Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные требования к художественному конструированию изделий




Требования технической эстетики к художественному конструированию изделий.

ТЕМА 5. ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ

1. Требования технической эстетики к художественному конструированию изделий.

2. Функциональные требования к художественному конструированию изделий.

3. Этапы проектирования изделий

4. Экспертиза потребительских свойств и ее роль в повышении качества промышленной продукции

5. Проектная графика и ее виды

6. Эскизная графика

7. Перспективное изображение

8. Шрифтовая информация

 

Работа художника-конструктора над со­зданием промышленного изделия, представ­ляя собой последовательно развивающийся творческий процесс, основывается на систе­ме специфических закономерностей формо­образования изделий. С этим рабочим про­цессом связана особая система понятий, теоретических положений, которыми опери­рует дизайнер, и система действий, после­довательных процедур, этапов, которые предписываются методикой художественного конструирования.

Вот что говорит о поиске решения ново­го изделия известный американский теоре­тик К. Александер в книге «Заметки о син­тезе формы». Первоначально проблема представляется дизайнеру в качестве аморф­ного множества требований к будущему из­делию. К. Александер приводит пример с из­готовлением чайника, когда может быть выделена группа требований, связанная с про­изводством, эффективностью, безопасно­стью, экономичностью нагревания воды и внешним видом изделий. В результате учета этих требований может быть описана систе­ма свойств, позволяющая обозреть все аспекты создания изделия одновременно. Форма рождается в тот момент, когда «ма­териальные аспекты» этих требований ин­туитивно комбинируются в воображении проектировщика и принимают организован­ный вид, например в виде модели чайника только с одним отверстием.

Более точную картину рисуют советские исследователи. Они раскрывают механизм образования формы изделий. Теория фор­мообразования рассматривается ими как целостная система знаний о взаимо­связанных закономерностях и принципах строения промышленных форм.

Чтобы понять, что такое формообразование в художественном проектиро­вании, нужно рассмотреть основные требования технической эстетики к про­мышленному продукту, выступающие в качестве факторов, определяющих со­держание и форму изделия.

Художник-конструктор, создавая изделие, сообщает ему определенное об­щественное содержание, делает его полезным, удобным, красивым. Изделия, созданные с использованием методов художественного проектирования, не только технически совершенны и экономичны, но и удобны в эксплуатации, гармоничны и привлекательны по внешнему виду. Такие результаты достигают­ся только за счет тесного содружества инженеров и художников-конструкторов. В итоге их совместной работы возникают вещи нового уровня качества, всесто­ронне удовлетворяющие требования потребителя.

Каждое новое промышленное изделие, запускаемое в серийное производ­ство, требует предварительной и самой тщательной художественно-конструк­торской отработки. Неудача ремесленника — единичный экземпляр плохой вещи, которая в дальнейшем может быть улучшена. Неудачное же решение серийной модели приводит, как правило, к значительным потерям. В связи с этим на проектировщиков — создателей новых промышленных изделий — ложится боль­шая ответственность. Художнику-конструктору приходится тщательно учитывать в своей работе обширный круг социально-экономических, эргономических, технико-экономических и эстетических требований, предъявляемых к промышлен­ной продукции.

В повышении качества товаров и совершенствовании их ассортимента важ­ную роль призваны сыграть художники-конструкторы. Проектируемые ими из­делия должны, согласуясь между собой по размерам, форме, цвету, образовы­вать целостные комплексы предметного окружения, создавать необходимый комфорт труда, быта и отдыха людей.

Требования, которые ставит перед художником-конструктором потребление серийной промышленной продукции и ее производство, называются требованиями технической эстетики (рисунок 5.1). Главные группы этих требований связаны, с одной стороны, с полезным функционированием предмета и систе­мой взаимодействия с ним человека, а с другой — с материалами и техноло­гией.

Рисунок 5.1 – Схематизация требований технической эстетики к промышленным изделиям

 


 

Человек в процессе производства создает и постоянно изменяет искусствен­ную материальную среду. Эта среда является продуктом его трудовой деятель­ности и составляет необходимое жизненное средство, без которого человек не может существовать.

Уже в простейшей связи «человек — предмет» мы обнаруживаем и деятель­ность, направленную на создание вещей, — производство, и деятельность, свя­занную с их использованием, — потребление. Человек производит и потребляет, предметная среда формируется и функционирует. Изделия, наилучшим образом отвечающие своему назначению и удовлетворяющие человека в данный истори­ческий момент, выступают как функционально совершенные, удобные, полезные. Степенью полезности этих изделий определяется мера их общественной цен­ности.

Одна из главных проблем развития нашего народного хозяйства сегодня – повышение качества промышленной продукции. Чтобы удовлетворить растущий спрос населения, промышленность должна «всемерно расширять и постоянно обновлять ассортимент изделий, улучшать их качество, организовать выпуск новых видов товаров, повышать надежность и долговечность технически слож­ных бытовых машин и приборов, облегчающих труд и улучшающих быт насе­ления»

Сегодня многие организации работают, например, над тем, чтобы создать изделия, входящие в комплект оборудования кухни. Однако отдельные элемент такого оборудования часто оказываются не согласующимися между собой и типовыми помещениями кухни. Вот почему всегда, когда речь идет о требованиях к художественному проектированию каких бы то ни было вещей, необходимо иметь в виду, что эти предметы будут функционировать во взаимодействии друг с другом, всегда в комплексе. При этом очень важно уяснить, все ли из проектируемых вещей действительно нужны для оборудования тех или иных помещений и стоит ли их улучшать. Со временем тот или иной предмет может стать уже не так полезен, как прежде, и его следует заменить другим. Устаревает не только внешний вид вещей, но и сам их тип, как устарели в условиях развитого городского быта, например, корыто, выбивалка для ковров, керосиновая лампа и др.

Таким образом, всегда возникают вопросы, которые связаны с определением общественной полезности вещей. Прежде чем начать разработку тех или иных вещей, необходимо знать, насколько они и образуемый ими комплекс соответствуют нашим потребностям. Только когда проявляется подлинная и всесторонняя забота о человеке, может быть достигнуто оптимальное решение такое, которое обеспечивает при минимуме необходимых изделий максимум полезного эффекта для потребителя.

Функцию изделия нужно понимать очень широко, обязательно в ее связи с деятельностью человека. Недостаточно, чтобы вещь хорошо функционировала и была в принципе общественно полезна. Кроме назначения (основной рабочей функции) изделия, надо учитывать и такие вопросы, как удобство, легкость, порой и безопасность обращения с ним потребителя.

Удобство—это своеобразный коэффициент полезного действия вещи, по­казатель затрачиваемых сил и энергии человека на ее потребление или исполь­зование для получения желаемого полезного эффекта. Отсюда — целый ряд во­просов, связанных с учетом так называемого человеческого фактора, требова­ний новой науки — эргономики. На примере того же кухонного оборудования легко увидеть, что многие агрегаты и приборы проектируются все еще без долж­ного учета элементарных требований эргономики.

Эргономика (от греч. ergon и nomos – закон) научная дисциплина, которая изучает функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляет возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств человеку. Эргономика базируется на данных технических наук, инженерной психологии, гигиены труда, социологии, физиологии, антропометрии и др.

Требования к изделию и соответственно к работе художника-конструктора, как уже говорилось, возрастают не только со стороны потребителя, но и про­изводства. Полезная вещь не может быть создана без рационального и эконо­мичного использования средств промышленного производства.

Массовое серийное производство предъявляет к проектируемым изделиям требования, обусловленные его производственными возможностями. Большое значение имеют, с одной стороны, используемые производством материалы, а с другой способы обработки и превращения этих материалов в конструкции, в готовые изделия, т. е. собственно вопросы технологии. Если художник-конст­руктор не учитывает столь важные производственные факторы, он не сможет создать практически реализуемый проект.

Проектируя изделие, важно быть уверенным, что его художественно-кон­структорское решение будет экономически эффективным. Существенна не только практическая воплотимость проекта в промышленное изделие, но и то, насколько рационально при этом использованы современные материалы и конструкции:

Однако, сколь бы хорошо ни были удовлетворены требования функциони­рования предмета, удобства пользования им и экономичности, все же и это полностью не исчерпывает проблему. Потребитель или, точнее, отдельные груп­пы потребителей всегда имеют свои соображения, предпочтения в отношении формы изделия. Она должна соответствовать вкусам этих потребительских групп, т. е. удовлетворять требования, возникающие на базе определенных социально обусловленных эстетических отношений к окружающему миру.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.