Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии




 

Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и которое делает её предметом размышления. Размышление о смерти приводит человека к размышлению о жизни: он оценивает её итоги. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связан с социальными целями и действиями, целью и смыслом человеческой истории и общества, в котором он живет. Размышляя о человечестве в целом, его предназначении человек способен осознать свою ответственность на Земле. Но даже если человек руководствуется высшими нравственными побуждениями и целями и использует для их достижения адекватные средства, он знает, что не всегда может достичь желаемого положительного результата: добра, правды, справедливости. Но это противоречие, вызванное несбыточностью некоторые целей, не должно перечеркивать смысла жизни, а напротив, ставить его на реальные основы.

Последователъно проводимый философский материализм отрицает ка­кую-то бы ни было возможность личного физического бессмертия для че­ловека, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь». Это, конечно, трудный шаг – принять эту точку зрения. Он требует мужества и силы духа, что в философии называется стоическим поведением, поскольку человек отказывается от возможности утешения, пусть хотя бы и иллюзорного. Очень важно не навязывать человеку сделать этот шаг, а поспособствовать тому, чтобы он сам сделал его. Материалистическая философия не только не снимает вопросы о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, но напротив, позволяет их поставить в наиболее острой, даже драматической форме, тем самым в полной мере выявляя их гуманистическое содержание.

В решении вопроса о смысле жизни материалистическая философия исходит прежде всего из самоценности человеческой жизни, которая предстает нам и не случайной, и не бессмысленной не только для себя, в личностном плане, но и как часть целого – в общечеловеческом, социальном контексте. Здесь уместно привести высказывание К. Маркса на этот счет: «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно ине выступает в непосредственной фopмe ко.ллективного, совершаемого совместно с другими – является проявлением и утверждением общественной жизни».

Интересными являются размышления Л.Н. Толстого о смысле жизни. Он видел смысл жизни не в том, чтобы жить, зная, что надо есть, пить и пр. Он считал, что такая жизнь есть глупая, сыгранная над нами шутка. И все-таки жить, умываться, одеваться, обедать – это, конечно, неодолимые составные части жизни, но это не есть жизнь, понимаемая в широком смысле слова. Слова Л. Н. Толстого и сегодня актуальны. Они оказывают огромное влияние на нравственный мир человека, на то, как он решает для ceбя вопросы смысла жизни и смерти, бессмертия.

Другая точка зрения на смысл жизни – её можно назвать гедонистической. Смысл жизни – в получении максимума удовольствий. Безусловно, не все люди и не всегда видят смысл жизни лишь в получении удовольствий, хотя, конечно, многие стремятся именно к этому. Счастье и смысл жизни здесь рассматриваются с точки зрения «простых радостей жизни». Конечно, человек, не испытавший в жизни счастья, подводя итог своей жизни вправе спросить: в чем же тогда состоял смысл моей жизни? Так что отказаться полностью от такого понимания счастья и смысла жизни было бы несправедливо по отношению к человеку, особенно к людям обыкновенного образа жизни. Но даже в этом случае человек должен понимать, что для получения счастья нужно проделать немалую, иногда мучительную, работу ума, души, тогда наградой за это и будет счастье, добытое своими собственными усилиями. Всем известно высказывание Козьмы Пруткова: если хочешь быть счастливым, будь им! Для того, чтобы быть счастливыми, люди в своей практической деятельности должны устранить все то, что мешает им быть счастливыми, полноценными личностями, устранить все, что делает их жизнь серой и неинтересной. Но при этом не следует забывать, что на несчастье других свое счастье нельзя строить – оно будет горьким, а значит, уже не будет счастьем.

Теология утверждает, что смысл жизни – в подготовке к жизни в потустороннем мире, в следовании божественному замыслу, и тогда нам уготовано бессмертие души, жизнь вечная. Такое понимание смысла жизни приводит нас к абсурдности пребывания в этом мире, тщетности и бесполезности всего того, что мы делаем в реальной жизни. Это крайне пессимистическая позиция, которая по существу уходит от ответов на многие вопросы нашей реальной жизни, обезоруживает нас в решении её конкретных повседневных проблем, фактически сводит на нет стремление к счастливой жизни здесь, в посюстороннем мире.

Альтруистические теории смысла жизни и счастья выстраивают свои концепции на понимании бескорыстного служения людям, обществу. В целом ничего плохого в такой постановке вопроса нет. Человека, который поднялся до такого осмысления и деятельности, следует только приветствовать и ставить в пример. В жизни есть такие люди, и к счастью, их не так уж мало. Еще в Библии они названы «солью земли». В свое время Н.Некрасов писал: «Природа – мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни». И.Кант в своем учении о «категорическом императиве» в теоретической форме выразил эту позицию, полагая, что общество дойдет в своем развитии до такой нравственности. Кантовская этика и учение о человеке показывают, что он был великим гуманистом, и если большинство людей будут руководствоваться в своей деятельности принципами его этики, то это будет идеальным воплощением смысла жизни и сделает жизнь всеобще приятной и счастливой. Пока, к сожалению, данная реальность остается в области желаемой и идеальной. Но на то и даны идеалы, чтобы они указывали путь, по которому нужно идти.

Пессимистической и абсурдной выступает позиция смысла жизни в иррационалистической философии (А.Шопенгауэр, экзистенциализм). Центральное утверждение данной философии: «Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем» лишает человека вообще необходимости поиска смысла жизни. Человек, лишенный смысложизненной ориентации, духовно умирает. А.Эйнштейн, размышляя на эту тему, говорил, что человека можно лишить многого, и все равно он останется человеком, но если его лишить смысла жизни (если он сам себя лишает смысла жизни), можно смело утверждать, что человека уже нет. Именно смысложизненная ориентация делает нас активными творцами как своего бытия, так и бытия вообще. Смысл не «выдумывается» философами, он возникает с необходимостью для каждого человека, поднявшегося до свободного, творческого самобытия, до уровня рефлексии – анализа своих мыслей, своих поступков, своей сопричастности жизни. Кратковременность земного бытия, неизбежность смерти, всеобщая гибельность всего конечного, безусловно, сами по себе рождают «несчастное сознание». Этот момент усиливается, когда индивидуальные поиски смысла жизни, жизненная судьба индивида трагична, и, как ему кажется, безрезультатна. Но начать жизнь сначала никогда не поздно. Никогда не поздно выстроить другие ориентиры, использовать свои физические и духовные резервы (а они есть у каждого, нужно только сделать над собой усилие) и повернуть жизнь в другое русло, попробовать себя в другом деле, которое, может быть, и принесет то удовлетворение и то счастье, которого давно ждал. Нужно преодолеть свой страх и нерешительность, шагнуть навстречу судьбе, бросить ей вызов. Формировать в себе «благородного мужа», - как учил нас Конфуций, «рыцаря веры», (веры в себя, в свои экзистенциальные возможности), - как считал С.Кьеркегор, конечно, нелегко, но это единственный путь для человека, который хотел бы быть личностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.