КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434) Астрономия-(809) Биология-(7483) Биотехнологии-(1457) Военное дело-(14632) Высокие технологии-(1363) География-(913) Геология-(1438) Государство-(451) Демография-(1065) Дом-(47672) Журналистика и СМИ-(912) Изобретательство-(14524) Иностранные языки-(4268) Информатика-(17799) Искусство-(1338) История-(13644) Компьютеры-(11121) Косметика-(55) Кулинария-(373) Культура-(8427) Лингвистика-(374) Литература-(1642) Маркетинг-(23702) Математика-(16968) Машиностроение-(1700) Медицина-(12668) Менеджмент-(24684) Механика-(15423) Науковедение-(506) Образование-(11852) Охрана труда-(3308) Педагогика-(5571) Полиграфия-(1312) Политика-(7869) Право-(5454) Приборостроение-(1369) Программирование-(2801) Производство-(97182) Промышленность-(8706) Психология-(18388) Религия-(3217) Связь-(10668) Сельское хозяйство-(299) Социология-(6455) Спорт-(42831) Строительство-(4793) Торговля-(5050) Транспорт-(2929) Туризм-(1568) Физика-(3942) Философия-(17015) Финансы-(26596) Химия-(22929) Экология-(12095) Экономика-(9961) Электроника-(8441) Электротехника-(4623) Энергетика-(12629) Юриспруденция-(1492) Ядерная техника-(1748)
Система позитивных традиционных ценностей воспитания в российской семье 2 страница
№
Стиль воспитания
Описательная характеристика стиля
п/п
«Сотрудничество»
В общении преобладают поддерживающие высказывания,
мать
побуждает
ребенка
к
активности;
взаимоуступчивость, гибкость в общении
«Изоляция»
Совместные решения в семье не принимаются; ребенок
изолируется и не хочет делиться своими переживаниями с
родителями
«Соперничество»
Общение характеризуется противостоянием, критикой
«Псевдосотрудничество»
Члены
семьи проявляют эгоцентризм;
мотивация
совместных решений не деловая, а игровая
Источник: Ермихина Е.О.Формирование осознанного родительства на основе
субъективно-психологических факторов.- Казань, 2004.
Приложение 3
Компоненты психологической структуры родительства
(М.О.Ермихина)
Компонент
Когнитивный
Эмоциональный
Поведенческий
Опоры для
аспект
аспект
аспект
формирования
компонента
Семейные
Убеждения
в
Эмоциональная
Направленность
Осознание
ценности
приоритетности
окраска
и
оценочное
личности
родителя
ценностей
своей
и
каких-либо целей,
отношение
и направленность
родительской
типов
и
форм
наблюдаемого,
поведения:
на
семьи.
поведения
демонстрирующее
реализацию
или
Демонстрация
значимость
той
или
защиту
ценностной
передачи ценностей
иной
ценностной
ориентации,
от родителей
к
ориентации
достижение
детям
значимой цели
Родительские
Знания
и
Взгляды,
суждения,
Реальное
Коррекция
и
установки и
представления
о
оценки,
а
также
репродуктивное
развитие
ожидания
репродуктивной
доминирующий
поведение,
идеального
и
норме общества,
о
эмоциональный
фон
взаимоотношения
реального
образа
распределении
относительно
супругов
ребенка
и
себя как
родительских ролей,
реализации
(распределение
родителя
идеальном
и
родительских
ответственности,
реальном
образе
установок и ожиданий
ролей),
ребенка
взаимоотношения
с
ребенком
Родительское
Знания
и
Оценки
и
суждения
Формы
и
способы
Формирование
отношение
представления
о
относительно
поддерживания
навыков
общения
способах
и
формах
различных
типов
контакта
с
родителей
в семье.
взаимодействия
с
родительского
ребенком,
формы
Развитие
уважения
ребенком,
их
отношения,
контроля,
к личности ребенка.
целевом
аспекте,
доминирующий
целенаправленное
Осознание
убеждения
и
эмоциональный
фон,
воспитание
восприятия
приоритетности
сопровождающий
взаимоотношениям
различных
типов
направлений
поведенческие
и
определение
родительского
взаимодействия,
проявления
дистанции
в
отношения
с точки
которые
реализуют
родительского
отношениях,
зрения ребенка
родители
отношения
отношения
зависимости
/
независимости
Родительские
Знания
и
Вся гамма
чувств,
Доверительность,
Развитие
умения
чувства
представления
о
доминирующий
эмоциональная
понимать
чувства
долженствовании
эмоциональный
фон,
близость,
забота
о
членов
семьи,
наличия
сопровождающий
ребенке,
адекватно выражать
родительской
оценки
образа
тревожность
свои
чувства.
любви,
об
ребенка,
своего
Развитие
навыков
идеальном
и
супруга
и
себя
как
рефлексии
реальном
образе
родителя
исполнения
ребенка
родительской роли.
Осознание
самоценности
ребенка
Родительские
Представления
о
Доминирующий
Коммуникативные
Осознание
и
позиции
реальном
и
эмоциональный
фон,
родительские
развитие
идеальном
образе
суждения
и
оценки
позиции
прогностического
ребенка,
о
относительно
(доминирующая,
аспекта
форм
различных
реального
образа
равноправная),
взаимодействия
с
существующих
ребенка,
своей
прогностический
ребенком
с
родительских
родительской
аспект
различных
позициях,
о
своей
позиции
и
(планирование)
родительских
родительской
относительно
дальнейшего
позиций. Коррекция
позиции
взаимодействия
взаимодействия
с
уровня
притязаний
«родители-дети»
ребенком
по отношению
к
ребенку
Ответствен-
Представления
об
Оценочное
Контроль
своего
Ориентация
ность
ответственном
и
отношение
к
поведения
и
родителя
на
родителя
безответственном
распределению
семейной ситуации;
внутреннюю
поведении
ответственности
в
занимаемая
роль
в
ответственность
–
родителей,
о
семье, эмоциональные
семье
точки зрения
перед
собственной
распределении
переживания,
ответственности
совестью
ответственности
связанные
с
этим и
(ответственность,
между супругами
в
оценка
себя
как
безучастность)
других
семьях;
родителя
с
точки
установки
и
зрения
ожидания
ответственности
относительно
распределения
ответственности
в
своей семье
Стиль
Родительские
Родительские чувства,
Воспитательный
Расширение
семейного
установки
и
эмоциональный
фон
аспект
форм
и
поведенческого
воспитания
ожидания
в
общения с ребенком,
способов
репертуара
отношении
образа
чувства
по
взаимодействия
с
родителя.
Развитие
ребенка
и
роли
отношению к супругу,
ребенком;
согласованности
супруга
в
отношение
к
предоставление
поведенческой
воспитании;
распределению
ребенку
составляющей.
представления
о
ответственности
и
относительной
Коррекция
способах
ролей в семье; оценка
свободы;
идеального
и
взаимодействия
с
себя как родителя
отношения
реального
образов
ребенком
в
зависимости;
ребенка
и
себя
как
обществе и в своей
вмешательство
в
родителя
семье, ценностные
мир ребенка; акцент
ориентации
на
ребенке;
родителей
стремление
ускорить
развитие
ребенка и другие
Источник: Ермихина Е.О.Формирование осознанного родительства на основесубъективно-психологических факторов. - Казань, 2004.
Приложение 4
Типичные профили родительского отношения
(Н.Ю.Синягина)
Группа
Подгруппа
Характеристика профиля родительского отношения
семей
Понимающие
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его
поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации,
способны встать на позицию ребенка, принять
его точку
зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он
Благоприятные
есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе
с ним, способны защищать его в любых ситуациях
Покровительствую-
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его
щие
поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с
ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог,
считают свою точку зрения единственно правильной
Безразличные
Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще
заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах
и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них
выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих
проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и соблюдают
правила поведения, принятые в обществе
Подавляющие
Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения
ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители
уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно
не могут
предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения
отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер
Тревожные
Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью,
Неблагоприятные
неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей,
сензитивны по отношению к ним, но не уверены в
правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к
ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью,
амбивалентностью.
Отстраненные
Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие
диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные
ожидания и требования на фоне значительной ориентации на
ребенка и большой привязанности к нему
Отвергающие
Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают
вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать
изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко,
преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний
ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при
этом их представления о ребенке достаточно адекватны
Источник: . Синягина Н.Ю.Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских
отношений. – М., 2001.
Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 370 ; Нарушение авторских прав? ; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет