КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание развивающей педагогической среды для всех участников образовательного процесса
Создание развивающей педагогической среды для ребенка предполагает: - использование личностно-деятельностного и личностно ориентированного подхода; - создание ситуации успеха (А. С. Белкин, А. П. Тряпицына, С. Л. Зубарева, А. И. Щетинская); - создание «поля достижений» (С. Л. Илюшин, С. В. Емельянцев и др.); - наличие в образовательной среде развитой воспитательной системы (Л. В. Байбородова, А. В. Кирьякова, А. С. Макаренко, В. Г. Рындак, В. А. Сухомлинский и др.). Следует заострить внимание на ценностном компоненте личностных достижений воспитанников. «Анализ результатов исследовательской группы психологов и социологов под руководством В. Б. Ольшанского показал, что за истекшие 15 лет доля упоминаний моральных устремлений как главной жизненной проблемы сократилась в 6 раз, в 4,5 раза чаще стали упоминаться деньги как главная в жизни проблема». Предлагая школьникам закончить предложение «Сегодня лучше всего стать…», хотели выявить престиж профессий, но большинство из них дописало: «…богатым!». В предложении «Чтобы сегодня поступить на хорошую работу, надо…» зафиксированы варианты: «иметь знакомства, связи» (14,2%), «иметь деньги» (12%) и лишь 1,3% — «трудолюбие и настойчивость» (6, с. 64). Информационный поток с телеэкранов о способах добычи, а не зарабатывания денег трудом, извращенный секс и дешевая по содержанию детективная литература — все это делает жизнь детей и молодежи сложной. Человек, не испытывающий радость от труда и процесса познания, быстро деградирует. Педагогам дополнительного образования необходимо сосредоточить внимание на следующих личностных достижениях: - в биологической сфере: достижения в развитии своего физического тела, укреплении здоровья, в овладении отдельными видами спорта, в преодолении физических нагрузок на организм; - в развитии и укреплении психического здоровья: достижения в развитии функции мозга (внимания, памяти, воображения), эмоционально-волевой сферы; - в социальной сфере: умение выстраивать отношения в обществе, адаптироваться и интегрироваться в системе существующих отношений, отстаивать свои убеждения и позиции, принципы; - в интеллектуальном развитии: достижения в овладении культурой мышления, способами приобретения знаний, используя разные средства, в том числе информационные технологии. Личностные достижения поведут ребенка по лесенке «самости» (А. Маслоу) в познании самого себя, в развитии своих природных задатков, в овладении знаниями и способами их приобретения, в умении выстраивать отношения с людьми и окружающим миром. Только объективная самооценка собственных возможностей, умений и навыков, методов деятельности и ее результатов будет способствовать развитию стремлений учащихся к самопознанию и самосовершенствованию. Создание развивающей педагогической среды обеспечивается соблюдением основных условий, стимулирующих мотивацию деятельности учащихся на занятиях: - комфортная учебная и рабочая среда; - благоприятный климат; - формирование совместных рабочих групп (пар) для делового сотрудничества; - творческая атмосфера; - поддержка педагогом новых идей и решений; - автономность групп; - целесообразный подбор групп с учетом возможностей, способностей, темперамента; - постоянное стимулирование деятельности ребенка. Эффективность деятельности педагога по развитию личностных достижений учащихся зависит также от планирования психологически обоснованных воспитательных задач: - изучение развития личности, воспитанности и воспитуемости ученика; - постановка воспитательных задач исходя из конкретных особенностей ученика; - выбор и реализация приёмов воспитания; - оценка успешности деятельности учителя с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников.
Краткий словарь дефиниций Культурология — наука о духовной культуре народа. Развитие — степень сознательности, просвещенности, культурности. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Вопросы для самоконтроля понимания текста
1. Охарактеризуйте подходы к трактовке понятия «личностные достижения учащихся». 2. В чем особенность организации образовательного процесса в УДОД по обеспечению развития личностных достижений учащихся, в том числе и культуры мышления? 3. Перечислите требования к образовательному процессу, обеспечивающему развитие личностных достижений учащихся. 4. Каковы существенные особенности развивающей педагогической среды для всех участников образовательного процесса? 5. Какие личностные достижения детей и подростков возможно развить в УДОД? 6. Перечислите основные условия, стимулирующие мотивацию деятельности учащегося на занятии. Задание для размышлений Обоснуйте необходимость учета возрастных и личностных характеристик ребенка в процессе организации занятий в УДОД.
Литература
1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. М., 1991. 176 с. 2. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. М., 1996. 318 с. 3. Бондаревская Е. В. Гуманистическая педагогика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. М., 1997. 4. Глассер У. Школа без неудачников / У. Глассер. М., 1991. 5. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе: сб. науч. ст. / под ред. Н. М. Мухамеджановой. Оренбург, 2000. 69 с. 6. Личностные достижения учащихся как критерий результативности деятельности воспитательных систем: материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 20—21 июня 2000 г.: в 3 ч. Ч. 1. Оренбург, 2000. 94 с. 7. Маликова В. А. Создание развивающей педагогической среды / В. А. Маликова. Оренбург, 1998. 160 с. Тема 14: Развитие культуры мышления учащихся в учреждении дополнительного образования детей Основная идея: образовательные программы учебных комплексов учреждений дополнительного образования детей обеспечивают целенаправленное развитие культуры мышления и творческого потенциала учащихся.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |