Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические методы активизации творческого процесса




 

Для активизации творческой деятельности используются психологические методы, которые помогают преодолевать барьеры, возникающие перед человеком при решении им творческих задач. Среди них:

1. Метод «мозгового штурма», предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. По его мнению, новым идеям необходимо помочь прорваться из подсознания в сознание. А поэтому в ходе мозгового штурма необходимо «расковать» подсознание. Осборн предложил в группе выделить генераторов идей и критиков идей. За 20—30 минут «генераторы» выдвигают ряд идей в атмосфере доброжелательности. Полученные идеи передаются группе «критиков», которые выявляют рациональное зерно в каждой идее.

2. Метод фокальных объектов, позволяющий преодолевать психологическую инерцию путем переноса признаков нескольких объектов на рассматриваемый. Рассматривая эти сочетания, приходят к оригинальным идеям.

3. Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта — оси, а затем на каждой оси записывают всевозможные варианты — элементы.

4. Метод контрольных вопросов, который предусматривает применение наводящих вопросов. К примеру: «А если сделать наоборот?», «А если изменить форму объекта?» и т.п.

Все названные методы стимулируют ассоциативные образы (воображение).

Развитие компонентов культуры мышления происходит в процессе развития основных характеристик, свойств личности:

- общечеловеческих (ощущение, восприятие, мышление, память, воля, эмоции);

- социально-специфических (социальные установки, роли, ценностные ориентиры);

- индивидуально-неповторимых (темперамент, самосознание, культура мышления).

При этом процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга всегда проходит через три этапа: созерцания, научного абстрагирования, формирования новых умозаключений.

Краткий словарь дефиниций

Качество — философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество — объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Культура мышления — интегративное качество личности, соединяющие в себе мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, обеспечивающие самопознание и самореализацию личности.

Критерий (от греч. kritērion — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

 

Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Мышление теоретическое — один из видов мышления; направлено на открытие законов, свойств объектов.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Эвристика (от греч. heuriskō — отыскиваю, открываю) — 1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы); 2) наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристич. деятельность).

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Дайте характеристику культуры мышления как интегративного качества личности.

2. Назовите показатели, по которым определяется уровень сформированности каждого компонента культуры мышления.

3. Какие принципы мудрого отношения к жизни обеспечивают эффективную мотивационную саморегуляцию личности?

4. Какие из принципов мудрого отношения к жизни необходимо использовать при развитии интеллектуального компонента культуры мышления?

5. Какие из принципов мудрого отношения к жизни способствуют развитию эмоционально-оценочного компонента культуры мышления?

6. Каковы существенные особенности логического и эвристического мышления и какова их роль в творческом процессе?

7. Назовите психологические методы активизации творческого процесса.

Задания для размышлений

1. Обоснуйте необходимость дальнейшего проведения исследований проблем развития творческого потенциала личности и организации творческого процесса.

2. Как вы считаете, поставила ли современная ситуация в обществе человека перед необходимостью развивать культуру мышления, т.е. все компоненты интегративного качества личности?

3. Проанализируйте и обоснуйте свой вывод о том, какой формой мышления (логической или эвристической) вы владеете более свободно.

4. Какие методы эвристического обучения чаще использовались учителями школы, в которой вы обучались?

5. Используя рекомендации В. И. Вернадского, попытайтесь творчески подойти к решению конкретной ситуации, в которой может оказаться социальный педагог в своей профессиональной деятельности.

Литература

 

1. Безуглова Л. П. Развитие культуры мышления старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. П. Безуглова. Оренбург, 2000. 23 с.

2. Боно де Э. Рождение новой идеи / Э. де Боно. М., 1976.

3. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание / Р. Бернс. М., 1986. 420 с.

4. Библер В. С. Мышление и творчество / В. С. Библер. М., 1975. 309 с.

5. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. М., 1979.

6. Вернадский В. И. Ноосфера: духовный мир человека / В. И. Вернадский. М., 1987.

7. Вульфов Б. В. Педагогика рефлексии / Б. В. Вульфов, В. Н. Харькин. М., 1995.

8. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. М., 1989.

9. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. Л., 1988. 560 с.

10. Терегулов Ф. Ш. Формирующая биосоциальная педагогика / Ф. Ш. Терегулов. Уфа, 1999. 386 с.


 

Тема 7

Развитие умений осуществления целеполагания

Основная идея: умения выявлять проблемы, формировать цели, ставить задачи — важные составляющие деятельностного компонента культуры мышления. Овладение этими умениями составляет основу формирования культуры мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.