Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы, решаемые педагогом в процессе подготовки и проведения занятия с учениками




Развитие культуры мышления и экологической культуры учащихся педагогами Оренбургского областного эколого-биологического центра

 

Педагоги эколого-биологического центра разработали комплексные образовательные программы, ориентированные на развитие культуры мышления и экологической культуры учащихся.

При разработке образовательных программ экологического образования в системе дополнительного образования детей были учтены следующие критерии: «наличие культурологического компонента; реализация воспитывающей функции обучения; целостность личностного развития; единство теоретического и праксиологического блоков» (2, с. 18). Образовательные программы включают компоненты: эколого-мировоззренческий, эколого-действенный, эколого-психологический.

Экогуманистическая модель развития экологической культуры учащихся разработана в докторской диссертации О. Г. Тавстухи.

Программа включает три ступени экологического образования. «На младшей ступени обучения целостный образ мира выстраивается на эмоционально-чувственном восприятии, эмпирическом знании и личностном опыте ребенка; средней — на сочетании эмоционально-чувственного и научного познания, расширенном личностном опыте; старшей — основывается на взаимосвязи научного мировоззрения и обогащенного личностного опыта» (2, с. 21). Содержание, методы и формы организации образовательной деятельности способствуют становлению базовых качеств личности.

В практику работы педагогов этого направления вошли проектно-созидательные педагогические технологии, основанные на отношениях диалога и личностно-деятельностной парадигме. Используются также педагогические технологии «погружения учащихся в природную среду», которые помогают им осваивать окружающий мир в единстве эмоционально-чувственной и научной сторон. Диалоговые технологии основываются на экологической игре и эколого-психологическом тренинге. Применение вышеназванных педагогических технологий обеспечивает развитие культуры мышления учащихся и экологической культуры.

Примеры деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей г. Оренбурга разной направленности свидетельствуют о том, что они в творческом поиске по развитию личности ученика и его культуры мышления и используют разнообразные формы работы и методики, учитывая при этом возрастные особенности учеников.

 

При организации обучения педагогу важно найти неожиданные решения, используя новые технологии обучения. Психологической сущностью новых технологий обучения является психологически ориентированное обучение, при котором планирование образовательного процесса идет «от ученика». Это значит, что педагогу необходимо держать под постоянным контролем следующие вопросы: развитие мотивов обучения; развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, культуры мышления; развитие эмоциональной сферы ученика.

Реализация образовательной программы зависит от мастерства педагога, от его умения организовать эффективное обучение ученика. Поэтому, приступая к планированию очередного занятия, педагог должен проанализировать результат предыдущих занятий, уровень достижений каждого ученика; спланировать деятельность свою, коллектива учащихся и индивидуальную каждого ученика, предлагая новые, но посильные задачи, несущие интерес и радость. В процессе обучения педагогам необходимо развить у учащихся способность управления своей деятельностью. Управление собственной деятельностью предполагает умение организовать целенаправленную деятельность, т.е. определить четкий порядок в последовательности действий ученика при движении к намеченной цели. В сознании ученика необходимо зафиксировать мысль: любая деятельность начинается с постановки цели. Деятельность включает цель, средства, результат и сам процесс. Важно ученика обучить приемам и способам эффективной организации самого процесса деятельности, т.е. культуре мышления. Это значит, что при организации любой деятельности ученик должен подчинить мыслительный процесс определенной логике, т.е. осуществить:

- анализ уровня развития своих способностей;

- поставить перед собой цель — желаемый результат при развитии способностей;

- спланировать свою деятельность, ее содержание, методы и средства для достижения цели и сам процесс, т.е. последовательность действий при движении к цели;

- начать работу по совершенствованию или развитию своих способностей;

- провести диагностику результата своей деятельности, т.е. определить изменения в развитости своих способностей;

- провести корректировку планирования, если результат не достигнут.

В процессе обучения педагог решает и ряд задач воспитания: привитие дисциплинированности, трудовых навыков, морально-этических норм. И. Кант особо выделял задачи: научить детей думать, развивать «культуру душевных способностей». Говоря о самовоспитании, он указывал на такое свойство человека, как твердость характера — основа доверия к самому себе, к своим решениям и действиям. Ф. Шиллер писал: «Уверенность в себе — основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать». Именно радость ведет ученика по «лестнице достижений», и эту радость вселяет в него педагог.

Развитие культуры мышления ученика состоится при соблюдении определенных требований к процессу его обучения и воспитания. Факторы, обеспечивающие развитие культуры мышления, следующие:

- создание условий для становления личности ученика, способной самостоятельно действовать и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- создание среды для развития умений строить отношения, воспитание чувства ответственности;

- создание условий для развития мышления как продукта высшей нервной деятельности, т.е. для развития навыков мыслительной деятельности в процессе овладения приемами и способами их развития.

Таким образом, в образовательном процессе педагог формирует активную жизненную позицию ученика, ответственного за свои личностные достижения.

 

Краткий словарь дефиниций

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. К числу характеристик внимания относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна.

Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с помощью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Самовоспитание — воспитание самого себя.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. На решение каких задач нацелены комплексные образовательные программы в учреждениях дополнительного образования?

2. Обоснуйте утверждение: «Дополнительное образование детей — это особое образовательное пространство». В чем особенность этого образовательного пространства?

3. Какую роль играет центр раннего развития в раскрытии и развитии способностей, формирующих культуру мышления ребенка?

4. На развитие каких личностных качеств и характеристик обращают особое внимание педагоги школы раннего развития?

5. На что в первую очередь обращают внимание педагоги лингвистической и музыкальной школ в процессе формирования общей культуры и культуры мышления ученика?

6. На развитие каких умений, личностных качеств учащихся сосредотачивают внимание педагоги детской телестудии?

7. Раскройте роль детской телестудии в развитии культуры мышления ученика как важной составляющей допрофессиональной подготовки теле- и радиожурналиста.

8. Какие цели и задачи решают педагоги образовательного комплекса «Галатея»? Обоснуйте, что решение задач обеспечивает целенаправленное развитие культуры мышления ученика.

9. Какова роль комплексных образовательных программ областного Эколого-биологического центра в формировании экологической культуры и культуры мышления ученика?

10. Какой логике до1. На решение каких задач нацелены комплексные образовательные программы в учреждениях дополнительного образования?

2. Обоснуйте утверждение: «Дополнительное образование детей — это особое образовательное пространство». В чем особенность этого образовательного пространства?

3. Какую роль играет центр раннего развития в раскрытии и развитии способностей, формирующих культуру мышления ребенка?

4. На развитие каких личностных качеств и характеристик обращают особое внимание педагоги школы раннего развития?

5. На что в первую очередь обращают внимание педагоги лингвистической и музыкальной школ в процессе формирования общей культуры и культуры мышления ученика?

6. На развитие каких умений, личностных качеств учащихся сосредотачивают внимание педагоги детской телестудии?

7. Раскройте роль детской телестудии в развитии культуры мышления ученика как важной составляющей допрофессиональной подготовки теле- и радиожурналиста.

8. Какие цели и задачи решают педагоги образовательного комплекса «Галатея»? Обоснуйте, что решение задач обеспечивает целенаправленное развитие культуры мышления ученика.

9. Какова роль комплексных образовательных программ областного Эколого-биологического центра в формировании экологической культуры и культуры мышления ученика?

10. Какой логике должен быть подчинен мыслительный процесс ученика, ориентированного на саморазвитие?

11. Перечислите факторы, обеспечивающие развитие культуры мышления ученика лжен быть подчинен мыслительный процесс ученика, ориентированного на саморазвитие?

11. Перечислите факторы, обеспечивающие развитие культуры мышления ученика.

Задание для размышления

Какой, на ваш взгляд, информацией должен обладать социальный педагог и педагог системы дополнительного образования детей, чтобы принять верное решение при разработке программы развития детей?

 

Литература

 

1. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества / под науч. ред. В. И. Андреева, А. И. Щетинской. Казань; Оренбург, 2001. 328 с.

2. Тавстуха О. Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / О. Г. Тавстуха. Оренбург, 2001. 37 с.

3. Управление качеством образования: материалы межвуз. науч.-практ. конф. 23—24 июня 1999 г.: в 3 ч. Ч. 2. Оренбург, 1999. 76 с.


 

2.2. Содержание практических занятий и методические
рекомендации по их проведению

Занятие 1. Деятельность педагога по развитию культуры мышления ученика (к теме № 12 УТП)

 

Цель занятия: выявить уровень теоретических знаний студентов по теме семинара. Способствовать развитию их умений по использованию модели и алгоритма деятельности педагога по развитию культуры мышления ученика.

Форма проведения: семинар.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.