Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Импровизация и интуиция — составляющие процесса творческой деятельности педагога




 

«Импровизация (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом» (9).

В. Н. Харькин дает следующее определение импровизации:

«Импровизация — вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается субъективно-объективно новый продукт. Она всегда творчество, а ее наличие придает любой деятельности признаки творческой». Импровизационность — компонент деятельности, придающий ей творческий характер, выступающий условием ее развития и мерой творческой насыщенности (11).

Отправной платформой импровизации является интуиция.

«Интуиция — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства» (9). Л. И. Клименко пишет: «Именно интуиция есть основное, специфическое звено творческого процесса, потому что любой вид деятельности, утрачивая поисковый, в определенной мере интуитивный характер, превращается в освоенный, стандартный» (5).

Импровизация опирается на интуицию, более того, интуиция является первым этапом импровизации. Интуитивное мышление наряду с логическим присутствует на всех этапах импровизации.

Импровизация осуществляется в несколько этапов:

1. Озарение (инсайт) на фоне эмоционального подъема.

2. Интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации.

3. Публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией.

4. Мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации. Принимается решение о продолжении импровизации или осуществляется интуитивно-логическая перестройка к дальнейшему процессу деятельности.

Педагогическая импровизация выступает как показатель качества и результат взаимодействия стереотипного и импровизационного. В образовательном процессе возникает множество незапланированных ситуаций, требующих немедленного решения. Импровизация опирается на интуицию. Начиная подготовку к занятию, мы ищем пути решения встающих перед нами проблем. Мы даем установку мышлению на поиск решения. На подсознательном уровне идут мыслительно-ассоциативные поисковые процессы. И вот неожиданно на занятии, в обстановке эмоционального подъема и мобилизованности, механизмы творчества «выдают» решение. Возникает озарение, являющееся на деле плодом творческого труда. Озарение вдруг не приходит, ему всегда предшествуют накопление и анализ факторов, напряженные искания правильного способа педагогического воздействия. В. И. Загвязинский говорит: «…педагог не имеет права не импровизировать, он обязан постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии импровизационной готовности, готовности творить и искать наилучшие решения на уроке именно ради того, чтобы полно и эффективно воплотить задуманное» (4, с. 121).

В цитируемой книге В. И. Загвязинским дано определение педагогической импровизации: «Способность педагога быстро и верно оценить ситуацию, принимать решение сразу без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции называют педагогической импровизацией» (4, с. 116).

В. Н. Харькин дает ей несколько другое определение: «Педагогическая импровизация — компонент педагогической деятельности, осуществляющийся сиюминутно, без предварительной подготовки» (11, с. 31).

Основу педагогической импровизации составляют:

- общекультурные и психолого-педагогические знания, умения и навыки, в том числе о природе творчества вообще и педагогического в частности;

- творческая доминанта;

- специальные знания сущности педагогической импровизации, умения и навыки импровизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.