Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурность. Понятие «структура» в теории композиции рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы




Понятие «структура» в теории композиции рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы. Цель структурно­го формообразования - нахождение гармоничной связи между элемента­ми, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции. В соответствии с ней принцип структурности оз­начает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутренне­го строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в компози­ции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоя­тельное композиционное значение, нарушающее целостность формы.

Структурная гармонизация происходит при разделении элементов композиции на главные и второстепенные. Ее цель — наиболее яркое вы­явление художественных свойств каждого элемента и в то же время на­хождение гармонической связи между элементами. Пример — установле­ние соподчиненности между разными цветовыми пятнами в графической композиции или пластическими элементами в объемной форме. Чем чет­че и ярче раскрыты свойства каждого элемента и вместе с тем органичнее структурная связь между элементами, тем композиция выразительнее.

Крайними состояниями структурного соподчинения композицион­ных элементов можно считать их однородность и разнородность. Одно­родная соподчиненность основывается на взаимодействии элементов, равных по всем своим композиционным свойствам. Предел, за которым она не прочитывается, — форма, состоящая из одинаковых и равнознач­ных элементов. При крайней их простоте и плотности она приобретает элементарный характер, граничащий с однообразием, упрощенностью и невыразительностью композиции.

Разнородная соподчиненность — это структурная связь элементов, имею­щих разное композиционное значение (разделяющихся на главные и вто­ростепенные) и отличающихся разными композиционными свойствами.

Крайнее состояние такой соподчиненности — композиция, постро­енная на элементах, отличающихся по всем своим композиционным свойствам и обладающих каждый структурной самостоятельностью. При этом состоянии она подходит к тому пределу, за которым компози­ция полностью разрушается.

Виды структурных соподчинений элементов композиции весьма раз­нообразны. Основные из них представлены в табл. 29. Самым распрост­раненным является выделение главного элемента на основе контраст­ного сопоставления его с второстепенными элементами. Контраст может быть выражен в цвете, пластике, расположении, размерах и дру­гих композиционных свойствах элементов. Он позволяет четко выде­лить главные структурные элементы композиции, сохраняя ее цель­ность. Нюансная композиция предполагает сглаживание различия между разными по структурному значению элементами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.