Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостность




Это всеохватывающий и объединяющий принцип композиционно-художественного формообразования в дизайне. Он предполагает уста­новление самой тесной связи между всеми средствами и приемами по­строения композиции. В результате такого установления выявляется общий характер формы, определяющий в конечном счете всю силу ее воздействия на зрителя. При отсутствии такого характера форма выгля­дит негармоничной, дробной, не целостной.

Приемы достижения целостности композиции чрезвычайно разно­образны. Это, в частности, отмеченное выше совмещение пластических и колористических рядов в ритмическом строе формы, соблюдение пропорций, охватывающих форму в целом и ее части, установление соподчиненности элементов и др. При использовании таких приемов ва­жен поиск того гармонического «ключа» формообразования, который бы открывал путь к объединению композиции. Этим «ключом» и высту­пает общий характер формы. Он должен выражаться и в образном строе, и в пропорциях, и в масштабной характеристике, и во всех других внутренних свойствах формы.

Раскрытие общего характера особенно затруднено в композициях, построенных на контрастном сочетании элементов. Целостность здесь достигается за счет установления единства в многообразии, т. е. такой свя­зи между контрастными элементами, которая бы обеспечивала единство композиции при различии и выявлении специфических композицион­ных свойств ее элементов. Различие может выражаться, например, в их величине, а сходство, ведущее к единству, — в расположении или цвете. Связь, достигнутая сопоставлением только равных, простых элементов, обеспечивает целостность, граничащую с однообразием, монотоннос­тью, с состоянием, при котором композиция теряет выразительность.

Достижению целостности способствует согласованность элементов за счет их группировки вокруг главного центра, уменьшения количества, а также локализации и укрупнения формы. Эти приемы, однако, не должны приводить к упрощению композиции. Недостаток может быть устранен при помощи нюансировки, например, «растяжки» цвета в пре­делах одной гаммы, тонкой фактурной обработки поверхностей, их мелкого членения и прочих приемов.

Важнейшее свойство целостной композиции — системность. Опре­деляется она соответствующим подходом к формообразованию или его системным методом. Внедряется этот метод в дизайн-практику сравни­тельно недавно, но уже получил достаточно широкое применение в си­лу своей эффективности. Выражается он в анализе и построении формы с учетом влияния на нее различных функциональных и художественных факторов*. Отражение связи между этими факторами в дизайн-форме -залог достижения ее целостности. Системный подход или метод не ог­раничивается анализом отдельной формы. Он распространяется и на построение комплекса или, говоря языком художественного формооб­разования, — ансамбля, составленного из нескольких форм, которые в своей совокупности выступают уже в качестве элементов развернутой композиции. Специфика такого построения заключается в его много­плановости. В принципе системное построение подчиняется тем же объективным закономерностям гармонизации, которые определяют разработку отдельной формы и рассмотрены в данном пособии.

Целостность композиции - это неразрывность элементов композиции, подчинённость их единой конструктивной идее. Образно говоря, целостность есть то, что позволяет видеть не отдельные деревья, а лес, слышать не единичные инструменты, а оркестр. Стремление к композиционности, по определению В.А. Фаворского, есть стремление цельно изображать разнопространственное и разновременное в рамках одной композиционной схемы, конструкции. При этом четвёртое измерение - время - показывается через демонстрацию движения.

Конструкция - это тип структуры с функциональными связями между элементами. Как правило, это простая геометрическая фигура или линия: треугольник, прямоугольник, ромб, овал, плавная волнистая линия, диагональ. Конструкция или конструктивная идея - это та оболочка, которая не позволяет образу распасться, разложиться до элементов грубой действительности, или, как говорят фотохудожники, деградировать до уровня бытового изображения. Конструкция поддерживает «внутреннее зрение». Создание конструкции поднимает запечатлённую ситуацию до уровня символа. Каркас конструкции должны составлять достаточно напряжённые связи между композиционными единицами.

Первоочередная задача художника-конструктора - определить какие элементы изображения, световые и цветовые пятна являются в нём определяющими, ключевыми, согласованными между собой, и затем попытаться заполнить ими какую-либо конструктивную фигуру. Понятие этой внутренней резонирующей структуры трудно сформулировать,- это уже метафизика, иррациональное чувство. Его можно описать словами Уитмена: «Есть во мне что-то, не знаю что, но знаю - это во мне».

Результатом актуализации композиционных усилий является художественная форма. Она является единственным «видом транспорта», с помощью которого авторский интуитивный образ может проникнуть в глубины подсознания, в душу зрителя. Основная работа дизайнера заключается в совершенствовании художественной формы. Как ни парадоксально, процесс совершенствования художественной формы произведения в то же время приводит к угасанию эмоционального волнения в душе художника по поводу произведения. Это является, по сути, признаком протекания процесса совершенствования художественной формы. По словам Андрея Тарковского, любая взволнованность предметом творчества должна быть превращена в спокойствие формы. Автор при этом как бы отчуждает своё произведение от себя, и оно, подобно его ребёнку, начинает жить своей собственной жизнью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.