КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональные требования к художественному конструированию изделий
Требования технической эстетики к художественному конструированию изделий. ТЕМА 5. ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ 1. Требования технической эстетики к художественному конструированию изделий. 2. Функциональные требования к художественному конструированию изделий. 3. Этапы проектирования изделий 4. Экспертиза потребительских свойств и ее роль в повышении качества промышленной продукции 5. Проектная графика и ее виды 6. Эскизная графика 7. Перспективное изображение 8. Шрифтовая информация
Работа художника-конструктора над созданием промышленного изделия, представляя собой последовательно развивающийся творческий процесс, основывается на системе специфических закономерностей формообразования изделий. С этим рабочим процессом связана особая система понятий, теоретических положений, которыми оперирует дизайнер, и система действий, последовательных процедур, этапов, которые предписываются методикой художественного конструирования. Вот что говорит о поиске решения нового изделия известный американский теоретик К. Александер в книге «Заметки о синтезе формы». Первоначально проблема представляется дизайнеру в качестве аморфного множества требований к будущему изделию. К. Александер приводит пример с изготовлением чайника, когда может быть выделена группа требований, связанная с производством, эффективностью, безопасностью, экономичностью нагревания воды и внешним видом изделий. В результате учета этих требований может быть описана система свойств, позволяющая обозреть все аспекты создания изделия одновременно. Форма рождается в тот момент, когда «материальные аспекты» этих требований интуитивно комбинируются в воображении проектировщика и принимают организованный вид, например в виде модели чайника только с одним отверстием. Более точную картину рисуют советские исследователи. Они раскрывают механизм образования формы изделий. Теория формообразования рассматривается ими как целостная система знаний о взаимосвязанных закономерностях и принципах строения промышленных форм. Чтобы понять, что такое формообразование в художественном проектировании, нужно рассмотреть основные требования технической эстетики к промышленному продукту, выступающие в качестве факторов, определяющих содержание и форму изделия. Художник-конструктор, создавая изделие, сообщает ему определенное общественное содержание, делает его полезным, удобным, красивым. Изделия, созданные с использованием методов художественного проектирования, не только технически совершенны и экономичны, но и удобны в эксплуатации, гармоничны и привлекательны по внешнему виду. Такие результаты достигаются только за счет тесного содружества инженеров и художников-конструкторов. В итоге их совместной работы возникают вещи нового уровня качества, всесторонне удовлетворяющие требования потребителя. Каждое новое промышленное изделие, запускаемое в серийное производство, требует предварительной и самой тщательной художественно-конструкторской отработки. Неудача ремесленника — единичный экземпляр плохой вещи, которая в дальнейшем может быть улучшена. Неудачное же решение серийной модели приводит, как правило, к значительным потерям. В связи с этим на проектировщиков — создателей новых промышленных изделий — ложится большая ответственность. Художнику-конструктору приходится тщательно учитывать в своей работе обширный круг социально-экономических, эргономических, технико-экономических и эстетических требований, предъявляемых к промышленной продукции. В повышении качества товаров и совершенствовании их ассортимента важную роль призваны сыграть художники-конструкторы. Проектируемые ими изделия должны, согласуясь между собой по размерам, форме, цвету, образовывать целостные комплексы предметного окружения, создавать необходимый комфорт труда, быта и отдыха людей. Требования, которые ставит перед художником-конструктором потребление серийной промышленной продукции и ее производство, называются требованиями технической эстетики (рисунок 5.1). Главные группы этих требований связаны, с одной стороны, с полезным функционированием предмета и системой взаимодействия с ним человека, а с другой — с материалами и технологией. Рисунок 5.1 – Схематизация требований технической эстетики к промышленным изделиям
Человек в процессе производства создает и постоянно изменяет искусственную материальную среду. Эта среда является продуктом его трудовой деятельности и составляет необходимое жизненное средство, без которого человек не может существовать. Уже в простейшей связи «человек — предмет» мы обнаруживаем и деятельность, направленную на создание вещей, — производство, и деятельность, связанную с их использованием, — потребление. Человек производит и потребляет, предметная среда формируется и функционирует. Изделия, наилучшим образом отвечающие своему назначению и удовлетворяющие человека в данный исторический момент, выступают как функционально совершенные, удобные, полезные. Степенью полезности этих изделий определяется мера их общественной ценности. Одна из главных проблем развития нашего народного хозяйства сегодня – повышение качества промышленной продукции. Чтобы удовлетворить растущий спрос населения, промышленность должна «всемерно расширять и постоянно обновлять ассортимент изделий, улучшать их качество, организовать выпуск новых видов товаров, повышать надежность и долговечность технически сложных бытовых машин и приборов, облегчающих труд и улучшающих быт населения» Сегодня многие организации работают, например, над тем, чтобы создать изделия, входящие в комплект оборудования кухни. Однако отдельные элемент такого оборудования часто оказываются не согласующимися между собой и типовыми помещениями кухни. Вот почему всегда, когда речь идет о требованиях к художественному проектированию каких бы то ни было вещей, необходимо иметь в виду, что эти предметы будут функционировать во взаимодействии друг с другом, всегда в комплексе. При этом очень важно уяснить, все ли из проектируемых вещей действительно нужны для оборудования тех или иных помещений и стоит ли их улучшать. Со временем тот или иной предмет может стать уже не так полезен, как прежде, и его следует заменить другим. Устаревает не только внешний вид вещей, но и сам их тип, как устарели в условиях развитого городского быта, например, корыто, выбивалка для ковров, керосиновая лампа и др. Таким образом, всегда возникают вопросы, которые связаны с определением общественной полезности вещей. Прежде чем начать разработку тех или иных вещей, необходимо знать, насколько они и образуемый ими комплекс соответствуют нашим потребностям. Только когда проявляется подлинная и всесторонняя забота о человеке, может быть достигнуто оптимальное решение такое, которое обеспечивает при минимуме необходимых изделий максимум полезного эффекта для потребителя. Функцию изделия нужно понимать очень широко, обязательно в ее связи с деятельностью человека. Недостаточно, чтобы вещь хорошо функционировала и была в принципе общественно полезна. Кроме назначения (основной рабочей функции) изделия, надо учитывать и такие вопросы, как удобство, легкость, порой и безопасность обращения с ним потребителя. Удобство—это своеобразный коэффициент полезного действия вещи, показатель затрачиваемых сил и энергии человека на ее потребление или использование для получения желаемого полезного эффекта. Отсюда — целый ряд вопросов, связанных с учетом так называемого человеческого фактора, требований новой науки — эргономики. На примере того же кухонного оборудования легко увидеть, что многие агрегаты и приборы проектируются все еще без должного учета элементарных требований эргономики. Эргономика (от греч. ergon и nomos – закон) научная дисциплина, которая изучает функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляет возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств человеку. Эргономика базируется на данных технических наук, инженерной психологии, гигиены труда, социологии, физиологии, антропометрии и др. Требования к изделию и соответственно к работе художника-конструктора, как уже говорилось, возрастают не только со стороны потребителя, но и производства. Полезная вещь не может быть создана без рационального и экономичного использования средств промышленного производства. Массовое серийное производство предъявляет к проектируемым изделиям требования, обусловленные его производственными возможностями. Большое значение имеют, с одной стороны, используемые производством материалы, а с другой способы обработки и превращения этих материалов в конструкции, в готовые изделия, т. е. собственно вопросы технологии. Если художник-конструктор не учитывает столь важные производственные факторы, он не сможет создать практически реализуемый проект. Проектируя изделие, важно быть уверенным, что его художественно-конструкторское решение будет экономически эффективным. Существенна не только практическая воплотимость проекта в промышленное изделие, но и то, насколько рационально при этом использованы современные материалы и конструкции: Однако, сколь бы хорошо ни были удовлетворены требования функционирования предмета, удобства пользования им и экономичности, все же и это полностью не исчерпывает проблему. Потребитель или, точнее, отдельные группы потребителей всегда имеют свои соображения, предпочтения в отношении формы изделия. Она должна соответствовать вкусам этих потребительских групп, т. е. удовлетворять требования, возникающие на базе определенных социально обусловленных эстетических отношений к окружающему миру.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |