Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постструктурализм 9 страница




Природа человека заключается в его свободе. Но свобода понимается не как произвол и не как логическая конструкция, при которой из данной причины могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. "Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, — это одно и тоже", — утверждает Кант. Свобода человека возможна постольку, поскольку он — дитя двух миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он подчинен посторонним силам — законам природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира "вещей самих по себе" он наделен свободой. Эти два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом.

Такая раздвоенность человека устраняется механизмом совести.

Нельзя все правильно понимать, но неправильно поступать. Следует определить самого себя, проникнуться сознанием морального долга, следовать ему всегда и везде, самому отвечать за свои поступки. Переживание вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основа морали.

В "Критике способности суждения" (1790) Кант разрабатывает эстетическую (эстетика — наука о прекрасном) проблематику. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о целесобразном строении организмов.

Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы должны соотнести представление не с объектом посредством рассудка ради познавания, а с субъектом и его чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения. Суждение вкуса поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым подразумевается то суждение, определяющее основание которого может быть только субъективным. Кант подчеркивает, что удовольствие, определяемое эстетическим суждением вкуса, свободно от всякого интереса. Суждение о предмете удовольствия может быть совершенно незаинтересованным и в то же время очень интересным, т. е., оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: таковы все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Несмотря, однако, на все это различие между приятным и хорошим (первое то, что нравится внешним чувствам в ощущении, второе то, что нравится посредством разума через одно лишь понятие) они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью в своем предмете.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным суждением, т. е., будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойства с чувством удовольствия и неудовольствия.

Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных соотношения

представлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по отношению к которому мы отличаем друг от друга предметы или способы представления, первые два: приятное — то, что доставляет наслаждение, хорошее — то, что ценят, одобряют, является не эстетическими, т. к. в первом случае заинтересованы внешние чувства, во втором — заинтересован разум, И только третий вид удовольствия лишен всяческой заинтересованности — прекрасное — то. что только нравится и поэтому оно свободно, а, следовательно, и эстетическое. Кант дает определение прекрасного: "Вкус — есть способность судить о предмете или о способности представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным".

Логика Гегеля содержит кроме субъективной диалектики рассуждений, объективную диалектику мира. Мир Гегеля развивается по диалектической формуле трех законов - закона перехода количественных изменений в качественные и обратно, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания.

С логикой Гегеля связаны несколько известных афоризмов, либо действительно принадлежащих Гегелю, либо приписываемых ему преданием. "Все действительное разумно, все разумное действительно". Под действительным здесь понимаются отнюдь не любые эмпирические факты, а вещи как моменты целого. Разумно и правильно только то, что не отдельно, не замкнуто в себе, не эгоистично, в чем просвечивает целое. Целое всегда проявляет себя полностью, может быть, поэтому мир и хорош и плох? Последующие интерпретаторы толковали афоризм как гегелевское благодушие /все, что существует, правильно/ и квиетизм /справедлива всякая власть, в тон числе прусская монархия/.

"Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия -критерий заблуждения". Это сентенция прямо вытекает из шали о самопротиворечивости всего в мире и намеренно бросает вызов здравомусмыслу. Едва ли хорош тот, кто придерживался и придерживается своих стройных убеждений. Недалек тот, кто долго продолжает считать истиной однажды сказанное человечеством или пророком. Вовсе подозрительны те, кто категорически убежден в своей однозначной правоте.

"Истина - это соответствие предмета своему понятию". Что такое хорошая картина? Разумеется, хорош достоверно воспроизводящий объемы натюрморт, если главное в понятии картины - изобразительный профессионализм. Когда цель картины - неожиданность, идеален авангард. С точки зрения рыночного понятия картины совершенно то, что продается.

Когда Гегеля попросили изложить его логику коротко и по-французски, сумрачный германский гений отвечал, что это невозможно -ни коротко, ни по-французски,- Мыслителя упрекали: логика противоречит фактам. Тем хуже для фактов, замечал Гегель.

Из данного определения можно судить о том, что суждение, свободное от всякого интереса, содержит в себе основания удовольствия для каждого. В этом субъективном представлении о предмете субъект может предположить, что тот или иной предмет может или должен вызвать у другого индивида такое же суждение — удовольствие или неудовольствие, и. хотя оно только эстетическое суждение и содержит лишь в себе отношение представления о предмете к субъекту, оно сходно с логическим суждением о том, что можно предполагать его значимость для каждого", однако из понятий эта всеобщность также не может проистекать. Следовательно, суждению вкуса, полностью отрезанного от всякого интереса, должно быть присуще притязание на значимость для каждого, но без всеобщности, направленной на объекты, т. е., с ним должно быть связано притязание на субъективную всеобщность. Из трех видов удовольствия хорошее и приятное базируются на личных чувствах, поэтому субъект охотно соглашается с другими, несовпадающими с ним мнениями о данном предмете. Но в прекрасном субъект свои представления старается выдавать за всеобщие и отстаивает свою точку зрения в споре с собеседником, требуя от него тех же эстетических суждений, что и у него, но всеобщность удовольствия в суждении вкуса представляется только как субъективная. В суждении вкуса о предмете представление об этом предмете может быть лишь душевным состоянием в свободной игре воображения и рассудка, предшествуя чувству удовольствия от этого предмета и являясь основой этого удовольствия. "Прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия", — говорит Кант.

Кроме онтологии, теории познания, этики и эстетики, Кант также разрабатывал и социально-политические проблемы. Так, в своей статье "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" (1784) и "Предполагаемое начало человеческой истории" (1786) он высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если отвлечься от них. то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для всего человечества разумную цель. Причиной наличия 'законосообразного порядка в человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление, которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает, что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе.

Влияние Канта сказалось в некоторых философиях XX века: аксиология - философия о ценностных границах человека, лингвистическая философия - о языковых границах, герменевтика - о границах восприятия текста,

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770—1831) — немецкий философ; обосновал философскую систему абсолютного идеализма, создал последнюю в истории философскую систему и разработал диалектику как философский метод.

Гегель назвал философию логикой, а свою главную книгу - "Наукой логики". Логика здесь - синоним метафизики, но синонимия не полная. По отношению к метафизике как науке о сверхчувственном бытии логика специфицируется несколькими моментами. Во-первых, каждое определение логики является определением всеобщего целого. Во-вторых, логическое выведение, дедуцирование, осуществляется исходя из представления, что любой предикат, обнаруживает самопротиворечивость, и это служит источником дедуцирования. В-третьих, логическое построение непременно предполагает триадическое движение от тезиса к антитезису и синтезу, называемое диалектикой, или диалектический методом,

Для начала дадим общую характеристику сущности гегелевской философии и, в частности, его диалектического метода. На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской "вещи самой по себе" он противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель — в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме "инобытия" в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.

Гегель, подобно Спинозе, полагает, что ничто истинно не существует кроме целого, поэтому единственной истиной для философии является целое, и ничто частичное не истинно. Целое в гегелевской терминологии называется Абсолютом, Абсолютной идеей, /поскольку это мысль, мыслящая самое себя/. Отдельные вещи интересуют философию только в своей истинной ипостаси, а именно как моменты Абсолюта. Например, первые категории логики вводятся тезисами "Абсолют есть чистое бытие", "Абсолют есть ничто" и т.п.

Дедуцирование на основе самопротиворечивости предикатов выглядит ухищренно, Изначально без видимого противоречия утверждается: Абсолют есть чистое бытие. То есть допускается, что он просто есть, без приписывания ему чего бы то ни было. Но утверждение, что что-то есть, не самодостаточно. Оно предполагает, что чего-то должно не быть. Чистое отсутствие без дальнейших определений есть ничто. Второе утверждение: Абсолют есть ничто. Третье утверждение гласит: Абсолют как целое есть единство бытия и ничто, или Абсолют есть становление /если о чем-то говорят, что оно есть и его нет, это означает, что оно формируется/. Становление оказывается становлением только тогда, когда есть ставшее, результат, нечто. Четвертое утверждение: Абсолют есть нечто. И так далее. Мысль здесь развивается примерно аналогично мысли рассуждения: Целое есть муж; муж не бывает нужен, если нет жены: Целое есть жена; Целое именно как целое есть муж и жена, или семья; семья, институт для продолжения рода, будет семьей только тогда, когда есть сын: Целое есть сын - и тому подобное. Гегель убежден, что логизируя на основе самопротиворечивости предикатов, можно из пылинки вывести вселенную, из любого предиката Абсолюта - конечный вывод, абсолютную идею.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явления, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть "корень всякого движения и жизненности", составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершиться последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.

В основе диалектики Гегеля лежит представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, и следовательно имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования", и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе.

Диалектика вещей, по Гегелю, есть, отраженная, "отчужденная", "овеществленная" форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия, или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

Своеобразным введением в гегелевскую систему является его работа "Феноменология духа" (1807). Здесь он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, "мирового духа", для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, "сознания" и "предмета", а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию — стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это — сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

Диалектический метод, диалектика, состоит из тезиса /Абсолют есть чистое бытие/, антитезиса /Абсолют есть ничто/ и синтеза / Абсолют есть становление/, который в ином отношении является тезисом. Сущность гегелевской диалектике заключается в его триаде "тезис-антитезис-синтез". Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а значит, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

В другой крупной работе "Наука логики" (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача -лишь наблюдение за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом он замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена "абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея".

Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии "отрицательность, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта — абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.

Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

Гегель стремился рассмотреть философию как науку, представив ее как систему. Он обращается к проблеме истины. Целью философии должно быть постижение истины, необходимо представить ее в виде целостности, т. к. "истинное — есть целое".

Важнейший вывод: истина не есть отчеканенная монета. К ней мы должны стремиться, чтобы ее постигнуть.

Идея развития сформирована со всей определенностью. Феноменологию он представляет как лестницу знания, ведущую от обыденного знания, восходящую к философскому мышлению, восходящему к разуму.

Лишь абсолютная идея — есть бытие. Гегель решил представить весь мир с точки зрения саморазвития абсолютной идеи. Рассмотрев саморазвитие абсолютной идеи в сфере, обнаружил, что абсолютная идея отчуждается в материальную форму (природу). "Природа — есть отчужденный от себя дух, идея в форме инобытия". Природа — один из способов самопроявления абсолютной идеи. Исследованием природы должна заниматься философия. Это и есть теоретическое мыслительное рассмотрение природы. Возможности естествознания ограничены. Формы познания естественными науками: 1) описание (не связано со всеобщим, не вычленяет и не выражает его; констатация чувственного мира); 2) классификация (дает лишь эмпирическую систему знаний); 3) открытие эмпирических законов (формулировки этих законов тавтологичны: одно объясняется через аналогичное другое и не связывается со всеобщим). На теоретический уровень познания может вывести только философия, т. к. возможность естествознания в осмыслении всеобщего минимальна.

Всеобщее проявляется только в понятии, значит, раскрыть всеобщее в природе как проявление в понятии способно лишь спекулятивное мышление, постигающее природу как целостность. Гегель выделяет в философии природы три ступени: механика, физика и органическая физика. В первом рассматриваются пространство и время, т. к. всеобщий взгляд на природу позволяет Гегелю исследовать и проблему пространства и времени. Гегель высказывает неудовлетворенность в господствующих представлениях о пространстве и времени как вместилище. Критикуя это представление, он дает образное выражение: "мир нигде не заколочен досками". Из своего целостного подхода Гегель приходит к выводу, что пространство органически связано с материальными объектами:

"мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством"; "пространство есть всегда наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения".

Истиной пространства и времени является материя, т. е. Гегель здесь говорит об органической связи пространства и времени не только друг с другом, но и с материальным носителем (материей). К ним же Гегель присоединяет движение:

"сущностью движения является пространство и время, лишь в движение пространство и время действительны, причем это проявляется в скорости". Существенной идеей является мысль о том, что "точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения". В осмыслении пространства и времени Гегель обобщил идеи и философии и естествознания, что позволило раскрыть проблему во всей ее фундаментальности. (Между тем следует подчеркнуть, что умозрительные выводы приводили Гегеля к противоречиям с данными естествознания.)

Важное место у Гегеля занимает понятие "жизнь", которая "может быть понята только спекулятивно". Он выделяет три царства: 1) минеральное; 2) растительное; 3) животное (только в нем жизнь наличествует как таковая, т. к. ее основным качеством является субъектность). Животные впервые становятся субъектами, т. к. животная жизнь — есть развертывающееся в пространстве и времени понятие. Каждый член животного заключает в себе душу; он не самостоятелен, а существует лишь в связи с целым. По Гегелю, ощущение нахождения себя в себе самом есть то высшее, что впервые здесь наличествует. Отсюда присущая животному организму всеобщность.

Всеобщность проявляется в животном как в едином. Несоразмерность конечного существования организма со всеобщностью есть его изначальная болезнь и зародыш смерти. Это противоречие может быть преодолено только в мышлении, которое он связывает с человеком. В животном находит свое завершение природа, которая выходит за пределы внешнего бытия в виде духа.

Как осуществляется переход абсолютной идеи из понятийной формы и наоборот Гегель не рассматривает, его интересуют только проявления. Человек — есть мыслящий дух. Саморазвитие духа начинается не только через сознание, но и через исторический процесс, который является результатом и самой человеческой деятельностью. Немецкий философ выделяет три этапа развития человеческого духа: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Значительное внимание Гегель уделяет субъективному духу, который охватывает индивидуальную сферу человека. Раздел, посвященный субъективному духу, включает в себя три подраздела: 1) антропология духа — предметом является душа, или дух в себе, причем развитие души Гегель рассматривает триадно: а) природная, б) чувствующая, в) действующая душа. Понятие природная душа отражает влияние на душу человека природных факторов, в т. ч. и географических. Через географические факторы, с точки зрения Гегеля, мы можем рассуждать о различиях между расами и народами (он является сторонником неполноценности человеческих рас; лишь для европейцев характерно бесконечное стремление к знаниям, чуждое другим расам). Чувствующая душа отражает внутреннюю индивидуальность, когда душа стремится до самосознания своего Я. Действующая душа приобретает господство над своей природной индивидуальностью; здесь душа властвует над своей телесностью; 2) феноменология духа; 3) Психология духа, разделенная на три части: теоретический, практический и свободный дух. За счет единства своего теоретического и практического содержания дух достигает свободы воли, который в отличие от свободы воли стремится к объективированию идей свободы посредством практической деятельности.

Субъективный дух через практическую деятельность переходит в объективный дух, который тождественен объективации общественного сознания. Отсюда проистекают правовые отношения (право — не только юридическое понятие, право объемлет все стороны человеческого бытия). Проблему права Гегель рассматривает в работе "Философия права". Основой права, по Гегелю, является воля, которая свободна, а система права — есть царство реализации свободы, и восхождение воли по ступеням развития начинается с воли единичного субъекта, который благодаря этой воле становится юридическим лицом, правоспособной личностью, т. е. лицо имеет право обладать вещью. В этом проявляется верховенство человека над вещами.

От возможности обладания правом владеть вещью осуществляется переход к праву частной собственности.

Свободу собственности Гегель понимает как право собственников на основе договорных отношений обменивать частную собственность на другую собственность. Но свобода должна проявляться не только во внешнем, но и во внутреннем, а это уже область морали.

Гегель определяет мораль как право субъективной воли. Моральная воля должна иметь целью творить добро, заботясь не только о своем благе, но и о благе других. При этом важно воплощение морали в поступках. В моральной сфере дух поднимается и создает условия для субъективности и объективности, которая выступает как нравственность. При этом последняя не тождественна морали.

В нравственности происходит объективация субъективной моральной воли. Моральные определения рассматриваются в контексте социального бытия людей, но уже не как индивидов, а как социальных образований и групп, в связи с этим рассматривается социальная обусловленность морали. Долг личности, совесть теряют свою значимость.

Объективный дух имеет три формы: семья, гражданское общество и государство. Семья — это первоначальная непосредственная субъективность духа. В браке осуществляется единство природного и духовного начал. Вступление в брак является нравственной обязанностью единичных личностей и это, с точки зрения Гегеля, предстает первым из абсолютных принципов, на которых держится нравственность общества в целом. Нравственную сторону брака Гегель видел в осознании семейного единства супругов как субстанциональной цели, цели.проявляющейся в любви, доверии и общности всего их индивидуального существования.

Гегель четко ставил границу между гражданским обществом и государством. Гражданское общество — сфера реализации частных интересов и целей отдельных индивидов. Государство же преследует общий интерес Гражданское общество может возникнуть только на юридической основе личной свободы буржуазных обществ, когда каждый становится гражданином. Он выделяет в таких обществах три сословия: земледельческое, промышленное и всеобщее Первому мало приходится самому думать, добываемое им есть дар природы, и это чувство зависимости от природы является определяющим. Второе более свободно Третье охраняет и соблюдает интересы всех сословий, всего общества (решает проблемы соблюдения правопорядка).

Высшая ступень нравственности — государство. Государство — есть сфера единства, торжества всеобщности национального духа над разобщенностью. В государстве сняты и преодолены (в отличие от гражданского общества) все противоречия частных интересов. Гегеля не удовлетворяет идея общественного договора, т. к. она является выражением единичной воли. С точки зрения немецкого философа, государство — шествие Бога в мире и связано с разумностью. Разумность государства состоит в единстве объективной свободы и субъективной воли. Он выступает против разделения властей; разумная форма государственной власти — конституционная монархия Народные массы должны приобщаться к политической власти через информирование граждан о государственной деятельности и развитие общественного мнения. Идеи о воплощении абсолютного духа в объективных формах развиты у Гегеля в лекциях по Всемирной истории.

В историческом процессе объективный дух становится мировым духом, а ступени его развития не что иное, как духи отдельных народов, при этом прогресс осуществляется каким-либо одним народом, дух которого является носителем мирового духа на данном этапе. Другие народы либо изжили себя, либо не дошли до высшего состояния духа и играют подчиненную роль. Цель всемирной истории в познании мировым духом самого себя. Такую же цель имеет и каждый народный дух. После процесса познания начинается период упадка, ибо, познав себя, народный дух видит свою ограниченность и открывает дорогу другим народным духам, которые воплощают в данное время более высокие принципы. Целостность исторического процесса в том, что между историческими народными духами существует преемственность, 'они дают семена, которые взращиваются на духовной ниве других народов'. Критерием этого целостного прогресса является осознание свободы. Человечество, развиваясь, приходит к более высокому осознанию свободы (европейцы): это не касается восточных народов — они знают лишь свободу деспота, свобода которого не что иное, как несвобода. Только у греков появилось осознание свободы, но и у них она ограничена: само наличие рабов делало их несвободными. Гегель считает, что распад античных полисных демократий и Римской республики неслучаен, т. к. их государственность основывалась на насилии. Лишь германские народы в христианстве дошли до осознания, что человек как таковой свободен. Индивид — средство для развития государства. Сама история начинается только с появлением государства. Далее абсолютная идея вырывается к свету и восходит к абсолютному духу. Последний проходит три ступени саморазвития: искусство, религия и философия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.