Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертиза потребительских свойств и ее роль в повышении качества промышленной продукции




 

Экспертиза потребительских свойств изделий культурно-бы­тового назначения и хозяйствен­ного обихода — важная область художественно-конструкторской деятельности. Она направлена на повышение качества выпу­скаемой продукции и является одним из элементов системы управления качеством. Экспертиза потребительских свойств изделий включает два этапа — анализ потребитель­ских свойств и их оценку.

Анализ потребительских свойств рассматривается как комплексный процесс и прово­дится на основе рассмотрения изделия в системе «человек — изделие — среда», включения его в совокупность функцио­нально взаимосвязанных пред­метов, пооперационного рас­смотрения всего процесса ис­пользования человеком и вы­явления взаимосвязи функции и формы изделия с учетом про­гнозируемого уровня качества. Проводится анализ с целью вы­явления достоинств н недо­статков изделия для последую­щей оценки уровня качества. Его выполняет группа квали­фицированных экспертов.

Анализ может быть полным или комплексным, когда рас­сматривается вся совокупность потребительских свойств изде­лия на основе оценки каждого единичного показателя каче­ства, и оперативным, или экс­пресс-анализом, когда рассмат­риваются основные групповые показатели свойств (единичные рассматриваются лишь в необ­ходимых случаях).

Анализ потребительских свойств изделий рекомендуется проводить в пять последователь­ных этапов.

На первом этапе изучаются представленное изделие и мате­риалы к нему. Эксперты знако­мятся с технической документа­цией, другой имеющейся инфор­мацией и выясняют особенности функционирования изделия и его аналогов в системе «человек — изделие — среда», анали­зируют условия производства, сбыта и потребления, тенденции развития изделий данного вида и назначения.

На втором этапе выбираются критерии сравнения изделий. Для этого эксперты рассматри­вают, как функционируют изде­лия-аналоги в условиях задан­ной ситуации, какие из них наиболее успешно обеспечивают процесс потребления, устанав­ливают потребительскую цен­ность аналогов по эффекту по­требления и по основным груп­пам потребительских свойств.

Выявив систему ценностной ори­ентации потребителей и требо­ваний к изделиям анализируе­мого вида, эксперты формируют ценностные меры и шкалы в ви­де базовых образцов и базовых показателей. Базовые образцы по уровню их потребительской ценности ранжируются на луч­шие, хорошие, удовлетворитель­ные и плохие. Базовые ряды могут быть сформированы от­дельно для каждой группы по­требительских свойств.

На третьем этапе экспертами составляется развернутый пере­чень потребительских свойств и показателей, необходимых для проведения сравнительного ана­лиза. В зависимости от потреб­ностей потребительские свой­ства и показатели качества то­варов подразделяются на группы. Каждой группе свойств соответствует определенная группа показателей качества. Разработка их производится экспертами на основании изуче­ния исходной ситуации и типо­вой номенклатуры свойств и показателей качества с соответствующим члене­нием по иерархическим уров­ням. Для отдель­ных групп изделий некоторые анализируемые свойства в зави­симости от их весомости могут быть введены дополнительно, объединены с другими или исключены, т. е. определенным образом перегруппированы. На­пример, в отдельных случаях экологические показатели и по­казатели безопасности потреб­ления могут быть включены в группу эргономических, а ги­гиенические — вынесены в от­дельную группу. Для техниче­ски сложных изделий возраста­ет значимость эргономических показателей, для ювелирных — эстетических, для изделий лег­кой промышленности — факто­ра морального старения и т. п. На четвертом этапе выбира­ются методы проведения анали­за каждой группы и конкрет­ных потребительских показате­лей качества изделий. Они дол­жны соответствовать принятым в головных министерствах и ве­домствах. Если принятых методов нет, то они должны заим­ствоваться для аналогичных из­делий, выпускаемых смежными отраслями. Исходя из выбран­ных методов анализа, устанав­ливаются средства для испыта­ний и измерения значений по­казателей.

На пятом этапе проводится сопоставление потребительской ценности изделия с установлен­ными ценностными и количест­венными характеристиками ба­зовых показателей отдельно по каждой группе потребительских показателей качества.

Порядок анализа отдельных групп потребительских показа­телей качества изделий реко­мендуется следующий.

Вначале рассматривается группа социальных показате­лей, затем функциональные и эргономические показатели ка­чества и в конце — эстетические с учетом результатов предшест­вующего анализа.

При анализе определяется со­циальная целесообразность вы­пуска изделий, которая обуслов­лена общественной потребно­стью в них, наличием аналогов, нормами потребления и т. д. Учитываются также соответст­вие изделий их оптимальному ассортименту и классу, объек­тивные требования и ограниче­ния при производстве и потреб­лении.

Функциональные свойства анализируются на основе тща­тельного рассмотрения процесса потребления изделия. В первую очередь оценивается основная функция, выполняемая данным изделием, а также дополнитель­ные. Кроме того, выявляются необходимые вспомогательные операции, от которых зависит результат конечного потребле­ния изделия (транспортировка, установка, управление, хране­ние изделия и т. д.). При ана­лизе функциональных свойств большое значение придается по­казателям надежности (если они не вынесены в специальную группу), для оценки которых широко применяются методы, разработанные в теории надеж­ности и квалиметрии (научное направление, объединяющее ко­личественные методы оценки качества).Более подробный анализ груп­пового показателя покажем на примере оценки эстетического уровня качества изделий куль­турно-бытового назначения.

Эстетический уровень каче­ства определяется па основе типового перечня эстетических по­казателей, который включает три комплексных основных (информационную выразитель­ность, рациональность формы и целостность композиции), один дополнительный и охватывает три уровня рассмотрения — групповой, комплексные и единичные показатели.

Эстетический уровень каче­ства определяется целостной, комплексной или совмещенной оценкой показателей. В первом случае оценка проводится толь­ко на уровне группового эстети­ческого показателя и содержит целостное суждение экспертов. Во втором случае оценивается вся совокупность эстетических свойств на уровне комплексных показателей. При совмещенной оценке сначала проводится це­лостная оценка, затем комплекс­ная и результаты их объединя­ются, поэтому она является наи­более полной и точной.

При небольшом числе изделий нескольких видов эстетический уровень качества определяет ма­лая экспертная группа (3—5 экспертов) на уровне целостной или комплексной оценки, при большом числе различных ви­дов изделий — экспертная ко­миссия (7—13 специалистов) на уровне целостной или совме­щенной оценки.

Критериями оценки служат сложившиеся эстетические пред­ставления, нормы и идеалы, а также базовые образцы изделий, из которых эксперты строят ба­зовый ряд. Последний совмещается со шкалой оценки с интер­валом от 1 до 5 баллов и служит мерой эстетической ценности изделий.

Целостная оценка эстетиче­ского уровня качества изделий малой экспертной группой про­водится в одну или две ступени. В первом случае эксперты оце­нивают групповой эстетический показатель на основе сравни­тельного анализа изделия и об­разцов базового ряда. Если от­клонение оценки каждого экс­перта не превышает ±0,5 балла от среднеарифметической, то последняя принимается за ито­говую. Если такой согласован­ности нет, то на второй ступени проводится коллективное обсу­ждение и корректировка оценок первой ступени. Если же и при этом оценки расходятся, реше­ние выносится на основании го­лосования.

В случае, если необходимо оценить и отдельные эстетиче­ские показатели изделия, прово­дится комплексная оценка, ко­торая включает составление базового ряда, перечня показа­телей, определение коэффициен­тов их весомости, сравнитель­ный анализ, оценку группового взвешенного эстетического по­казателя и на ее основе итого­вую оценку. Если оценки боль­шинства экспертов близки к средней оценке группового взве­шенного показателя, последняя принимается за итоговую. Если мнения экспертов расходятся, вопрос выносится на обсужде­ние и голосование.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.