Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система позитивных традиционных ценностей воспитания в российской семье 2 страница





 

Стиль воспитания   Описательная характеристика стиля    
п/п                
  «Сотрудничество» В общении преобладают поддерживающие высказывания,    
    мать побуждает ребенка к активности;    
    взаимоуступчивость, гибкость в общении      
  «Изоляция» Совместные решения в семье не принимаются; ребенок    
    изолируется и не хочет делиться своими переживаниями с    
    родителями          
  «Соперничество» Общение характеризуется противостоянием, критикой    
             
  «Псевдосотрудничество» Члены семьи проявляют эгоцентризм; мотивация  
    совместных решений не деловая, а игровая      
  Источник: Ермихина Е.О.Формирование осознанного родительства на основе  
    субъективно-психологических факторов.- Казань, 2004.  

 

 


 

                              Приложение 3  
  Компоненты психологической структуры родительства      
          (М.О.Ермихина)                
               
Компонент Когнитивный   Эмоциональный Поведенческий   Опоры для  
  аспект   аспект     аспект     формирования  
                              компонента  
Семейные Убеждения   в Эмоциональная   Направленность     Осознание    
ценности приоритетности   окраска и оценочное личности родителя ценностей своей и
  каких-либо целей, отношение       и направленность родительской  
  типов и форм наблюдаемого,     поведения:   на семьи.      
  поведения     демонстрирующее реализацию или Демонстрация  
          значимость той или защиту ценностной передачи ценностей
          иной ценностной ориентации,     от родителей к
          ориентации     достижение     детям      
                    значимой цели            
Родительские Знания     и Взгляды,   суждения, Реальное       Коррекция   и
установки и представления о оценки,   а также репродуктивное     развитие      
ожидания репродуктивной   доминирующий   поведение,       идеального   и
  норме общества, о эмоциональный фон взаимоотношения   реального образа
  распределении   относительно     супругов       ребенка и себя как
  родительских ролей, реализации       (распределение     родителя      
  идеальном   и родительских     ответственности,          
  реальном   образе установок и ожиданий ролей),                
  ребенка                 взаимоотношения с        
                    ребенком              
Родительское Знания     и Оценки и суждения Формы и способы Формирование  
отношение представления о относительно     поддерживания     навыков   общения
  способах и формах различных   типов контакта     с родителей в семье.
  взаимодействия с родительского     ребенком, формы Развитие уважения
  ребенком,   их отношения,       контроля,       к личности ребенка.
  целевом   аспекте, доминирующий   целенаправленное   Осознание    
  убеждения   и эмоциональный фон, воспитание     восприятия    
  приоритетности   сопровождающий   взаимоотношениям   различных типов
  направлений   поведенческие     и определение родительского  
  взаимодействия,   проявления       дистанции     в отношения с точки
  которые реализуют родительского     отношениях,     зрения ребенка  
  родители       отношения       отношения              
                    зависимости   /        
                    независимости            
Родительские Знания     и Вся гамма чувств, Доверительность,   Развитие   умения
чувства представления о доминирующий   эмоциональная     понимать чувства
  долженствовании   эмоциональный фон, близость, забота о членов   семьи,
  наличия       сопровождающий   ребенке,       адекватно выражать
  родительской   оценки     образа тревожность     свои   чувства.
  любви,     об ребенка,     своего           Развитие   навыков
  идеальном   и супруга и себя как           рефлексии    
  реальном   образе родителя                   исполнения  
  ребенка                           родительской роли.
                              Осознание    
                              самоценности  
                              ребенка      

 


 

Родительские Представления о Доминирующий   Коммуникативные   Осознание   и
позиции реальном     и эмоциональный фон, родительские   развитие    
  идеальном   образе суждения и оценки позиции     прогностического
  ребенка,     о относительно     (доминирующая,   аспекта   форм
  различных       реального   образа равноправная),   взаимодействия с
  существующих   ребенка,     своей прогностический   ребенком   с
  родительских   родительской     аспект       различных    
  позициях, о своей позиции     и (планирование)   родительских  
  родительской   относительно     дальнейшего   позиций. Коррекция
  позиции       взаимодействия   взаимодействия с уровня притязаний
          «родители-дети» ребенком     по отношению к
                          ребенку      
Ответствен- Представления об Оценочное     Контроль своего Ориентация  
ность ответственном и отношение   к поведения   и родителя   на
родителя безответственном   распределению   семейной ситуации; внутреннюю  
  поведении       ответственности в занимаемая роль в ответственность
  родителей,     о семье, эмоциональные семье точки зрения перед собственной
  распределении   переживания,     ответственности   совестью    
  ответственности   связанные с этим и (ответственность,          
  между супругами в оценка себя как безучастность)          
  других   семьях; родителя с   точки                
  установки     и зрения                      
  ожидания       ответственности                  
  относительно                          
  распределения                          
  ответственности в                        
  своей семье                            
Стиль Родительские   Родительские чувства, Воспитательный   Расширение  
семейного установки     и эмоциональный фон аспект форм и поведенческого  
воспитания ожидания     в общения с ребенком, способов     репертуара    
  отношении   образа чувства     по взаимодействия с родителя. Развитие
  ребенка и роли отношению к супругу, ребенком;     согласованности  
  супруга     в отношение   к предоставление   поведенческой  
  воспитании;     распределению   ребенку     составляющей.  
  представления о ответственности и относительной   Коррекция    
  способах       ролей в семье; оценка свободы;     идеального   и
  взаимодействия с себя как родителя отношения     реального образов
  ребенком     в         зависимости;   ребенка и себя как
  обществе и в своей         вмешательство в родителя    
  семье, ценностные         мир ребенка; акцент        
  ориентации             на   ребенке;        
  родителей               стремление            
                  ускорить развитие        
                  ребенка и другие          

 

Источник: Ермихина Е.О.Формирование осознанного родительства на основесубъективно-психологических факторов. - Казань, 2004.


 

 


 

    Приложение 4  
  Типичные профили родительского отношения    
    (Н.Ю.Синягина)    
       
Группа Подгруппа Характеристика профиля родительского отношения  
семей        
  Понимающие Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его  
    поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации,  
    способны встать на позицию ребенка, принять его точку  
    зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он  
Благоприятные   есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе  
  с ним, способны защищать его в любых ситуациях    
Покровительствую- Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его  
щие поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с  
  ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог,  
  считают свою точку зрения единственно правильной    
Безразличные Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще  
    заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах  
    и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них  
    выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих  
    проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и соблюдают  
    правила поведения, принятые в обществе    
  Подавляющие Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения  
    ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители  
    уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут  
    предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения  
    отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер  
  Тревожные Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью,  
Неблагоприятные   неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей,  
  сензитивны по отношению к ним, но не уверены в  
  правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к  
  ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью,  
  амбивалентностью.    
Отстраненные Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие  
  диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные  
  ожидания и требования на фоне значительной ориентации на  
    ребенка и большой привязанности к нему    
  Отвергающие Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают  
    вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать  
    изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко,  
    преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний  
    ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при  
    этом их представления о ребенке достаточно адекватны  
  Источник:. Синягина Н.Ю.Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских  
    отношений. – М., 2001.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.