Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила Л. Н. Толстого




Нравственная позиция личности и её ответственность за результаты своей деятельности по самосовершенствованию

 

Современные преобразования в России призваны обеспечить условия для саморазвития и самосовершенствования личностей, образующих гражданское общество. Имея права и используя созданные для нее условия, свободная и ответственная личность может ставить перед собой цели и достигать их, при этом осознавая личную ответственность за собственный выбор. Только человек с развитой культурой мышления способен своевременно оценить процессы, происходящие в обществе, принять на себя ответственность за нестандартное решение. Формирование нравственной позиции личности происходит в процессе усвоения ею норм, правил, ценностей, принятых в обществе. Приступая к нравственному самосовершенствованию, личность на основе принципов разрабатывает правила, позволяющие подчинить деятельность по развитию личностных качеств и культуры мышления названным принципам. Правила разрабатываются самой личностью, стремящейся к самосовершенствованию. Л. Н. Толстой в студенческие годы разработал для себя правила, которым следовал всю жизнь и добился развития творческих способностей до совершенства.

1. Что назначено непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.

7. Необходимо, чтобы жизнь была ценным, разумным, хорошим делом.

8. Постоянное движение вперед — это критерий, по которому Л. Н. Толстой судил о самосовершенствовании. «Недовольство собой… признак движения» (6, с. 55).

Правила для развития воли разумной

1. Определяй с начала дня все твои умственные занятия.

2. Когда занимаешься, старайся, чтобы все твои умственные способности были устремлены на этот предмет.

3. Чтобы ничто внешнее телесное и чувственное не имело влияние на исправление твоей мысли, но чтобы мысль определяла сама себя.

Правила для развития умственных способностей

Мы имеем пять главных умственных способностей — способность представления, способность памяти, способность сравнения, способность делать выводы из этих сравнений, наконец, способность приводить выводы в порядок.

Правила для развития способности представления

Очень полезны для развития этой способности все меры, требующие сравнения.

Правила для развития способностей сравнения

1. Изучай хорошо те предметы, которые ты сравниваешь.

2. Всякую новую тебе встретившуюся мысль сравнивай с теми мыслями, которые тебе известны. Все отвлеченные мысли оправдывай примерами.

Правила для развития способностей делать выводы

1. Заниматься математикой, философией.

2. Всякое философское сочинение читай с критическими замечаниями.

Правила для развития способности приводить выводы в порядок

1. Изучи систему своего существа.

2. Все твои сведения по одной какой-нибудь отрасли знания приведи к одному общему выводу.

3. Все выводы сравни между собой, и чтобы ни один вывод не противоречил другому.

Читая дневники Л. Н. Толстого, обратите внимание на поиски гениальным мыслителем путей нравственного самоусовершенствования человека. Герои его произведений — это люди с нравственной позицией, своим взглядом на мир и общество. Нравственная работа по самоусовершенствованию продолжалась великим писателем непрерывно в течение всей его жизни. В 1910 году он записал в дневнике: «…чувствую себя в деле нравственного совершенствования совсем мальчишкой, учеником, и учеником плохим, мало усердным». Именно это недовольство собой двигало его мысль и заставляло много работать. Правила, разработанные Л. Н. Толстым, можно в полной мере отнести к тем правилам, которым должен следовать человек, развивающий свою культуру мышления. Их необходимо дополнить правилами, вытекающими из принципов творческого саморазвития.

Назовем лишь некоторые из них:

1. Чаще используй самоприказ «Я должен это сделать!»

2. Имей цель и достигай ее непременно.

3. Соотноси цель с личностно значимыми мотивами, личностными характеристиками.

4. Овладевай системой фундаментальных знаний (научных). В процессе работы с информацией учись выделять главное, основное, систематизирующее.

Свод правил по развитию критического, творческого мышления, т.е. по развитию культуры мышления для всех не может быть абсолютно одинаковым, так как каждый человек — это индивидуальность. Поэтому, исходя из характеристик личности, индивидуально прописываются правила и программа развития.

Приступая к разработке программы по саморазвитию (развитию культуры мышления), ответьте для себя на вопросы:

1. Испытываете ли Вы глубокую внутреннюю потребность в самосовершенствовании?

2. Какие личностные качества Вам необходимо улучшить?

3. Какие проблемы Вам предстоит разрешить, чтобы достичь цели: развить культуру мышления до уровня, обеспечивающего непрерывное самосовершенствование вашей личности?

Вместо заключения — слова великих мыслителей:

«Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон).

«Для великих дел необходимо неустанное постоянство» (Вольтер).

«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).

«Устремите ум на радость творчества» (Н. К. Рерих).

Девиз программы саморазвития:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н. А. Заболоцкий)

 

Краткий словарь дефиниций

Активизироваться — стать активнее, деятельнее, оживиться.

Актуализация (от лат. actualis — деятельный) — действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

Осмыслить — открыть смысл, значение чего-нибудь, понять.

Релаксация (от лат. relaxation — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Какими принципами необходимо руководствоваться в процессе самосовершенствования?

2. Какие правила разработал Л. Н. Толстой в юности и какую роль они играли в его нравственном «самоусовершенствовании» на протяжении всей его жизни?

3. Через какие фазы, по мнению психологов, проходит человек в процессе самосовершенствования? В какой фазе пребываете вы и на чем должны сосредоточиться в данный момент изучения спецкурса?

4. На решение каких проблем будет направлена ваша программа саморазвития?

5. Какие личностные качества, исходя из результатов тестирования, вам необходимо развивать в первоочередном порядке?

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте результаты тестирования, сформулируйте цели и задачи развития компонентов культуры мышления и личностных качеств, необходимых в будущей профессии.

 

Литература

 

1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. 246 с.

2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. Казань, 2003. 608 с.

3. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань, 2004. 468 с.

4. Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М., 1990. С. 37.

5. Леви В. Искусство быть собой / В. Леви. М., 1977.

6. Пекелис А. Д. Твои возможности, человек! / А. Д. Пекелис. М., 1975. 148 с.

7. Толстой Л. Н. Собр. соч. / Л. Н. Толстой. Т. 20: Дневники 1895—1910 гг. М., 1985. С. 55.

8. Толстой Л. Н. Собр. соч. / Л. Н. Толстой. Т. 21. М., 1985. С. 19—21.

9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К. Д. Ушинский. Т. 11. М.; Л., 1952.

10. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М., 1990. 174 с.

11. Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. / А. П. Чехов. Т. 12. М., 1985. С. 73.


 

Тема 9

Формирование умений и навыков мыслительной деятельности

 

Основная идея: уровень сформированности культуры мышления определяется развитостью умений и навыков мыслительной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.