КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самосовершенствование — деятельность человека по осуществлению прогрессивных изменений своей личности
Вопросы 1. Самосовершенствование — деятельность человека по осуществлению прогрессивных изменений своей личности. 2. Нравственная позиция личности и ее ответственность за результаты своей деятельности по самосовершенствованию. Основные понятия: культура педагогической деятельности, самосовершенствование, рефлексия.
Рассматривая самосовершенствование личности как процесс, В. И. Андреев дает следующее определение: «Самосовершенствование личности — это процесс прогрессивных количественных и качественных изменений личности под воздействием внешних факторов, а главным образом, внутренних личностно значимых мотивов, потребностей, целей и планов» (1, с. 134). Какой бы деятельностью человек ни занимался, он стремится к самосовершенствованию. Постоянно работая над развитием своего интеллекта, своих творческих способностей, человек наиболее полно самореализуется в жизни. А. П. Чехов в письме к брату писал: «Тут нужны беспрерывный душевный труд, вечные чтения, штудировка, воля… Тут дорог каждый час». А. П. Чехов, выстраивая свою стратегию самосовершенствования, «вытравливал из себя раба» (1, с. 134). Н. А. Бердяев в качестве приоритетной, индивидуальной стратегии называл борьбу за внутреннюю свободу. Известный американский психолог Фромм в книге «Иметь или быть?», характеризуя условия прогрессивных изменений человека, писал: «Я полагаю, что характер человека может измениться при следующих условиях: 1. Мы страдаем и сознаем это. 2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания. 3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от этих страданий. 4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни» (8, с. 174).
Важно осознать — добиться результатов в самосовершенствовании можно, если человек достаточно глубоко осознает и дает внутреннюю установку на то, чтобы непременно стать лучше. Хочешь преуспеть в современном мире — работай над собой, над развитием своих интеллектуальных,профессиональных, общекультурных способностей. Необходимо иметь профессиональные притязания, стремиться реализовать свои творческие способности. Иметь свой идеал, достичь уровня его творческого потенциала. Приучить себя к постоянной рефлексии собственной деятельности для того, чтобы выяснить: а) причину своих неудач; б) что необходимо сделать, чтобы предупредить неудачу; в) какие ошибки не следует повторять впредь; г) что необходимо сделать, чтобы стойко пережить неудачу. Приступая к разработке программы по развитию культуры мышления, самосовершенствования, следует обратить внимание на советы К. Д. Ушинского (7), Л. Н. Толстого (6). Для прогрессивного изменения самого себя обычно выделяют 5 фаз самосовершенствования: ¡ 1 фаза. Актуализация и осмысление личностно значимой ценности или цели, которой невозможно достичь при наличии имеющихся личностных качеств. Пример. К культуре педагогической деятельности через развитие культуры мышления и через развитие личностных качеств (целеустремленности, ответственности и т.д.). ¡ 2 фаза. Осознание противоречия между ценностью, целью и недостатком личностных качеств для их достижения. Пример. Эффективному развитию культуры мышления препятствует слабое владение мыслительными навыками высшего порядка, а также низкий уровень развития ряда личностных качеств. ¡ 3 фаза. Возвышение потребности, обеспечивающей внутреннюю мотивацию на самосовершенствование личностно значимых качеств. Пример. Развить культуру мышления, чтобы овладеть культурой педагогической деятельности — цель моей деятельности. Для достижения этой цели мне необходимо совершенствовать личные качества и создать условия для их развития.
¡ 4 фаза. Поиск приемов, методов, средств, позволяющих личности самосовершенствоваться. Пример. Для развития личностного качества (указать какого) использовать правила Л. Н. Толстого, В. И. Андреева и др. ¡ 5 фаза. Активизация самосознательной деятельности, направленной на прогрессивное изменение личностно значимых качеств. Пример. Активизация деятельности обеспечивается посредством постоянной рефлексии практической деятельности и осуществления ее коррекции. Психологический (внутренний, на уровне подсознания) механизм самосовершенствования будет эффективно срабатывать только в том случае, если будут последовательно реализовываться 5 фаз самосовершенствования (3, с. 138—139). Чтобы процесс самосовершенствования протекал эффективно, необходимо исходить из принципов и руководствоваться правилами творческого саморазвития (2, с. 170—235). Принципы: системности, творческой рефлексии или самопознания, периодической мобилизации и релаксации, информативности, самоуправления саморазвитием, индивидуализации учебно-творческой деятельности, оптимизма. Таким образом, опираясь на принципы и правила творческого саморазвития, каждый человек составляет программу личного самосовершенствования, так как каждому предстоит развивать разные личностные качества и проектировать стратегию своего развития. Успешность в самосовершенствовании зависит от мотивированности личности, т.е. от внутренней установки на развитие необходимых личностных качеств для обеспечения определенного статуса в жизни. Прогрессивные количественные и качественные изменения приведут к развитию творческих способностей личности, охватывающих все ее сферы (интеллектуальную, волевую, эмоциональную).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |