишь одна из них, например «материаль­ная», дизайн-объект может быть удобным, но не выразительным. Преоб­ладание же в образе «художественной» идеи ведет к созданию неудобных, но кажущихся красивыми объектов. Эти объекты могут быть представле­ны разве что на выставках. Заметим, что широко распространена позиция, когда так называемая образная дизайн-форма принимается за красивую в отрыве от оценки ее функциональных качеств. Считается, что красивая форма может быть и функциональной, и неоправданной с этой точки зре­ния. Это в принципе не так, точнее, не совсем так. Если она противоречит функции, не является рациональной — удобной, прочной, экономичной и т. д., ее художественно-образные качества сомнительны. Тогда она перехо­дит из разряда глубоко образных дизайн-форм в чисто декоративные (гра­фические или пластические), сугубо концептуальные формы. Ее место скорее в сфере станкового или декоративного искусства, чем в дизайне.

Еще одна важная особенность раскрытия образа в дизайне — его ма­териальное воплощение в объекте или создание предметно-материальной образной дизайн-формы*. В силу специфики свойств и технологии при­меняемого материала эта форма имеет условно-образный характер. Он ярче всего проявляется при применении материала в прямой связи с рас­крытием как раз художественно-образной идеи, заключенной в форме. С другой стороны, эта форма тем выразительнее, чем в ней ярче выявля­ются художественные свойства применяемых материалов. Так, образ че­рез материал находит свое яркое условное выражение в дизайн-форме.

Специфичный и вместе с тем типичный момент образной трактовки дизайн-формы — раскрытие ее стилевого характера. Он характеризует­ся выражением в дизайн-форме стилевых черт времени. Формы, не несущие в себе эти черты, морально быстро устаревают. Достижение сти­левой гармонии — одна из важнейших композиционных задач в раскры­тии образа в формах, присущих дизайну. Ее решение следует четко от­личать от слепого следования проходящим модным течениям.

Такое следование в итоге сводится к появлению форм, продиктован­ных не здравым смыслом, заключенным в стиле, а исключительно вку­сом, присущим тому или иному течению или дизайнеру. Такие формы носят односторонний стилевой характер. С другой стороны, букваль­ное, безотносительное к конкретной форме, выражение в ней стиля — есть момент «голой» стилизации формы. В свое время — 60—70-е гг. про­шедшего столетия — такая стилизация в дизайне называлась стайлин­гом. Ее главная негативная сторона — обезличивание форм, их букваль­ное сравнение с некими «абсолютно совершенными» стилевыми образцами — эталонами. Соответственно и образы, которые заключали в себе эти формы, носили однотипный стилевой характер.

И, наконец, такая особенность, как освоение образной дизайн-фор­мы во времени. В отличие от художественного образа, воспринимаемого, скажем, при восприятии произведения станкового искусства, образ ди­зайн-формы постигается не сразу, а во времени и в течение длительной эксплуатации объекта. И чем дольше это постижение, тем глубже чело­век проникает в образ, в том числе и прежде всего в функциональную его составляющую. При длительном восприятии часто наступает мо­мент, когда форма выглядит морально устаревшей. Тогда требуется ее усовершенствование либо реконструкция, а то и вообще замена на но­вую форму. При этом происходит углубление старого или раскрытие но­вого образа. Лучше всего, когда замена или обновление формы заранее запрограммированы и могут производиться по истечении определенно­го времени «безболезненно» для новой образной формы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.