Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




Вопросы

Методические рекомендации

 

1. Объединить студентов в группы по изучению опыта работы педагогов дополнительного образования.

2. Ознакомить студентов с планом занятия педагога дополнительного образования высшей категории.

3. Обсудить в группах содержание занятия, распределить роли при его проведении.

4. Предложить студентам внести изменения в план-конспект занятия, разработанного педагогом выбранного ими направления.

5. Обсудить в группах содержание изменённого студентами занятия.

6. Озвучить проект занятия, обосновать внесённые изменения, доказать, что они способствуют более эффективному развитию культуры мышления обучающихся.

 

Литература

 

1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. 246 с.

2. Клименко Л. И. О природе и типах интуиции. Вопросы методологической науки / Л. И. Клименко. Томск, 1971. Вып. 1.

3. Коротяев Б. И. Учение — процесс творческий / Б. И. Коротяев. М., 1989. 159 с.

4. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества / под науч. ред. В. И. Андреева, А. И. Щетинской. Казань; Оренбург, 2001. 328 с.

5. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г. Рындак. М., 1997. 224 с.

6. Тавстуха О. Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / О. Г. Тавстуха. Оренбург, 2001. 37 с.

7. Управление качеством образования: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Оренбург, 23—24 июня 1999 г.: в 3 ч. Ч. 2. Оренбург, 1999. 76 с.

8. Харькин В. И. Педагогическая импровизация: теория и методика / В. И. Харькин. М., 1992. 159 с.

 

Занятие 4. Тема: Самоуправление как условие самореализации учащегося в освоении избранного им вида деятельности (к теме № 14 УТП)

 

Цель занятия: выявить уровень теоретических знаний и умений студентов по обучению учащихся способам самоуправления и формированию у них необходимых личностных качеств.

Форма проведения: семинар-практикум.

 

 

1. Самоуправление поведением — важный фактор успешной адаптации ребёнка в социуме.

2. Роль самоуправления в развитии личностных качеств ребёнка.

3. Развитие у учащихся умения осуществлять самодиагностику и самокоррекцию личностных качеств.

4. Критерии оценки развитости личностных качеств у учащихся.

 

 

1. В ходе обсуждения вопросов семинара выделить следующие мысли:

¿ Организация самоуправления предполагает:

а) управление своим поведением в социуме, т.е. умение человека выстраивать отношения с людьми;

б) организацию собственной деятельности (учебной, умственной и др.).

¿ Личностные качества, которые способствуют эффективному самоуправлению: честность, ответственность, справедливость, решительность, коммуникабельность, сдержанность, целеустремленность, терпение, дружелюбие, отзывчивость, активность, благородство, пунктуальность.

2. Предложить студентам провести рейтинг личностных качеств, т.е. расставить эти качества в порядке их значимости в развитии способности к самоуправлению. Расставьте их по местам с 1 до 5, поставив на первое место наиболее важное:

- целеустремленность,

- решительность,

- активность,

- коммуникабельность,

- сдержанность.

3. Предложить студентам обосновать, почему на первое место поставили то или иное качество. В какой степени оно развито.

4. Студенты должны ответить для себя на вопрос: какие качества им предстоит развивать.

5. Предложить студентам наметить программу развития вышеназванных качеств личности и сформулировать задачи:

- выявить критерии оценки развитости данных личностных качеств;

- оценить развитость личностных качеств на данный момент по критериям (определить для себя стартовую позицию);

- разработать план по развитию данных личностных качеств;

- начать конкретную деятельность по развитию личностных качеств;

- оценить степень достижения желаемого результата.

6. Рассмотреть критерии оценки личностных качеств.

Критерии оценки сдержанности:

Умения:

1) выслушать спокойно другого и так же спокойно высказать собственную точку зрения;

2) примирить конфликтующие стороны;

3) управлять своими эмоциями.

Критерии оценки решительности:

Умения:

1) вести себя в нестандартной ситуации;

2) принять ответственность на себя за решение проблемы;

3) управлять своими эмоциями.

Критерии оценки ответственности вырабатываются при систематическом анализе своих поступков и действий и оценке их. В подсознание заложить мысль: не навреди психическому и физическому здоровью человека.

Критерии оценки других личностных качеств разработать самостоятельно.

7. Данную методику оценки личностных качеств можно использовать при работе с детьми. При этом необходимо помнить следующее:

¿ Организация общения между педагогом и учеником принесёт положительный результат, если общение спровоцирует ученика на постоянное стремление к самосовершенствованию, обогащению своих знаний в определённой сфере деятельности.

¿ Педагог должен помочь ученику осознать, что для достижения успеха ему необходимо овладеть теми умениями и навыками, которыми ученик ещё не владеет, а затем помочь ему овладеть этими умениями и навыками и вывести его на уровень осознанного действия. Ученик должен сам решить, как далеко он будет продвигаться в овладении умениями и навыками.

¿ Показатели готовности будущих педагогов дополнительного образования к развитию творческих способностей детей, их культуры мышления как базового основания личности:

- знания об эффективных способах, приёмах развития творческих способностей детей, модели развития культуры мышления, алгоритма деятельности и содержания предмета;

- общепрофессиональные умения по организации образовательного процесса;

- умения по созданию развивающей среды в коллективе учащихся;

- умения по созданию успешности в развитии каждому ученику.

Литература

 

1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань. 1994. 246 с.

2. Клименко Л. И. О природе и типах интуиции. Вопросы методологической науки / Л. И. Клименко. Томск, 1971. Вып. 1.

3. Коротяев Б. И. Учение — процесс творческий / Б. И. Коротяев. М., 1989. 159 с.

4. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества / под науч. ред. В. И. Андреева, А. И. Щетинской. Казань; Оренбург, 2001. 328 с.

5. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г. Рындак. М., 1997. 224 с.

6. Соколова Л. Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя / Л. Б. Соколова. Оренбург, 1999. 300 с.

7. Тавстуха О. Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / О. Г. Тавстуха. Оренбург, 2001.

8. Управление качеством образования: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Оренбург, 23—24 июня 1999 г.: в 3 ч.. Ч. 2. Оренбург, 1999. 76 с.

9. Харькин В. И. Педагогическая импровизация: теория и методика / В. И. Харькин. М., 1992. 159 с.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подводя итог работы с учебным пособием, анализируя полученную информацию при изучении спецкурса, еще раз следует отметить, что главной целью данной учебной дисциплины является развитие базового основания личности — культуры ее мышления.

В пособии культура мышления рассматривается в двух аспектах: как уровень развития определенных способностей и как характеристика, свойство личности.

Культура мышления — это уровень развития определенных способностей индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности целенаправленно воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.д.).

Сформированность культуры мышления позволяет осуществлять рефлексию собственной деятельности, целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат своей деятельности.

Культура мышления — это интегративное качество личности, соединяющее в себе мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, позволяющие личности обеспечить самопознание и саморазвитие.

Исходя из этой трактовки культуры мышления как качества личности, можно сделать вывод, что для развития этого качества нужна систематическая последовательная тренировка в образовательном процессе творческих, критических, исследовательских навыков (умений, способностей), выработка умений рефлексивного отношения к своему «Я», моральной и социальной ответственности.

Для повышения эффективности процесса развития этого качества личности предлагается использовать модель процесса, алгоритм и содержание деятельности педагога по развитию культуры мышления, которые раскрывают не только сам процесс, но и способствуют стройности мыслительной деятельности при усвоении этого механизма. Из этого следует, что высокий уровень развития культуры мышления — необходимое условие саморазвития личности.

Выстраивая структуру пособия, автор стремился к интеграции знаний по педагогике, психологии, философии. Особое внимание уделено использованию психологических знаний, которые призваны поднять самосознание студента на более высокий уровень и помочь ему объективно анализировать свои мотивы, поступки, внутренние личностные свойства и особенности.

Содержание практических занятий первого раздела обеспечило проведение студента по лесенке «самости», т.е. от самопознания до самосовершенствования.

Во втором разделе учебного пособия внимание студентов направляется на развитие культуры мышления учащихся в их будущей профессиональной деятельности. Специфика деятельности социального педагога и педагога системы дополнительного образования детей в том, что она является стратегической, когда на основе развитых эвристических способностей, интуиции педагог способен принимать нестандартные решения, импровизировать для достижения поставленной цели: оказать помощь учащимся в жизненном самоопределении, обучая их приемам и способам развития своих личностных качеств.

Управляя развитием учащихся, педагогу необходимо предоставлять каждому из них самостоятельность не только в выборе направления своего движения, но и в скорости движения по этому пути, самосовершенствовании.

В представленной книге детально рассмотрен процесс целеполагания как основы любой деятельности, в том числе и деятельности социального педагога и педагога учреждений дополнительного образования детей. Это объясняется нестандартностью проблем, решаемых в российском обществе, требующих развитости культуры мышления.

Современное состояние российского общества требует пересмотра всей системы социальной защиты населения, и в первую очередь детства. Чтобы решить возникшие в стране проблемы, социальному педагогу необходим более широкий взгляд на детство, на взаимодействие всех учреждений, решающих проблемы воспитания подрастающего поколения. А для этого ему нужны развитые способности и умения прогнозировать события, находить пути решения проблем, осуществлять целеполагание и организовывать взаимодействия на разных уровнях человеческого общения, т.е. высокий уровень культуры мышления.

Личность с развитой культурой мышления наиболее конкурентоспособна, так как готова к постоянному творческому самосовершенствованию.

Автор надеется, что пособие сыграет определенную роль в профессиональном становлении социального педагога.

 

 


 

Приложение 1

Понятийный словарь

 

Ведущая деятельность — деятельность, которая в главном и основном определяет психическое развитие ребенка в данном возрасте.

Знание — отражение в голове человека свойств предмета, явлений окружающего мира, способов действий с ними.

Интеллект — сложное интегральное психическое образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание в их взаимосвязи).

Концепция — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел; конструктивный принцип различных видов деятельности.

Культура — 1) способ человеческой деятельности (А. Дистервег); 2) характеристика творческой созидательной деятельности человека (Л. Н. Коган).

Культура мышления — 1) уровень развития способностей индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности целенаправленно воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п.); 2) интегративное качество личности, соединяющее в себе мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, обеспечивающие самопознание и самореализацию личности.

Метод: 1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Модель — представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.

Мышление — 1) особая форма человеческой деятельности; 2) продукт деятельности мозга (О. К. Тихомиров); 3) познавательная деятельность человека по выявлению скрытых особенностей объекта (А. К. Маркова).

Научение — приобретение индивидуального опыта.

Обучение — совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле — совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Обученность — результат прошлого обучения и опыта, цель предстоящего обучения.

Обучаемость — восприимчивость к усвоению знаний, способность к усвоению знаний.

Принцип — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

Психологическое новообразование — качественно новое в психике ребенка, что впервые возникает в данном возрасте.

Развитие — качественные и количественные, в целом необратимые изменения в психике человека.

Развитие культуры мышления — это придание мыслительной деятельности определенной этапности и стройности в переработке и усвоении информации.

Становление — приобретение психическим процессом новых признаков и форм в процессе развития.

Умственное развитие — качественное и количественное изменение интеллекта.

Умственные способности — свойства личности ученика, обеспечивающие успешность познавательной деятельности.

Усвоение — овладение ребенком в процессе обучения общественно выработанным опытом.

Учение — деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.


 

Приложение 2

Тесты [1]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.