Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие культуры мышления ученика




На какой бы ступеньке в своём развитии ни находился ученик, его мышление должно быть культурно, т.е. подчинено определенной стройности и последовательности. Любая деятельность начинается с анализа ситуации, уровня знаний о чем-либо, уровня практических умений.Цепочка мыслительных операций личности:анализ ® формулировка проблемы ® формулировка цели ® определение задач ® создание условий для их реализации ® способы решения задач ® средства для решения задач ® деятельность по достижению результата (цели) ® коррекция при несовпадении реального результата с целью ® выход на запланированный результат.

Активность мыслительной деятельности ученика зависит от уровня его культуры по организации этой деятельности, от владения им мыслительными навыками.

Когда начинается мыслительная деятельность человека? В психологии отмечается, что каждому возрастному периоду соответствует определенный вид мышления:

- практически-действенное (до 3 лет);

- наглядно-образное (от 4 до 7 лет);

- словесно-логическое (школьный возраст и далее).

Но часто в школьном возрасте прибегают к наглядно-образному мышлению с целью обеспечить понимание какого-то процесса, закона, явления. Усваивая мыслительные операции, ученик проходит стихийную, полустихийную, сознательную стадии. На стихийном уровне мыслительная операция осуществляется им на практике без осознания того, как это он делает. На полустихийном уровне он осуществляет мыслительную операцию на практике, осознавая, как он это делает, но не понимает существа самой операции, считая, что ее применение происходит само собой, без каких-либо правил. На сознательной стадии ученик осознанно использует знания правил осуществления мыслительной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы учёными.

Мышление всегда индивидуально, так как обработка информации в человеческом мозгу протекает во взаимодействии с такими проявлениями психики, как эмоции и чувства, а также определяется уровнем интеллекта человека. Первым и необходимым шагом к развитию мышления ученика является решение проблемы внимательности. Невнимательный ученик — пытка для учителя. Именно отсутствие внимания мешает ученику воспринимать информацию. Важно развивать у ребёнка активное внимание, т.е. умение заинтересовать самого себя.

Педагог должен помнить о том, что только личный интерес делает ученика предельно внимательным. А значит, цель педагога — сделать проблему интересной для ученика, это обострит его внимание, и в его обучении можно будет достичь более высоких результатов. Педагогу необходимо учитывать, что у каждого ребёнка свой ритм мышления. Чтобы ребёнок успешно продвигался к поставленной им цели, его надо научить мечтать, быть активным, не бояться поступать «не как все», быть сильным духом.

На каком уровне на данный момент Вы находитесь по развитию культуры мышления? Все ли Вы на одинаковом уровне усвоения мыслительных операций (целеполагание, анализ…)? Выделяют три уровня усвоения знаний:

- репродуктивный;

- поисково-исполнительный;

- самостоятельно-творческий.

Для оценки развития культуры мышления выделяют критерии и показатели, а также определяют уровни: высокий, средний, низкий. Уместно вспомнить Л. С. Выготского: «Только в случае активного, творческого усвоения и использования нового средства достигается продвижение ребенка на более высокий уровень психического развития, формальное же использование готовых средств такого развития не обеспечивает».

Итак, ученик должен знать требования к осуществлению целеполагания, научиться, исходя из анализа ситуации, выдвигать, формулировать цели, т.е. включиться в творческий процесс по развитию своего мышления, овладеть критическим мышлением.

Выделяют навыки низшего порядка (знания, понимание, применение) и навыки высшего порядка (анализ, синтез, сравнительная оценка). Владение навыками высшего порядка свидетельствует о развитии культуры мышления ученика.

Только овладев культурой мышления, ученик приобретает рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание,проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат своей деятельности, т.е. обретает возможность заниматься своим самообразованием, развитием своих индивидуальных способностей.

В процессе развития культуры мышления у ученика формируются умения:

- анализировать учебную информацию любого характера (вербального, аудиовизуального, практического);

- выделять главное;

- сравнивать, делать оценку, обобщение;

- применять обобщение для систематизации и осмысления знаний;

- осваивать и применять структуру и правила логического мышления;

- использовать различные виды и приемы конкретизации для закрепления и применения умений и навыков;

- учиться использовать опыт проблемного доказательства и доказывать выбор хода в дидактической игре;

- формировать опыт понимания и оценки проблемных ситуаций, самостоятельно строить гипотезы и план решения поставленных задач.

Все эти навыки развиваются при изучении всех образовательных дисциплин, глубокое усвоение которых напрямую связано с развитостью культуры мышления личности.

Умение рефлексировать свою деятельность, овладение мыслительными навыками поднимают ученика на более высокий уровень, приближают к творчеству.

Стремление к познанию мира и его закономерностей — это верный признак творческой личности. Уровень образованности, качество образования, получаемого личностью, зависят от уровня развития творческих способностей личности. Сейчас в научном мире говорят не об образовании вообще, а об образовании личности, вкладывая в это понятие как процесс, так и р езультат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач деятельности самого человека по становлению, соответственно и развитию собственной личности и индивидуальности.

Результатом так понимаемого образования является сама личность, ее сущностные характеристики, то, что реально определяет поведение человека. По мере взросления человека образование все больше становится самообразованием, т.е. образованием самого себя. А показателями личностного развития можно считать:

- сформированность мотивации познания;

- уровень креативности (творчества) человека;

- его умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития;

- степень его нравственной, эстетической, физической, экологической и другой развитости.

Итак, качество образования определяется не только качеством и количеством усвоенных знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития нового поколения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.