Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для семей с детьми 1 страница




Для детей подросткового возраста

 

Ф.И.О. _________________________________________________________

 

Возраст ________________________________________________________

 

Дата ___________________________________________________________

 

Инструкция

 

Вариант А

 

Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители). Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени представленные варианты ответов.

 

  Утверждение          
    почти редко время часто почти
    никогда   от   всегда
        времени    
1. Члены нашей семьи обращаются          
друг к другу за помощью          
             
2. При решении проблем          
учитываются предложения детей          
3. Мы с одобрением относимся к          
друзьям других членов семьи          
4. При установлении правил          
поведения учитывается мнение          
ребенка          
5. Нам нравится делать что-то всей          
семьей          

 


 

6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться

7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними

 

8. Способы выполнения обычных дел в нашей семье могут изменяться

 

9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе

10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми

11. Члены нашей семьи чувствуют, что все мы очень близкие друг к другу

 

12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения

 

13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает

 

14. Правила в нашей семье могут изменяться

 

15. Нам легко представить себе, куда можно направиться всей семьей, что можно было бы сделать всей семьей

 

16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому

 

17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений

 

18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный

 

19. Единство очень важно для нашей семьи

 

20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи


 


 

Вариант Б

 

А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.

 

Утверждение            
    почти редко время от часто почти
    никогда   времени   всегда
1. Члены нашей семьи обращались          
бы друг к другу за помощью            
2. При решении проблем            
учитывались бы предложения          
ребенка            
3. Мы бы с одобрением относились          
к друзьям других членов семьи          
4. При установлении правил            
поведения учитывалось бы мнение          
ребенка            
5. Нам бы нравилось делать что-то          
всей семьей            
6. В нашей семье лидер мог бы          
меняться            
7. Члены нашей семьи были бы          
более близкими друг с другом, чем          
с посторонними            
8. Мы бы находили различные          
способы решения задач            
9. Мы бы любили проводить            
свободное время вместе            
10. Наказания обсуждались бы          
родителями вместе с детьми            
11. Члены нашей семьи            
чувствовали бы, что все мы очень          
близки друг к другу            
12. Дети бы в нашей семье могли          
принимать самостоятельные            
решения            
13. Когда семья собиралась бы          
куда-то вместе, никто бы из нас          
этого не пропускал            
           
14. Правила в нашей семье могли          
бы изменяться            
15. Мы легко могли бы представить          
себе, что можно было бы сделать          
всей семьей            

 


 

16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому

 

17. Мы советовались бы друг с другом при принятии решений

 

18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный

 

19. Единство было бы очень важно для нашей семьи

 

20. Мы бы всегда бы знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

 

Ключи к тесту

Шкала Номера утверждений Диагностические  
    параметры  
  1, 19, 11 эмоциональная связь  
Семейная сплоченность 5, 7 семейные границы  
  принятие решений  
    совместное время  
    общие друзья  
  13, 15 интересы и отдых  
Гибкость 6, 18 лидерство  
2, 12 контроль  
(семейная адаптация) 4, 10 дисциплина в семье  
  8, 16, 20 семейные роли  
    семейные правила  

 

Интерпретация:

 

При анализе результатов самооценки уровня сплоченности и гибкости семейной системы как одного из показателей операционально-деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи в целом следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 20 до 100 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень операционально-деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи.

 

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

 

§ 20-29 баллов - очень низкий уровень;

§ 30-54 баллов –низкий уровень;

 

§ 55-69 баллов –средний уровень;

 

§ 70-100 баллов –высокий уровень.


 


 

 

Итак, выше представлен комплекс диагностики воспитательного потенциала семьи. Безусловно, он далеко не исчерпывающий.

Уровень развития сформированности компонентов воспитательного потенциала семьи для удобства интерпретации фиксируется экспертами в сводной таблице (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Сводная таблица для определения уровня развития воспитательного потенциала семьи

 

Фамилия Уровень сформированности критериев компонентов Уровень
п/п семьи   воспитательного потенциала семьи   развития
                    воспитательного
                    потенциала
                     
                     
                     

В табл. 3 цифрами обозначены следующие критерии:

 

1.Соблюдение и выполнение членами семьи нравственных норм и принципов поведения.

2. Ценностное отношение к семье у родителей.

3. Ценностное отношение к семье у детей.

4. Педагогическая компетентность родителей.

5. Социальная компетентность детей в быту и семейной жизни.

6. Характер внутрисемейных отношений.

7. Стиль семейного воспитания.

8. Самоорганизация семьи в бытовой, трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности и в общении.

 

Так, если из 8 параметров, по которым описывается уровень развития воспитательного потенциала семьи, 4 и более имеют одинаковый уровень развития, то именно он считается доминирующим. При значительном разбросе показателей уровень развития воспитательного потенциала семьи определяется как средний.

 

Таким образом, данная таблица позволяет интерпретировать полученные результаты диагностик и наглядно охарактеризовать как в целом уровень сформированности воспитательного потенциала семьи, так и уровень сформированности отдельных его компонентов, определив, какой из них наиболее «западает» и требует определения «вектора» по педагогическому сопровождению процесса развития воспитательного потенциала конкретной семьи.

 


 

Вопросы и задания к третьей главе

 

1. Какие основания позволяют выделить критериально-уровневую модель оценки развития воспитательного потенциала семьи? Перечислите и дайте содержательную характеристику выделенных уровней.

2. Какие методы диагностики позволяют судить об уровне сформированности компонентов воспитательного потенциала семьи и об уровне развития воспитательного потенциала семьи в целом?

 

3. Проведите мини-исследование, используя предлагаемые методики диагностики воспитательного потенциала семьи. Сделайте вывод о состоянии проблемы развития воспитательного потенциала семьи в условиях:

 

- общеобразовательных учреждений; - учреждений дополнительного образования;

 

- консультационных центров для семей с детьми; - психологических центров и учреждений психолого-медико-социального

сопровождения семьи и т.п.

 

4. Предложите варианты диагностик на оценку сформированности компонентов воспитательного потенциала семьи.

5. Определите основные направления собственной педагогической деятельности, ориентированные на повышение эффективности образовательного процесса в решении задачи развития воспитательного потенциала семьи.


 


 

Заключение

 

Основная цель данного пособия – в определении исходных теоретических положений, касающихся сущности, структуры воспитательного потенциала семьи с позиций рассмотрения его как целостного динамичного феномена.

 

В ходе теоретического анализа были сделаны следующие выводы. Исторический экскурс проблемы исследования показал, что педагогическая

 

общественность, деятели науки, государство в целом обращались к воспитательному потенциалу семьи, по-разному определяя цель и содержание семейного воспитания, условия, влияющие на эффективную реализацию родителями своих воспитательных возможностей. Конкретно-исторический характер воспитательных возможностей семьи детерминирован конкретно-историческим характером общественных отношений. Поэтому воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленную общественными отношениями степень развитости ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

 

Новизна исследовательской позиции в рассмотрении семейного воспитания в нашем исследовании основана на авторском понимании сущности и структуры воспитательного потенциала семьи с точки зрения синергетического, системного и компетентностного подходов.

 

Опираясь на данные подходы, «воспитательный потенциал семьи» мы определяем как совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

 

Воспитательный потенциал семьи следует рассматривать также как совокупность структурных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений. Мы выделяем четыре основных структурных компонента воспитательного потенциала семьи, наиболее подвластных педагогическому влиянию и обладающих возможностью развития педагогическими средствами: аксиологический, компетентностный, эмоционально-коммуникативный, операционально-деятельностный. Знаниехарактеристик каждого компонента воспитательного потенциала семьи способствует более эффективной педагогической работе с семьей в целях повышения ее субъектной роли в социализации личности ребенка, повышении самоорганизации семьи в решении собственных проблем.

 

В данной работе мы придерживаемся точки зрения, согласно которой воспитательный потенциал семьи способен к накоплению, раскрытию, развитию,

 

и, являясь результатом развития, в свою очередь, может стать предпосылкой


 


 

каждого нового этапа качественного изменения семьи как самоорганизующейся системы.

Под «развитием воспитательного потенциала семьи» мы понимаем усиление, укрепление, качественное изменение социально-педагогической самоорганизации семьи, происходящие в процессе актуализации внутренних резервов семьи (мотивация, знания, опыт, отношение, деятельность, рефлексия и т.п.) и при взаимодействии с внешней социокультурной средой (учреждениями системы образования, культуры, социальной защиты населения, средствами массовой информации и т.п.), происходящие как целенаправленно так и стихийно.

 

Развивающий подход к феномену воспитательного потенциала семьи диктует необходимость раскрыть содержание различных уровней развития компонентов воспитательного потенциала семьи. Мы выделяем четыре уровня развития в возможных градациях от «очень низкого» до «высокого», условно обозначенных нами как: «социально-неприемлемый» (очень низкий уровень); «интуитивно-ситуативный» (низкий уровень); «социально-нормативный» (средний уровень); «креативно-деятельностный» (высокий уровень).

 

Для получения достоверных данных о происходящих изменениях в уровне сформированности компонентов воспитательного потенциала современной семьи нами составлена критериально-уровневая модель оценки развития воспитательного потенциала семьи. В соответствии с критериями подобран комплекс методик для диагностики сформированности каждого компонента,которые могут быть эффективно применены в современной практике педагогами и психологами образовательных учреждений, специалистами центров психолого-медико-социального сопровождения, осуществляющих взаимодействие с семьей, а также родителями для определения вектора развития воспитательного потенциала семьи.

 

Итак, выполненная работа актуализирует необходимость дальнейшего исследования педагогических условий развития воспитательного потенциала семьи в современной образовательной практике. В частности, существует потребность в содержательном обосновании выделенных нами педагогических условий эффективности процесса развития воспитательного потенциала семьи,

таких как формирование педагогической компетентности родителей; формирование социальной компетентности детей в быту и семейной жизни и ценностного отношения у них к семье; создание педагогически целесообразной социокультурной среды и организация совместной социокультурной деятельности детей и родителей.


 

 


 

Список литературы

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.Педагогика любви и свободы/Ю.П.

 

Азаров. – М., 1993.

 

2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица/Н.

 

Аккерман. СПб., 2000. – 184 с.

 

3. Акутина С.П. Нравственные основы семейного воспитания вдеятельности классного руководителя: учеб.-метод. пособие / С.П. Акутина; под ред. В.В. Николиной. – Н.Новгород; Арзамас: НГПУ – АГПИ, 2006.

 

4. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и ихвоспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н.Новгород: НГПУ, 2009.

 

5. Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики/Е.А.Александрова,Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2003. – 450 с.

6. Андрущенко Т.Ю. Беседа«Мой круг общения»в диагностике социальнойситуации развития ребенка / Т.Ю. Андрущенко // Семенная психология и семейная терапия. – 1999. – № 2.

 

7. Антонов А.И. Микросоциология семьи/А.И.Антонов. –М., 1998.

 

8. Антонов А.И. Социология семьи/А.И.Антонов,В.М.Медков. –М.,

 

1996.

 

9. Архангельский С.И. Ценностные ориентации и нравственноевоспитание личности / С.И. Архангельский. – М.: Знание, 1978. – 64 с.

10. Ахаян Н.Т. Исследование аксиологических проблем воспитанияучащихся / Н.Т. Ахаян. – СПб., 1996.

11. Бабурова И.В. Изучение и воспитание ценностных отношенийшкольников: моногр. / И.В. Бабурова; под ред. А.С. Роботовой. – Смоленск:

СмолГУ, 2008. – 320 с.

 

12. Болотова М.И. Теоретическое обоснование программы развитияпедагогической культуры родителей в УДОД / М.И. Болотова // Внешкольник. –

 

– 2001. – № 2. – С. 5-13.

 

13. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога:учеб.пособиедля студентов высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. – 288 с. – (Профессионализм педагога).

14. Букина Н.Н. Взаимодействие образовательного учреждения с семьейкак с главным партнером в организации воспитательного процесса: метод. рекомендации для начинающих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, председателей родительских комитетов школ /

 

Н.Н.Букина. – М., 2003.

 

15. Бурлакова Н.С. Проективные методы:теория,практика применения кисследованию личности ребенка / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – М. 2001.


 

 


 

16. Бушина В.Н. Развитие личности ребенка:педагогические идеи,путирешения: моногр. / В.Н. Бушина, Н.Г. Свинина, Т.В. Масленникова, Л.П. Грубенко, Л.В. Богомолкина. – Н.Тагил: Медиа-принт, 2005.

 

17. Варга А.Я. Системная семенная психотерапия/А.Я.Варга. –СПб.,

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.