КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы аналитического учёта материаловУчёт материалов на складах и в бухгалтерии. Со склада Документальное оформление отпуска материалов Материалы могут отпускать со склада на производственные, хозяйственные нужды, в переработку, на другие цели предприятия, для реализации на сторону, для безвозмездной передачи другим предприятиям. Для оформления отпуска материалов используют: лимитно-заборные карты (форма № М-8), требования-накладные (форма № М-11), накладные на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Лимитно-заборная карта применяется при наличии лимита отпуска материалов для оформления систематического отпуска материалов на производственные нужды, а также для контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска. Составляется лимитно-заборная карта в двух экземплярах на одно наименование материала отделом маркетинга. Один экземпляр до начала месяца передаётся структурному подразделению – получателю материалов, второй – складу. При отпуске материалов кладовщик в обоих экземплярах делает отметки об отпуске (дату и количество отпущенных материалов), после этого выводит по этой строке остаток лимита. Затем в лимитно-заборной карте цеха-получателя расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель цеха-получателя. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускаются только по разрешению руководителя предприятия или лиц, на это уполномоченных. Отпуск материальных ценностей производится с тех складов, которые обозначены в лимитно-заборной карте. В бухгалтерию карты сдаются после использования лимита. Сверхлимитный отпуск материалов оформляется требованием-накладной, составляемой в двух экземплярах. Этим же документом оформляют и операции по сдаче на склад остатков из производства неизрасходованных материалов, а также сдача отходов и брака. Подписывают документ материально-ответственные лица, соответственно сдатчика и получателя, и сдают в бухгалтерию для учёта движения материалов. Накладная на отпуск материалов на сторону применяется для учёта отпуска материальных ценностей на сторону. Выписывают накладную в двух экземплярах на основании договоров и других соответствующих документов и при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей. На основании первичных документов по движению материалов, материально-ответственное лицо осуществляет складской учёт материалов. Для обеспечения сохранности материальных ценностей предприятие организует складское хозяйство. Склады бывают центральные, а также находящиеся в подразделениях предприятия, бывают специализированные и общего назначения. На предприятиях, далеко расположенных от железнодорожных станций или водных путей сообщения, могут быть экспедиторские склады, на которые поступают грузы со станций железной дороги или пристани. На общих складах хранятся материалы, не требующие особых условий хранения. Специализированные склады предназначены для хранения специфических материалов. Например, нефтесклады должны быть оборудованы соответствующими емкостями, расположены на определённом расстоянии от производственных и жилых зданий. Для хранения, например, запасных частей на складе должны быть оборудованы стеллажи, на которых хранятся запасные части по их прейскурантным номерам. На предприятиях службы быта при организации складского хозяйства следует учитывать отраслевые особенности. Так, склад для хранения тканей должен быть оборудован не только стеллажами, но и иметь промеренный стол, метровую линейку, ножницы. Склад для хранения пряжи должен быть сухим, хорошо проветриваемым (впрочем, это условие характерно для складов с любыми видами материалов), т.к. пряжа имеет особенность впитывать влагу, в результате при отпуске увлажнённой ткани увеличивается её вес. Кроме того, склады должны иметь хорошо налаженное весовое хозяйство, необходимый инвентарь. Все складские помещения должны быть оборудованы противопожарными средствами. Во всех случаях материальные ценности передаются под ответственность кладовщикам, заведующим склада и другим, специально выделенным, материально-ответственным лицам, которые назначаются руководителями предприятия. Они должны быть специально проинструктированы по поводу своих обязанностей и ответственности. Инструктаж должен проводить главный бухгалтер предприятия. Во всех местах хранения учёт движения материалов ведётся материально-ответственным лицом в карточках учёта материалов (форма № М- 17). Карточки открывают по каждому виду и сорту материалов. При этом учёт ведётся только в натуральных измерителях. Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материалов в соответствии с действующей на предприятии номенклатурой-ценником. В заготовке карточек бухгалтер проставляет номер склада, карточки, наименование материала, сорт, размер, марку, артикул, номенклатурный номер, единицу измерения, учётную цену и норму запасов. В основной части карточки, так называемой рабочей части, ставится порядковый номер карточки и количество остатка материала на дату открытия карточки. После этого карточки выдаются материально-ответственному лицу под расписку. Получив карточки, материально-ответственное лицо отмечает в них место хранения материалов (номер стеллажа, ячейки и др.). Записи в карточке он ведет на основании первичных документов на оприходование или выдачу материалов. После каждой записи о поступлении и расходовании материалов в карточках учета материалов выводится остаток. Это позволяет вести оперативный контроль за наличием материалов и соблюдением установленных норм запасов. Исключения составляют записи по лимитно-заборным картам. По ним расход материалов в карточках может быть записан по мере закрытия лимитно-заборных карт, т.е. в конце месяца общим итогом (но не позднее первого числа следующего за отчетным месяцем). Контроль за ведением складского учета осуществляет бухгалтерия. В установленные дни (не реже одного раза в неделю или декаду) работник бухгалтерии, ведущий учет материалов, проверяет на складе в присутствии материально-ответственного лица оформление приходно-расходных документов и записи в карточках, правильность которых подтверждает своей подписью. Ежемесячно материально-ответственное лицо отчитывается перед бухгалтерией, т.е. не позднее третьего числа следующего за отчетным месяца составляет и представляет в бухгалтерию материальный отчет вместе с приложенными к нему приходно-расходными документами, либо составляет реестр сдачи документов склада, которые составляется отдельно на приход и расход. К реестрам прилагаются приходно-расходные документы, подобранные по учетным группам и номенклатурным номерам материалов. Помимо этого в конце каждого месяца заведующий складом (кладовщик) переносит из карточек учета количественные остатки материалов по каждому номенклатурному номеру в книгу остатков материалов (форма № М-20). Книга открывается в бухгалтерии на год по каждому материальному складу и синтетическому счету отдельно. Она необходима для ежемесячной сверки данных складского учета материалов с бухгалтерскими данными. Остатки в книге выводятся и по тем материалам, по которым не было движения. После переноса остатков в книгу материально-ответственное лицо передает ее в бухгалтерию. В установленные сроки бухгалтерия получает от материально-ответственных лиц первичные документы по движению материалов. Сроки сдачи документов устанавливает бухгалтерия. В практике разные предприятия устанавливают разные сроки сдачи документов: один раз в неделю (декаду), один раз в 15 дней, один раз в месяц. Наилучшим вариантом будет сдача документов один раз в неделю (декаду), что позволит бухгалтеру обрабатывать документы постепенно и не допускать ошибок. В зависимости от порядка, установленного на предприятии, материально-ответственное лицо может сдавать в бухгалтерию первичные документы при реестрах сдачи документов на приход и расход (если документы сдают чаще одного раза в месяц), либо при материальном отчете (если документы сдают один раз в месяц). Полученные от материально-ответственных лиц первичные документы бухгалтерия проверяет и таксирует (умножает количество на цену за единицу). Протаксированные приходно-расходные документы склада бухгалтерия группирует и использует для отражения операций учета поступления и расходования материалов, а также для контроля за их сохранностью по видам материалов, по местам их хранения, использования и в разрезе материально-ответственных лиц. Порядок учета материалов в бухгалтерии зависит от метода учета материалов, который предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей. Известны следующие методы учета материалов в бухгалтерии: - количественно-суммовой; - оперативно-бухгалтерский (сальдовый). При любом методе учета материалов на складе ведут карточки учета материалов в натуральных измерителях. Количественно-суммовой метод учета материалов имеет две модификации (два варианта). При первом варианте в бухгалтерии, также как и на складе, на каждый вид и сорт материалов открывают карточки аналитического учета материалов. Но если на складе в карточках отражают на основании первичных приходно-расходных документов операции по поступлению и расходу материалов только в натуральных измерителях, то в бухгалтерии учет материалов в карточках ведут еще и в денежном выражении. В конце месяца по данным карточек составляют сортовые оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении. Итоги количественно-суммовых оборотных ведомостей сверяют с оборотами и остатками в карточках складского учета материалов, а также с данными синтетического счета по учету материалов. При втором варианте в бухгалтерии не открывают карточки аналитического учета материалов. Вместо этого все приходно-расходные документы группируют по номенклатурным номерам. В дальнейшем тоже составляют оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе субсчетов, открытых к счету материалов. Если предприятие имеет большой перечень наименований материалов, то оборотную ведомость следует строить с использованием вкладных листов. Оба варианта количественно-суммового метода учета материалов трудоемки. Наиболее удобным считается оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, при котором в бухгалтерии не ведутся карточки аналитического учета материалов, а оборотные ведомости ведут только в денежном выражении, что является достоинством данного метода учета материалов. Сущность этого метода заключается в том, что при сальдовом методе складской и бухгалтерский учет объединяются в единый оперативно-бухгалтерский. При этом количественный сортовой учет материалов ведется на складах в карточках (книгах) учета материалов, которые используются как регистры аналитического учета. В конце месяца количественные остатки материалов на первое число месяца из карточек переносятся материально-ответственным лицом в книгу (ведомость) остатков материалов. Книга (ведомость) остатков материалов вместе с первичными приходно-расходными документами при реестрах сдачи документов по приходу и расходу сдаются в бухгалтерию для проверки и таксировки по твердым учетным ценам. После этого на основании реестров сдачи и приходно-расходных документов бухгалтерия составляет накопительные ведомости по приходу и расходу материалов в денежной оценке по каждому складу отдельно. Накопительные ведомости составляют в разрезе синтетических счетов, субсчетов и учетных групп материалов. В таком же разрезе составляют па основании накопительных ведомостей групповые оборотные ведомости в суммовом выражении. Подсчитанные в оборотной ведомости остатки материалов по каждому складу сверяются с остатками материалов в книге остатков по этим же складам. Для учета наличия и движения материалов предназначен активный счет № 10 "Материалы", к которому открывается 9 субсчетов. Учёт приобретения (заготовления) материалов можно вести с применением счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" 16 "Отклонение в стоимости материалов". Отпуск материалов осуществляется на производственные нужды, на непроизводственные нужды, на нужды капитального строительства, в реализацию, списание пришедших в негодность материалов, а также вследствие недостачи, выявленной в ходе инвентаризации и на другие цели. Любой случай выбытия материалов отражается по кредиту счёта 10 "Материалы". В зависимости от каналов поступления и выбытия материалов синтетический учёт поступивших и выбывших материалов ведётся в разных журналах-ордерах.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |