Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великие люди о победе в споре




 

Ни один человек, который решил преуспеть в жизни, не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание. Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса (А. Линкольн, президент США).

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть (Леонардо да Винчи).

Когда узнаешь свои ошибки, имеешь шанс их исправить (Р. Бернс).


Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите характерные признаки спора.

2. Какие существуют приемы борьбы в споре?

3. Какие Вы знаете допустимые психологические приемы в споре?

4. Приведите примеры некорректных психологических при­емов в споре.

5. Какие разновидности спора Вам известны?

6. Что такое эристика? Каковы ее правила?

7. Встречали ли Вы людей, которые по-настоящему владели искусством спора?

8. К какой разновидности спора можно отнести политические предвыборные дебаты в США и в России?

Домашнее задание

1. Прочитайте три первых раздела книги «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» и письменно составьте портрет коммуникативного поведения молодого человека XVIII в.

 

2. Прочитайте предложения, найдите стилистические ошибки, объясните причину их появления и напишите исправленный вариант: Большая половина запасов использована. Земляника – очень наивкуснейшая ягода. Новый год я отмечал у коллеги по работе. Он увидел сестру, переходящую улицу, которая возвращалась домой. Он, войдя в комнату, осмотрел всех и удивлён. Самолёт задержался благодаря плохой погоде. Согласно приказа он вышел на работу. У обоих учениц были допущены одинаковые ошибки. Это было в двух тысяча пятом году. Расходы составили тридцать восемь целых и два десятых от общей суммы. Ни для кого не интересна проблема инвалидов. Он и его свекровь теперь вместе ходят по судам. Мы будем действовать самостоятельно и без вмешательства.

3. Подберите перифразы к следующим словам и словосочетаниям: умереть, спорить, ругать, жениться, прелюбодействовать, уйти на пенсию.

4. Известным современным творцом крылатых выражений является В.С. Черномырдин, автор знаменитых фраз: Хотели как лучше, а получилось как всегда. Никогда такого не было, и вот опять! И.В. Сталин оставил несколько крылатых фраз: Кадры решают всё! Других писателей у меня нет! Приведите 5 подобных примеров из речей современных руководителей государства, политиков, общественных деятелей.

 

5. В политическом и научном дискурсах часто используются латинские крылатые выражения. Пользуясь словарем, подберите 10 примеров латинских крылатых выражений, укажите
источник их появления и составьте с ними предложения.

 

6. Игрема – единица языковой игры, которая по объему может быть равна слову, предложению или тексту.

Прочитайте следующие примеры языковой игры: Сегодня он олигарх, а завтра плут-арх.// У него большие литературные связи. А у меня из всех связей – узлы на шнурках!// Это не пляжи, а какая-то УТОПия.// Моя газета – «Комсомольская правДА». // В эфире информационно-аналитическая программа «Лести»? Какие средства участвуют в формировании игры. Приведите 5 примеров игрем. Обязательно укажите источники.

 

7. Из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля выпишите значение синонимов: пурга, метель, вьюга, буран, заметь – и составьте с ними предложения.

 

 

Рекомендуемая литература

Обязательная литература

Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство – путь к успеху. – СПб, 1997.

Поварник С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб, 1996.

Дополнительная литература

Павлова Г.И. Психология спора. Логико-психологические аспекты. – Владивосток, 1988.

 


Тема 10. Ораторское мастерство

 

Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждения, внушения, призыва к действию). Она представляет собой монологическую речь, рассчитанную на пассивное восприятие и не предполагающую ответной словесной реакции.

Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и втянуть его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь – двусторонний процесс (диалог на уровне мышления).

 

Особенности ораторской речи:

· наличие «обратной связи». Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, т.е. устанавливать контакт со слушателем;

· устная форма общения. Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка. Для оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям. Ученые доказали, что при восприятии письменной речи усваивается только 50% полученной информации, а при восприятии устной – 90%;

· сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь тщательно готовится. Подготовленная речь – это, по сути, книжная речь. Тем не менее, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст рукописи, но и произнести его, тогда, в процессе импровизации, и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой;

· использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических).

 

Оратор – человек, обладающий даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare ‘говорить’. В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай. Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.

В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов. Для представителей первого типа основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, представители второго типа воздействуют на слушателей эмоционально.

Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной. Это неразрывное единство. Оратор должен вызывать у слушателей добрые чувства и намерения, быть высоконравственным человеком, эрудированным, хорошо разбираться в общественно-политической ситуации, литературе, искусстве. При этом бывают исключения. Так, например, Гитлер был выдающимся оратором, обладавшим магическим даром привлекать внимание аудитории, но при этом совершенно безнравственным.

Оратор должен обладать определенными навыками и умениями: при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени и уместно использовать технические средства и наглядные пособия.

Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.

Аудиторией в античные времена называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую в театр.

Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать лекции ораторов:

· интеллектуально-познавательные мотивы;

· мотивы морального плана (обязаны присутствовать);

· мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор).

Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.

Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, т.е. заниматься систематическим риторическим самообразованием.

Он должен создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).

Необходимо также овладеть техникой речи, которая включает в себя дыхание, голос, дикцию. Владение техникой речи предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (степень отчетливости произнесения звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.

Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Необходимо уметь критически анализировать выступления других.

Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана. Существует несколько видов планов выступления:

· предварительный;

· рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал);

· основной.

Важную роль в восприятии речи играет композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом:

· принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей;

· принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно вырастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления;

· принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.

Публичная речь обязательно должна иметь вступление (прелюдию), цель которой – привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату. Чтобы найти оригинальное начало, надо много работать.

Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала.

Существуют различные методы преподнесения материала:

· индуктивный метод – от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях;

· дедуктивный метод – от общего к частному. Оратор сначала выдвигает какое-то положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера);

· метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю;

· концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в его речи присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной);

· ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к предыдущему;

· исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.

Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения.

Заключение является важной композиционной частью выступления (Конец делу венец). Убедительное и яркое заключение всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента. Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения. В Древнем Риме была фраза, которой оратор заканчивал свое выступление: Dixi! (‘Я все сказал’).

В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Композиция устного публичного выступления подобна композиции музыкального произведения, которое подчинено законам гармонии. Многие ораторы сравнивали публичную речь с музыкальным произведением. Анатолий Федорович Кони (1844–1927) – юрист, член Государственного Совета, выдающийся оратор, советовал лекторам: «Кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что она закончилась».

Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Последние слова оратора призваны мобилизовать слушателей, воодушевить или призвать к активной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.