Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические качества, которыми должен обладать и управлять педагог




 

Психологические качества, которыми должен обладать и управлять педагог: голос и речевые данные, мимические и пантомимические возможности, пластичность движений и жеста, выразительность внешних данных, подвижность мышечно-лицевой системы, высокая сенсорная и коммуникативная культура, дающие возможность наиболее полно передавать другому человеку свои знания и переживания. Об этом говорит В. А. Кан-Калик.

Качественная речевая подготовка педагога, его умение действовать словом способствует протеканию импровизации.

Внимание, воображение и вдохновение — составные части второй основы педагогической импровизации — творческой доминанты. Психологи выделяют у творческой доминанты следующие признаки: настоятельная потребность в творческой деятельности, психологическая настройка, готовность к творческой работе, возникновение новых важных мыслей, относящихся к избранной теме, интеллектуальное внимание принимает восходящий порядок.

Педагогическое внимание, с одной стороны, рассеяно на многие объекты, а с другой — сконцентрировано на решении педагогических задач, непрерывном анализе процесса деятельности и его происхождении.

Предпосылкой активизации творческого мышления является поглощенность творческой деятельностью, интенсивность, собранность внимания. «Чтобы творить — надо думать около» (6, с. 12).

Важно научиться постоянно управлять своим вниманием, чтобы четко, логично и образно доносить содержание темы (урока) занятия и одновременно своевременно реагировать на все непредсказуемые ситуации, оперативно оценивая их. Мгновенная концентрация внимания способствует оперативному выбору пути осуществления импровизации, эффективности ее публичного протекания и незамедлительному анализу при переходе к запланированному изначально.

Воображение помогает педагогу прогнозировать восприятие ребенком информации, форм ее подачи, способов активизации учащихся. Педагогу с развитым воображением легче удается развивать воображение детей, а это является важным для формирования творческой личности.

«Вдохновение к ленивым не приходит». «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». «Вдохновение рождается только из труда и во время труда» (Чайковский). Вдохновение — это эмоциональная возбудимость + внимание + воображение. Импровизация и вдохновение неразлучны. Специфика педагогической импровизации состоит в том, что она носит воспитывающий характер.

Психологи считают, что обучение творчеству происходит в условиях, стимулирующих творческую деятельность. Условия и факторы, влияющие на творческую деятельность, бывают ситуативные и личностные. Личностные черты, благоприятствующие творческому мышлению, — это уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, отсутствие боязни казаться странным и необычным, отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора, наличие богатого по содержанию подсознания, любовь к фантазированию и построение планов на будущее.

Педагогу необходимо помнить о том, что детство — это сензитивный период для творчества. Именно в это время процесс формирования представлений о мире у ребёнка идёт максимальными темпами. Важно осознать то, что «воспитание творческого начала в ребёнке… состоит в том, чтобы не дать этому началу погибнуть в ходе неизбежного процесса социализации, заставляющего всех пить из одного общего источника» (8, с. 151).

По определению Роджерса, творческая личность — это свободная личность; а свободная личность — способная быть самой собой, слушать своё я. Следовательно, педагог, чтобы воспитать творческую личность, должен быть таковой сам.

 

Краткий словарь дефиниций

Алгоритм — способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.

Вдохновение — творческий подъем, прилив творческих сил.

Воображение — способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление.

Импровизация (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом.

Интуиция (ср. век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю) — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Модель — представление предмета, системы или идеи в форме, облегчающей изучение реального объекта. Модель повышает способность исследователя к пониманию и решению встающих перед ним проблем.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.

 

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Назовите основные условия, способствующие развитию культуры мышления ученика.

2. Какова роль различных способов мотивации в активизации деятельности ученика?

3. Каково содержание блоков модели процесса развития культуры мышления?

4. По каким показателям определяется уровень профессионализма педагога?

5. Выделите основные этапы, которые необходимо соблюдать при обучении ученика целеполаганию.

6. Перечислите факторы, способы и приёмы, влияющие на развитие творческого потенциала личности ученика.

7. Обоснуйте утверждение: импровизация и интуиция — составляющие процесса творческой деятельности педагога.

8. Какими психологическими качествами должен обладать и управлять педагог?

Задания для размышлений

1. Используйте схему (рис. 6) алгоритма и содержания деятельности педагога по обеспечению процесса развития культуры мышления ученика при написании плана-конспекта одного из занятий выбранного вами направления.

2. Какие диагностики, методики, методы, способы и формы обучения предполагаете использовать при проведении данного занятия?

 

Литература

 

1. Безуглова Л. П. Развитие культуры мышления старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. П. Безуглова. Оренбург, 2000. 23 с.

2. Братусь Б. С. О механизмах целеполагания / Б. С. Братусь // Вопр. психологии. 1977. № 2. С. 121—124.

3. Границкая А. С. Научить думать и действовать / А. С. Границкая. М., 1991. 175 с.

4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М., 1987.

5. Клименко Л. И. О природе и типах интуиции. Вопросы методологической науки / Л. И. Клименко. Томск, 1971.

6. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М., 1978.

7. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г. Рындак. М., 1997. 224 с.

8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие / С. Д. Смирнов. М., 2001. 304 с.

9. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. 1632 с.

10. Страхов И. В. Психология творчества / И. В. Страхов. Саратов, 1968.

11. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В. Н. Харькин. М., 1992. 159 с.

Тема 13

Развитие личностных достижений учащихся в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей

 

Основная идея: основная задача системы дополнительного образования — развитие личностных достижений учащихся и ее базового основания — культуры мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.