Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезаурус




Уровень. Самоорганизация духа.

Уровень. Самоорганизация чувства и разума.

 

самовоспитание –целенаправленная работа над собой при превращении внешнихценностей во внутренние;

самообучение –приобретение ЗУН; самообладание –умение контролировать эмоции;

самообразование –желание духовного обогащения.

 

 

самоанализ и самопознание –умение познать себя,анализировать свое отношение

 

к окружающему миру, свои поступки; самооценка – «Я-концепция»как умение реально оценивать себя,формировать

 

жизненные планы; самоочищение –навык духовного просвещения;

 

самосовершенствование –высший уровень развития самоорганизации личности.


 


 

Приложение 6

 

 

Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместныхцелей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

 

Взаимодействие родителей и детей –система взаимообусловленныхдействий родителей и детей, характеризующаяся их взаимным влиянием друг на друга и ориентированная на развитие не только субъектной позиции ребенка, но и процесса совершенствования взрослого.

 

Воспитательная деятельность семьи –это сознательная деятельностьродителей по созданию психолого-педагогических условий для разностороннего и гармоничного развития личности ребенка.

 

Воспитательный потенциал семьи –совокупность реальных ипотенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

Воспитательная функция семьи –не только целенаправленноевоспитательное воздействие на детей, но и вся система взаимоотношений внутри семьи, формирующая личность детей и поощряющая одни и подавляющая другие типы поведения.

 

Воспитание будущего семьянина – это сложный социально-

 

педагогический процесс помощи ребенку, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью роли семьянина.

Готовность личности ребенка к семейной жизни – социально-

 

психологическое образование в структуре личности, интегрирующее принятие ценностей семьи как социального института, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, межличностного общения в семье, семейной педагогики, рационального ведения домашнего хозяйства.

 

Гуманные взаимоотношения – это такие взаимоотношения,которыестроятся при условии признания ценности человека как личности, его права на свободное развитие, самоопределение, самореализацию и самоутверждение.

 

Доверительные отношения – субъект-субъектное взаимодействие,ориентированное на внутренний мир каждого субъекта коммуникативного пространства, направляющее свои коммуникативные умения и способности на эмпатическое взаимодействие.

 

Духовно-нравственные ценности –высшие ценности человека,главнойкатегорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения.


 

 


 

Компетенция – это готовность и способность человека к мобилизациисовокупности знаний, способов действия, отношений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретных учебных и жизненных ситуациях, тематическим полем которых является критический анализ, оценка риска, прогноз явлений, решение проблем, инициатива и творчество.

 

Коммуникативная компетентность родителей – способность родителейцеленаправленно создавать эмоционально комфортную развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему становление в качестве субъекта жизнедеятельности.

 

«Компетентный родитель» –это не просто«знающий»человек,обладающий комплексом знаний, умений и навыков по воспитанию детей, но и способный применять их на практике в условиях семейного воспитания, умеющий выделять проблемы в процессе семейного воспитания, анализировать и решать их, усваивать позитивный опыт по воспитанию детей.

 

Культура быта –гармоничное единство деятельности личности посовершенствованию культурно-бытовой среды, семейно-бытовых отношений и качество исполнения своей семейной роли.

 

Модель семейного воспитания – более или менее целостное представлениео том, как должны строиться взаимоотношения родителей и детей, своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, своеобразие подходов к определению цели, средств, условий, методики осуществления воспитания.

 

Организационная культура семьи –набор представлений о способахдеятельности, нормах поведения и привычках, свод писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и т.д., разделяемых (на сознательном или, что особенно важно, подсознательном уровнях) членами семьи.

 

Осознанное (ответственное) родительство – интегральноепсихологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений относительно себя как родителя.

Педагогическая культура родителей – интегративное свойство личностиродителя, выражающееся в совокупности психолого-педагогических компетенций; способное оказывать влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности; позволяющее выполнять эффективно воспитательную функцию в семье; предупреждать и устранять негативные проявления.

 

Педагогическая компетентность родителей – готовность и способностьродителей на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности.


 


 

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей –этоцеленаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации подростка.

 

Развитие воспитательного потенциала семьи –усиление,укрепление,

 

качественное изменение социально-педагогической самоорганизации семьи, происходящие в процессе актуализации внутренних резервов семьи (мотивация, знания, опыт, отношение, деятельность, рефлексия и т.п.) и при взаимодействии с внешней социокультурной средой (учреждениями системы образования, культуры, социальной защиты населения, средствами массовой информации и т.п.), происходящее как целенаправленно, так и стихийно.

 

Рефлексивная культура родителей –способность родителей не толькоосознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком.

 

Родительство – социально-психологический феномен,представляющийсобой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. Включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.

 

Родительская позиция –это реальная педагогическая и воспитательнаянаправленность матери и отца, основанная на бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним.

 

Родительский стиль –это обобщенные,характерные,ситуационнонеспецифичные способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

 

Родительская ответственность –составляющая стиля семейноговоспитания, особая социальная позиция родителя, выражающаяся в принятии и реализации им конкретных норм ответственного поведения в условиях семейного воспитания (ответственность за семью в целом, ответственность в отношениях между супругами, ответственность за воспитание детей и т.п.).

 

Родительское отношение –совокупность эмоционального отношения кребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

 

Самообразование родителей –образовательная деятельность по усвоениюценностей, знаний, умений, навыков и норм поведения, которые направлены на совершенствование личности родителя как субъекта этой деятельности.

 

Самоорганизация семьи –организаторская деятельность семьи,направленная на обеспечение собственного самопроизводства и саморазвития как неповторимого самобытного, уникального социально-исторического субъекта.


 

 


 

Семейные духовно-нравственные ценности –это духовно-нравственныеориентиры, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, служащие эталоном, идеалом для всех людей и определяющие целенаправленный процесс создания идеальной семьи, его возможность продолжить свой род, фамилию, расширить родственные связи; следовать национальным традициям, обычаям, образу и укладу семейной жизни в соответствии с культурными ценностями; учитывать педагогический опыт человечества, возрождение лучших нравственных традиций семейного воспитания, восстановление традиционного уклада жизни.

 

Семейная досуговая деятельность –вид развивающей деятельности,

 

предоставляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

 

Семейная сплоченность – степень эмоциональной связи между членамисемьи: при максимальной они эмоционально взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга.

 

Семейная толерантность родителей – готовность к осознаннымличностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между родителями и детьми, принадлежащим к разным поколениями, имеющим различные ценностные ориентации и стереотипы поведения.

 

Семья –общность людей,связанных узами супружества-родительства-родства, основанная на единой общесемейной деятельности и осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семенных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

 

Семейные традиции –духовный феномен,присущий сознанию членовсемьи, рода, включающий в себя нормы и ценности, не регламентированные юридическими установлениями и принимающие статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего роль семьи. Таким образом, семейные традиции – это неписаные законы семейной жизни и воспитания.

 

Семьянин –одна из традиционных социальных ролей личности,котораяреализуется в семье и предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от индивида.

 

Социально-педагогическая самоорганизация семьи –это деятельностьпо развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития и главное усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения.

 

Стиль семейного воспитания – наиболее характерные способы отношенийродителей и ребенка, применяющие определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

 

Функции семьи –направления деятельности семейного коллектива илиотдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.


 


 

Ценностные ориентации –действия,направленные на глубокое овладениеличностью социальными ценностями, обогащающими ее внутренний мир и сопутствующие ее целостному развитию.

 

Ценностное отношение детей к семье –осознанная,значимая,

 

избирательная, иерархическая и психологическая связь с семьей, являющаяся результатом оценочной деятельности, проявляющаяся в стремлении к созданию семьи в будущем, к получению поддержки со стороны членов семьи и волевой готовностью отстаивать сложившиеся убеждения о социальной и личностной ценности семьи.


 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.