КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трактовка понятия «личностные достижения» учащихся в педагогической и психологической литературе
Вопросы 1. Трактовка понятия «личностные достижения» учащихся в педагогической и психологической литературе. 2. Организация образовательного процесса, ориентированного на развитие личностных достижений и культуры мышления ученика. 3. Создание развивающей педагогической среды для всех участников образовательного процесса. Основные понятия: личностные достижения, культура мышления, развитие, развивающая среда, социализация, культурология.
Интерес к проблеме личностных достижений не только детей, но и взрослых, обеспечивается процессами, происходящими в современном образовании и в современном обществе. Успешность развития общества напрямую связана с личностными достижениями каждого индивида, и прежде всего с его базовым личностным достижением — культурой мышления. Психолого-педагогические аспекты личностных достижений освещены в работах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Р. Бернса, В. М. Блинова, З. И. Калмыковой, Н. Д. Левитова, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, Х. Хекхаузена. Говоря о необходимости развития всех структурных компонентов личности: интеллектуального, деятельностного и эмоционально-волевого, — они подчеркивали, что подлинное развитие человека заключается в развитии его индивидуальной основы через положительную самореализацию личности. В педагогической и психологической теориях существует ряд подходов к анализу проблемы достижений детей. 1. Традиционный подход связывает достижения детей с возрастанием объема знаний, умений, навыков, уровень которых оценивается балльной системой оценок. Необходимо отметить, что при таком подходе оцениваются учебные достижения, которые являются лишь частью личностных достижений детей. 2. Другим подходом в рассмотрении вопроса о достижениях школьников можно считать исследования основоположников развивающего обучения и их последователей. Основоположники развивающего обучения личностные достижения связывают с развитием умственной деятельности (Л. В. Занков), самостоятельностью мышления, критичностью ума (Н. Д. Левитов), с особенностями мыслительной деятельности (Н. А. Менчинская), развитием способности творческого применения приемов умственной деятельности (Е. Н. Кабанова-Меллер). В исследованиях названных ученых рассматривается вопрос об умственном развитии учащихся, а их достижения связываются с приобретенными знаниями и умениями. 3. Вопрос о достижениях детей предлагают рассматривать в комплексе: О. Е. Лебедев вводит четыре параметра для оценки достижений школьников; Е. В. Бондаревская — пять компонентов: - ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей, жизненных смыслов; - культурологический — освоение культуры; - личностный, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации; - природосообразный, связанный со здоровьем, физическим развитием; - социализацию, накопление опыта гражданского поведения личности. С. А. Курносова подчеркивает мысль, что в процессе формирования личности ребенка важное значение приобретает пробуждение у него стремления к самопознанию, самооценке, самореализации в изменяющемся мире. И если рассматривать личность как саморазвивающийся объект, то ее развитие и личностные достижения можно увязать со всеми составляющими человека как существа, его культурой мышления. Культура мышления является главным личностным достижением человека, так как сформированность именно культуры мышления способствует дальнейшему его саморазвитию и самореализации. Осознание культуры мышления как личностного достижения говорит о начавшемся процессе саморазвития и самоуправления, т.е. становления личности. Процесс самопознания усиливает стремление личности к постоянному самосовершенствованию.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |