Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесное оформление публичного выступления. Римский оратор Квинтилиан (жил ок




Читайте также:
  1. PR и публичные выступления
  2. Аналитическая обработка информации. Оформление результатов анализа
  3. Аппаратурно-технологическое оформление процесса
  4. Важнейшие нормы публичного права. Публичные деликты
  5. Выбор, оформление и съемка натурных кадров
  6. Выступления в армии и на флоте
  7. Гражданское законодательство в системе нормативного (публичного) регулирования гражданских отношений 1 страница
  8. Гражданское законодательство в системе нормативного (публичного) регулирования гражданских отношений 2 страница
  9. Гражданское законодательство в системе нормативного (публичного) регулирования гражданских отношений 3 страница
  10. Графическое оформление абзацев
  11. Графическое оформление проекта
  12. Графическое оформление чертежей

Римский оратор Квинтилиан (жил ок. 35-96 гг.), теоретик ораторского искусства (главный его труд – «Об образовании оратора»), утверждал, что лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи.

Некоторые пытаются заучивать речь(это оправдано, если речь пишется для митинга), другие – выступают с опорой на текст. В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее важные моменты текста.

Мечта многих ораторов – импровизация. Это высший класс публичных выступлений. Прекрасным импровизатором был Анатолий Васильевич Луначарский (1874–1933), писатель и общественный деятель, нарком просвещения, полпред СССР в Испании с 1933 года. Однажды на вопрос, как ему удалось так легко выступить, он ответил: «Я готовился к этому всю жизнь». Таким образом, следует усвоить, что удачный экспромт – это награда за многолетний труд.

Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Актуальность обсуждаемого вопроса и личность оратора, его репутация влияют на контакт с аудиторией.

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания).

Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений (приемы управления аудиторией):

· прямое требование внимания;

· обращение с неожиданным вопросом;

· юмор, каламбур;

· прием сопереживания, соучастия;

· апелляция к речи и личности предыдущего оратора;

· ссылки на авторитетные источники;

· примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения;

· удачное обращение к аудитории;

· голосовые приёмы: понижение и повышение тона,
ускорение и замедление темпа, выдержанная пауза.

Таким образом, ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления, искусство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов был прекрасным оратором и постоянно работал над совершенствованием своего мастерства. В 1747 году он написал «Краткое руководство к красноречию», или «Риторику». М.В. Ло­моносов писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Он мечтал научить читателей «о всякой предложенной материи красно говорить и писать». Основоположник отечественной риторики, «первый русский университет», Ломоносов считал, что для приобретения красноречия требуется пять условий:

· природные дарования;

· научные знания;

· подражание авторам;

· упражнение в сочинении;

· знание других наук.

По мнению М.В. Ломоносова, главными достоинствами оратора являются «сòвоображение» и «остроумие». Оратор должен учитывать свойства слушателей: возраст, пол, воспитание и образование. Автор отмечал, что у людей «обученных» «надлежит возбуждать страсти с умеренной живостью», а «у простаков… должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей», т.к. нежные страсти для них, что «лютня для медведя». Перед аудиторией оратор должен вести себя подобающим образом.



М.В. Ломоносов задумал написать трилогию: «Риторику», «Ораторию» и «Поэзию», но написал только «Учение о красноречии вообще, поколику оно до стихов и прозы касается».

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства является активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называется «духовным детищем демократии».

Наибольшая активность в этой области развивается в переломные эпохи жизни общества. Расцвет ораторского искусства отмечался в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, борьбы за власть.

Выделяются следующиевиды красноречия:

· социально-политическое;

· академическое;

· судебное;

· социально-бытовое;

· духовное.

Оратор всегда стремится в чем-то убедить аудиторию.
Ситуация убеждения включает в себя три компонента, это:

· говорящий (оратор) – внешний фактор убеждения;

· публичная речь и ее содержание – внутренний фактор убеждения;

· слушающий (аудитория) – внешний фактор убеждения.

Убедительность общения оратора с аудиторией зависит, прежде всего, от внутреннего фактора (содержания речи).

В целом, ораторское мастерство – это искусство использования внешнего фактора убеждения.

В 30–40-е годы прошлого века появились книги талантливого популяризатора ораторского искусства Дейла Карнеги (1888–1955), посвященные факторам убеждения: «Как завоевать друзей», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Они не потеряли своей актуальности и по сей день.

Цицерон в свое время придумал формулу: логика + риторика + этика, которая четко отражает квалификацию оратора. Цицерон писал, что «оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

Подготовка оратора к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией. Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление.

На вступление и заключение отводится по 10% регламента.

Черты красноречия:

· остроумие;

· литературный вкус;

· умение пользоваться приемами ораторской речи;

· умение пользоваться образцами народной мудрости;

· собственный риторический стиль.

 

«Цветами красноречия» называют тропы и фигуры.

Троп – это образное выражение, употребленное автором в переносном значении. К тропам относятся метафора, оксюморон, гипербола, литота, аллегория (иносказание).

Фигура – оборот речи, необычный по синтаксису:

· анафора – совпадение начальных слогов или слов:

Бриллианты в свете лунном,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах (А.А. Фет);

· градация – усиление действия или признака: Не жалею, не зову, не плачу (С.А. Есенин);

· инверсия – обратный порядок слов: В школу сегодня не пойду я – заболела;

· парцелляция – разрыв высказывания с определенной стилистической целью: Пришел. Увидел. Победил;

· антитеза – противопоставление: Познай, где свет – поймешь, где тьма (А.А. Блок);

· эллипсис – значимое отсутствие языковых единиц:
В первом классе они дружили, во втором – дрались;

· эпифора – совпадение конечных слогов, рифма

Любил студентов засыпать

Он, видно, оттого,

Что те любили засыпать

На лекциях его (С.Я. Маршак);

· риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа: Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В. Гоголь);

· риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому/чему-либо не столько с целью называния адресата, сколько с целью выражения к нему своего отношения: Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В.В. Маяковский);

· синтаксический параллелизм:

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет. (В.И. Лебедев-Кумач)

 

Выдающийся оратор и политический деятель граф Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) – ближайший советник Александра I, инициатор либеральных преобразований, в частности, создания Государственного Совета (1810), писал: «Основание красноречия суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. И какъ сiи дары зависят от природы, то ораторы столько же родятся, как и пiиты».

Каждый представитель лингвоинтенсивной профессии должен работать над мастерством публичных выступлений, следуя полезным советам:

· настойчиво практикуйтесь – только практика способна избавить от страха перед аудиторией;

· готовясь к выступлению, надо твердо знать предмет;

· начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы настойчиво стремитесь достичь своей цели;

· у речи должна быть четкая композиция (ясные начало и концовка). Чаще бывает, что начало неумеренно затянуто, а финал представляет собой судорожные дополнения к основной части. Произнося речь, оратор должен идти прямо, как поезд по рельсам, не возвращаясь, не задерживаясь, не отходя в сторону;

· в речи должна быть свежесть и индивидуальность. Часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а как вы говорите;

· речь не следует читать по бумажке и не нужно заучивать ее наизусть. Оратор должен уметь импровизировать на основе собственного текста;

· очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца;

· нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать;

· не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах и риторических фигурах: сравнении, метафоре, повторе, цитировании, антитезе, игре слов, перифразе, гиперболе, оксюмороне и т.д..

Основные виды речей:

· информационные;

· убеждающие;

· воодушевляющие;

· призывающие к действию;

· развлекательные;

· речи по специальному поводу (приветствие, траур).

Оратор должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией.

Этические нормы ораторского искусства:

· вежливость (приветливость, уважительность);

· тактичность (деликатность, выдержка);

· обязательность (пунктуальность, аккуратность);

· скромность и сдержанность (нехвастливость);

· достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие особенности устной публичной речи Вы можете назвать?

2. Кто такой оратор?

3. Какими навыками и умениями должен обладать оратор?

4. Почему каждому оратору необходимо заниматься систематическим риторическим самообразованием?

5. Что подразумевается под владением техникой речи?

6. Какие принципы логико-композиционного построения ораторской речи Вы знаете?

7. Какой вклад в развитие отечественной риторики внес
основатель Московского университета М.В. Ломоносов?

8. Почему А.Ф. Кони сравнивал публичное выступление с музыкальным произведением?

9. Каким этическим нормам должен следовать оратор?

10. Какие приемы управления аудиторией Вы можете назвать?

11. Прочитайте слова А.С. Пушкина: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?» Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?

 

Домашнее задание

1. Пользуясь справочной литературой, подготовьте письменное сообщение об Анатолии Федоровиче Кони как выдающемся ораторе.

 

2. Прочитайте предложения, найдите лексические, грамматические и стилистические ошибки, прокомментируйте их и напишите исправленный вариант: Алексей мысленно подумал, что это конец. Базаров с гордостью заявлял, что мой дед землю пахал. Большинство стихотворений поэта написаны в начале века. Выехав со стадиона, нашу машину остановили. В их отношении сейчас возбуждено уголовное дело. Немецкая команда рассчитывала на гостеприимный прием. Он занял заметную роль в искусстве. Цены на нефть упали в разы. Я давно предсказывал о таком развитии событий. Православные христиане сегодня отмечают Медовый Спас. Испанская «Барселона» упустила в противостоянии «Интеру». Вы даже терминологически так никогда не говорите. Контролёр потребовал оплатить за проезд. Он вынул книгу и начинает читать.

3. Найдите синонимы и объясните их стилистическое использование: Закручинился Иван-царевич, запечалился (сказка). У иного такого пишущего даже не скоропись, а борзопись, резвопись, лихопись (З. Паперный). Смотрят, а очи слезятся, слезятся, // Тихо, безмолвно, как будто без мук (С.А. Есенин). Что случилось? Что со мною сталось? (С.А. Есенин). Родное поле, отчий край (С.А. Есенин).

4. Подберите 10 синонимов из поэтической речи.

 

5. Найдите антитезу и оксюморон в следующих предложениях:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Взор надменный (А.А. Блок).

 

Всё это было бы смешно,

когда бы не было так грустно (М.Ю. Лермонтов).

 

Новый год я встретила одна.

Я, богатая, была бедна (М. Цветаева).

 

Беспечально иду за Тобой –

Мне путь неизвестный ведом (А.А. Блок).

 

Мягко стелет, да жестко спать (пословица).

 

6. Обратите внимание на омоформы: Лидеры теряют очки, Мне выписали новые очки – и омографы: Мама – для меня самый дорогой человек. «Конечно, я извиняюсь, – говорил дорогой следователь, – я тогда погорячился». (А.П. Чехов). Подберите по три примера омоформ и омографов.

 

7. Прочитайте слова А.Н. Островского о А.С. Пушкине: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть». Согласны ли Вы с его мнением? Дайте письменный аргументированный ответ.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Обязательная литература

Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. – М., 2007.

Сперанский М.М. Правила красноречия. – М., 1844.

Дополнительная литература

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб, 1999.

Романенко А.Б. Советская словесная культура. Образ ритора. – Саратов, 2009.

 

 


Тема 11. Логика речи

Логика речи, зародившись в Древней Греции и в Древнем Риме, как самостоятельная наука сложилась около 2500 лет тому назад.

Ее основателем принято считать древнегреческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). Он оставил после себя несколько трудов по логике, получивших общее название «Органон» (греч. organon ‘орудие, инструмент, орган’).

Аристотель сформулировал три из четырех важнейших законов логики: закон тождества, закон противоречия / непротиворечия, закон исключения третьего, всесторонне исследовал
категорический силлогизм, теорию понятия и суждения, способствовал развитию не только формальной, но и математической логики.

Четвертый закон логики (закон достаточного основания) был сформулирован Г. Лейбницем (1646–1716 гг.).

В целом логика пронизывает жизнь человека: либо он думает и действует логично, либо наоборот. Но это не связано со знанием логики как науки: многие мыслят логично, не зная логики (так же, как многие говорят правильно, не зная грамматических правил).





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.226.172.30
Генерация страницы за: 0.016 сек.