КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Французского мыслителя Жана Бодена 1 страница
Историософская модель
Боден занимал промежуточное положение между Макиавелли, которого он резко критиковал, и Бэконом. Столетие, отделявшее Макиавелли от Бэкона, было периодом масштабных сдвигов в развитии представлений человека о мире, в котором он живет. На основе новых изобретений на рубеже XVI–XVII вв. формируется экспериментальная наука. Достаточно указать на революцию в астрономии. Вслед за утверждением гелиоцентризма последовало открытие безграничности Вселенной. Это потрясение было столь велико, что вместе с гордостью за могущество человеческого разума поднялась и распространилась волна отчаяния за "судьбы мира". Однако интеллектуальному пессимизму противостояла неодолимая сила человеческой практики, которая именно в XVI веке пробудила тенденцию к сближению с наукой, включению исследовательской практики в проблематику науки. Хотя эта тенденция проявлялась от случая к случаю, она заявила о себе достаточно громко. Хуан Вивес еще в 1531 г. утверждал, что ученым было бы в высшей степени полезно изучать "методы техники": строительство, навигацию, ткачество, наблюдать ремесленников за работой и попытаться проникнуть в "секреты" их занятий. У Рабле Гаргантюа под руководством наставника наблюдал за обработкой металлов, отливкой пушек, работой алмазников, ювелиров, гранильщиков, печатников. О сближении науки с производством свидетельствует весьма популярный в свое время труд Агриколы "О металлах". В итоге Европа встала на путь переоценки ценностей, что давалось крайне трудно. Шестнадцатый век – одна из сложнейших эпох в интеллектуальной истории Европы. Здесь столкнулись и в определенной степени смешались традиции средневековой схоластики и воззрений гуманистов; Реформация и Контрреформация; идеология и воззрения тираноборчества; апология сословности и порядка и идеология социального протеста. Взаимосвязь экономического и духовного подъема имела следствием секуляризацию науки. Естествознание отклоняется от идеи божественного откровения, природа превращается в объект человеческого исследования. Отделение истины науки от истины теологии свидетельствовало о полном крушении средневекового синтеза разума и веры. XVI век вошел в историю европейской цивилизации как переходная, а точнее – переломная, эпоха, когда произошли коренные изменения в оценке географии мира, вызванные Великими географическими открытиями и расширившие познавательный кругозор человечества. С открытием Нового Света в Европу хлынул поток золота, вызвавший девальвацию прежних валют и “революцию цен”. Это век, когда широкое распространение получает новая форма фиксации разнообразного человеческого опыта – литературного, религиозного, философского, естественно-научного – печатная книга. Это век почти поголовной неграмотности низов. Это век становления сильных национальных государств; но лишь – становления, и оно сопровождалось гражданскими и религиозными войнами, военными столкновениями, преследованием инакомыслящих, династической борьбой, а в XVII веке выплеснулось в Английскую революцию. Во Франции же противоречия переходной эпохи особенно ярко проявились на столетие раньше. Десяток религиозных гражданских войн, которые по существу были борьбой наиболее могущественных политических группировок, олицетворявших разные общественно-экономические пути развития страны, и в которые была втянута вся Франция, к концу века поставили ее на грань национальной катастрофы, потери национальной независимости и только дальновидная – порой жесткая, порой лукавая – политика Генриха IV Бурбона и стоявших за ним новых сил не просто удержала страну от падения в пропасть, но и поставила насущные задачи восстановления Франции, а затем, и завоевания ею ведущих позиций в определении политики на континенте. Какие грани мироощущения, мировидения человека вывели европейскую цивилизацию на путь, пусть и временной, но стабилизации? К этому времени достоянием науки стали важнейшие достижения естествознания и прежде всего в математике и астрономии, основанные на открытии закономерностей мира природы. Казалось, что он – гармоничен и последователен, являясь подвластным заложенных Творцом механизмам. А общество, мир людей – хаотичны: сегодняшний день не внушает надежды в завтрашний – меняются политические фигуры, появляются новые религиозные конфессии, рождаются новые государственные институты, выдвигаются новые политические приоритеты, наконец, меняются основы морали общества и жизненные принципы каждого его члена. На протяжении многих столетий эти изменения фиксировались людьми в мифах, легендах, летописях, анналах, хрониках, мемуарах, жизнеописаниях. В XVI же веке во Франции, в период внутренней нестабильности, совершенно обесценившей человеческую жизнь как таковую, вопрос о природе человека, о причинности, о конституирующих основах гражданского общества стоял особенно остро. Ответить на них означало движение в будущее. В XVI веке существовало несколько терминов, обозначавших описание прошлого: “историописание”, “искусство истории”, “история”. Термин “историописание”, как правило, относили к летописям, хроника, анналам, то есть к сочинениям, только фиксировавшим те или иные события прошлого и деяния правителей в определенной хронологической системе. “Искусство истории” предполагало не просто фиксацию явлений, но и захватывающую фабулу повествования, хороший литературный стиль, доступность пониманию читателей описания прошлого. Главной задачей “искусства истории” являлась воспитательная дидактическая функция, история представала “учительницей жизни”. Эта традиция относится к гуманизму XIV–XV веков. При этом необходимо заметить, что рассказы о прошлом или являлись красочными иллюстрациями к философским рассуждениям, или были тем источником, в котором правоведение находило прецеденты, или – просто жанром литературы. Достаточно часто “искусство истории” и “история” отождествлялись. В XVI веке в Западной Европе появляется целый ряд сочинений об истории, где предметом рассмотрения являлось не описание событий прошлого как таковых, а принципы их изложения, оценка причин повлекших за собой то или иное следствие, анализ источников на основе которых строилось повествование. Одним из наиболее ярких примеров подобных работ является трактат Жана Бодена “Метод легкого познания истории”. “Methodus ad facilem historiarum cognitionem” был впервые издан в Париже в 1566 году в типографии Мартина Лё Жёна на латинском языке. В этом издании содержалась выдержка из “Королевской привилегии”, в которой фиксировалось единоличное право печатника и книготорговца Парижского университета Мартина Лё Жёна на издание и продажу трактата в течении десяти лет. Второе издание “Метода” с авторскими поправками и уточнениями было выпущено также Мартином Лё Жёном в его же типографии в 1572 г. Менее чем за сто лет “Метод” переиздавался десять раз: Paris, 1566; Paris, 1572; Basel, 1576 (в первом томе Artis Historicae Penus); Basel, 1579 (также в первом томе дополненного издания Artis Historicae Penus); Heidelberg, 1583; Strasbourg, 1599; Strasbourg, 1607; Geneve, 1610; Amsterdam, 1650. Критическое издание “Метода” на латинском языке было осуществлено в 1951 г., когда Менар издал сборник “Философские труды Бодена”, в который вошло три трактата. Он же в 1941 г. опубликовал французский перевод “Метода”. В 1945 г. Беатрис Рейнольдс перевела этот трактат на английский язык. В немецком переводе сочинение Бодена было изданно доктором Дроузом в конце XIX века. Лучшей публикацией “Метода”, на наш взгляд, является прижизненное издание 1572 г. (экземпляр хранится в Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета в отделе редких книг и рукописей) и, естественно, критическое издание 1951 г. Выбор основан на том, что второе издание трактата (1572 г.) является тщательно выверенным самим автором, ряд опечаток издания 1566 г. исправлены, некторые места уточнены. А вот в изданиях 1583, 1595 годов появляются новые ошибки – и не только опечатки, но и в грамматике предложений. Критическое издание 1951 года приводит текст трактата в соответствие с правилами грамматики латинского языка. Единственным его недостатком является полное отсутствие комментариев. Но это в какой-то степени восполняется научной статьей Пьера Менара с характеристикой работ Бодена. В издании 1572 г., хранящемся в Петербурге, имеется владельческая надпись, предположительно начала XVII века, в которой однозначно указывалось на еврейское происхождение Бодена и на тайно исповедуемый им иудаизм. Кроме того, тексту трактата в этом издании предшествует изображение издательской марки печатника Лё Жёна и герба, об атрибуции которого говорить сложно. Мы можем утверждать лишь, что он позднего происхождения, датируется не раньше середины XVI в. Герб выглядит следующим образом. Двухчастный рассеченный (coupe) щит: правая сторона – золото (d’or), левая – черная (de sable). В золотом поле – дерево с листьями, в черном поле – поток воды, падающий из правого верхнего угла в левый нижний. Эта деталь косвено подтверждает благородное происхождение владельца герба. При изображении дерева и потока воды использованы естественные цвета – зеленый, голубой с золотым и черным налетом. Гербовый шлем увенчан гербовой эмблемой: дикий “природный” человек, держащий в правой руке такое же дерево с листьями, что находится в центре правой стороны щита. Можно выдвинуть несколько предположений о владельце этого герба. Теоретически (фактически почти невозможно) может быть был дарован печатнику. Возможно, это герб президента парламента Парижа Жана Тесьё, которому посвящен “Метод”, тем более, что гербовое изображение предшествует посвящению. Наконец, герб мог принадлежать и самому Бодену. В таком случае, учитывая то, что анжерец происходил из незнатной семьи портного, встает вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах он стал дворянином? На мысль о дворянстве наводит и документ 1566 г., касающийся материального урегулирования дел Бодена с его анжерскими родственниками, где в отношении его упоминается словосочетание “благородный магистр”. В издании “Метода” 1572 г. 462 страницы, включающие в себя посвящение, в котором Жан Боден выражает свою благодарность президенту Палаты следствий Парижского парламента Жану Тесьё; введение о легкости, приятности и преимуществе исторического чтения; десять глав – что такое история и каковы ее виды; о правильном устройстве исторического материала; о расположении отдельных частей истории; отбор историков; формы управления государством; опровержение тех, кто отстаивает теории золотого века и четырех монархий; система универсального времени; критерии, по которым определяются источники происхождения народов; отбор и расположение исторических сочинений. В качестве приложения в свой труд Боден включил сочинение Лукиана из Самосаты “Как следует писать история” и исторической эссе Дионисия Галикарнасского “Фукидид”. Перевод названия трактата имеет несколько вариантов “Метод для легкого познания истории”, “Метод, облегчающий познание истории”, “Метод доступного изучения истории”, “Метод легкого познания истории”. На наш взгляд наиболее точен, с точки зрения правил русского и латинского языка, последний вариант, хотя совершенно адекватно смыслу, но с отступлением от латинского оригинала, звучало бы название “Метод познания истории, доступный каждому”. Вообще же латинский язык Бодена не является образцом ни классической, ни средневековой латыни. В тексте встречается много французским оборотов и сокращений. И хотя сам Боден писал, что продолжительность жизни любой книги определяется ее содержанием и увлекательной формой повествования, сам он не был талантливым писателем. Форма, в которую он облекал интереснейшие идеи, очень сложная и значительно затрудняет понимание. в “Методе” много повторений, автор неоднократно возвращается к одной и той же мысли в разные местах (иногда с точностью до запятой цитируя самого себя). Это определяет непоследовательность в изложении материала. Вот почему произведения Бодена были не особенно популярны в XVII в., а XVIII – фактически не знал их. Хотя, это сочинение, на наш взгляд, положило начало оценки истории, как самостоятельной дисциплине, имеющей свой метод, способы и пути познания. Теория истории Следуя ранней гуманистической традиции, Боден отдает дань дидактическим задачам исторических сочинений – обучению читателей на примерах порока и добродетели. Но оценивая роль истории как “magistra vitae”, он задается вопросом о праве историка выносить какую-либо оценку описываемым событиям и людям, поскольку это может поставить под вопрос объективность самого повествования. Несколько позднее эту мысль подтвердил и Мишель Монтень “Пусть они (историки) передают нам историю в таком виде, в каком ее получают, а не такой, как они ее оценивают”. Право же самостоятельной оценки принадлежит только читателю. Складывается впечатление, что как только исторический материал приобретает оценочный характер, так он сразу же теряет для Бодена-историка какую-либо познавательную значимость. Подобный подход станет довольно распространенным в позитивизме 60-80 годов XIX века. По своей оценочной сути позиция Бодена является объективистской. Исторический факт, то есть так или иначе засвидетельствованное событие, он рассматривает как объективный и единственный источник исторических знаний. Этот факт элементарен, неделим, неизменен по своему содержанию. Важнейшая задача историка – установить подлинность факта. Исторический факт – это как бы заготовленные самой историей “кирпичики” объективной истины, на которых возводится здание истины в исторической науке. Единственная угроза исходит не от фактов, а от историка, который может вольно или невольно исказить или “замутить” ясную истину факта. Отсюда требование: насколько это возможно, “исключить личность писателя из его произведения”, то есть исключить его убеждения и иллюзии, симпатии и антипатии, воображение и страсти из содержания исследования. Лучшим является тот историк, который оставляет читателя “наедине с фактами”. Позитивисты считали, что факты говорят сами за себя. Бодена с ними объединяет отношение к истории как к дисциплине факта, поскольку факт (в отличии от теории) ничего не предполагает и не “обобщает”. Из этой трактовки Боденом, которая была дополнена и взята на вооружение в XVII–XVIII веке, например, Бэконом, Вико, Тюрго, Монтескье и другими, выводилась возможность отождествления природы исторического и естественно-научного знания. Факт истории и факт природы однородны, их характеристикой является то, что они в равной степени объективны и достоверны. На основе этого Боден широко использует примеры математических и физических закономерностей для объяснения прошлого гражданского общества. Факты излагаются в источниках, которые являются основой исторического труда. Боден совершенно сознательно ставит вопрос о том, что сейчас называется источниковедением, в его же понимании – это критика исторических источников. Он четко разделяет исторические сочинения и исторические источники. “Увлечение историей, – отмечает Боден, – приводит к тому, что многие ученые мужи проявляют огромное рвение к знаниям, довольствуясь при этом даже ненадежными выдумками”. Правдивость исторического произведения оценивается подбором источников. Основополагающий принцип критики первоисточника, заключается в утверждении, выдвинутом еще Платоном: “Документ или правдив, или лжив”. Для определения меры правдивости источников необходимо, по мнению Бодена, использовать сравнительный метод. Его же должно применять и для оценки исторических произведений, которые и являются главным предметом размышлений об истории и ее методе. Для установления истины необходимо сравнить между собой произведения, сходные по тематике, но принадлежащие перу различных авторов, живших в разные времена и в разных странах. Боден рассматривает исторические произведения как идущие ad fontis, и более того, они несут сведения об авторском самосознании и эпохе, в которую они создавались. Современная наука фиксирует относительность понятия “объективность”, так как события прошлого передаются через восприятие субъекта, являющегося носителем определенных нравственных, идеологических, политических, конфессиональных установок своего времени и социума, к которому он принадлежит. Боден считает, что степень объективности автора и правдивости исторического сочинения определяют изначальные авторские установки, мотивы, которые побудили его к написанию исторического труда. Любой историк, считает Боден, сознательно или неосознанно стремиться к установлению исторической истины либо искажает ее из-за страха перед властями, из-за желания получить большое вознаграждение или из-за стремления к славе, ибо “историки часто пишут свои сочинения для удовлетворения своих интересов. Правдивость их работ зависит от того, вступают ли они в сделку с соотечественниками или иностранцами, друзьями или врагами... наконец, с современниками или потомками”. Боден указывает на очень важную причину написания правдивой истории в более ранние времена – это труднодоступность многих первоисточников. “Было бы уместно напомнить слова Мегасфена, что все авторы, писавшие при дворах, нуждались в документах, но только священнослужители, которым вверялось сохранение общественных архивов, могли ими воспользоваться”. Поскольку факты составляют основу любого исторического повествования, то особенно важным Боден считает методы работы с ними. Одна из самых трудных задач историка заключается в том, чтобы собрать документы и произвести отбор фактов, необходимых для создания полной и истинной картины прошлого. Фундаментом критического метода Бодена является его пирронистическая позиция в отношении исторических сочинений. Еще Аристотель писал: “В чтении истории неизвестно, что более необходимо – верить или категорически сомневаться.” Боден избирает второй путь, ибо считает, что если согласиться со всем, о чем пишут, то наверняка ложь будет принята за правду. Но если не доверять всему материалу, который содержит история, “то в делах нас ждет победа”. И если Боден не соглашается с Фукидидом в том, что факт должен быть объяснен сразу же после того как он произошел, то для него в познании истории остается путь следования науке с логическими процедурами, характерными для нее самой, которые Боден и пытается определить. В своих рекомендациях по работе с историческими сочинениями Боден широко использует методологический подход разработанный Петром Рамусом. В контексте его концепции уже само название трактата Бодена “Метод легкого познания истории” является достаточным основанием для сравнения с Рамусом, который стоял во главе борьбы с аристотелевской схоластикой, лежавшей в основе средневекового университетского образования. Научный метод, по Рамусу, состоял в том, что при изложении какого-либо материала прежде всего следует дать общую формулировку проблемы. После чего выводятся определения основных понятий. Далее проблема расчленяется на составные части, дается определение каждой из них и, наконец, приводятся разъяснения с помощью наглядных примеров. Боден признавал, что имел ряд предшественников в постановке вопроса об историческом методе, но, по его мнения, ни один из них не объяснил дисциплину и метод предмета. И в смысле применения концепции Рамуса для сравнительной оценки исторических фактов, это было действительно так. Боден пишет: “Чтобы понимание истории было более полным и легким, позвольте нам обратиться к основному руководителю в изучении наук –анализу. Он покажет, как разделить на части историческое повествование, и как с изумительной легкостью использовать соединение целого и частей в общей гармонии”. При проведении анализа Бодену удалось сохранить гармоничную связь общего и отдельного. История делится им с предметной точки зрения на четыре вида – человеческая, естественная, божественная и математика; по географическому диапазону – на всеобщую и региональную. Но полное и истинное объяснение любого исторического факта возможно только при комплексном подходе, то есть при учете всей совокупности причин социального, естественного и сверхъестественного характера. Предмет всеобщей истории, по Бодену, – это исследование исторического движения сообществ многих людей, социальных групп, государств. Изучение всеобщей истории диктуется тем, что все явления, любое событие, вся многообразная деятельность людей имеет причинную обусловленность. “Законы истории выводятся легко, если все виды человеческой жизнедеятельности объясняются во взаимосвязи и взаимозависимости,” – пишет он. Это первое обоснование сложной детерминантной основы трактовка истории. Боден установил необходимость рассмотрения человеческой истории как единого целого. Наряду со всеобщей историей, он выделил региональную, предметом которой является изучение деятельности одного народа, объединенного определенной территорией, и частную – памятные планы, речи и дела одного человека. Начало любой исторической работы – это краткое изложение всеобщей истории, и только поняв ее механизмы и установив необходимые взаимосвязи, можно переходить к региональной и частной истории: “Ошибаются те, кто прежде изучил особенности регионов, а затем приступил к соотношению всего мира и отдельной его части; целого и единичного. Не меньше заблуждаются и те, кто думает, что может понять частную и региональную историю прежде, чем установит порядок и последовательность всеобщей”. Рамус в изучении формальной логики шел от более общего к более специальному, используя дедуктивный метод. Техника исторического исследования у Бодена такая же: от общей картины мира к изучению истории отдельных народов в соответствии с хронологией, к изучению истории государств, к изучению частной истории. Боден указывает, что используемый им метод имеет аналогии в космографии – от познания универсума как целого к пониманию его отдельных частей. Итак, только наличие особого метода, некоторые черты которого мы указали, конструирует науку, обладающую собственной “дисциплиной” – методикой организации материала и правилами корректности исследовательской процедуры. Гуманистическая школа историографии (Бруни, Бьондо, Валла, Макиавелли, Гвичардини и другие) не наделяли историю правами самостоятельной дисциплины и рассматривали ее лишь как часть литературы, риторики или юриспруденции. Боден же указал на полную независимость истории. Для него история – это не разновидность литературного жанра, как ее воспринимали многие гуманисты. Так, например, в рекомендательном списке для чтения “Школы” Курионе к числу историков отнесены некоторые поэты, баснописцы, толкователи мифов и писатели “повествований о языческих богах”. Боден проводит резкую разграничительную черту между историей литературой философией и юриспруденцией. Он указал на исключительно самостоятельное место истории среди других отраслей знания, поставив на службу истории географию, астрономию, математику и другие научные дисциплины, оговорив их лишь вспомогательный характер при изучении опыта прошлых веков. Подобный подход был разработан падуанской школой натурфилософии в XIV веке в отношении медицины, за которой было закреплено ведущее место среди всех естественных наук, ибо в ней использовались знания из биологии, ботаники, анатомии, фармакологии, астрономии. Боден обращается к теории истории, ибо он решает вопрос о природе предмета – источника и основы его собственных представлений о мире. К середине XVI века “практическая история”, имеющая дело с описанием конкретных событий и судеб, накопила солидный опыт, нуждавшийся в осмыслении и систематизации. Боден обратился к внутренней критике процесса получения исторического знания, сто было закономерно для истории того периода, приблизившейся к границам рефлексии, дающей науке возможность самообоснования, возможность “посмотреть на себя со стороны”. Каким же образом определяется термин “история” в “Методе” Бодена? Прежде всего необходимо отметить, что имеется понимание в узком и широком смысле этого понятия. История в широком смысле, то есть по форме выражения, есть “ правдивое изложение ”. Боден пишет: “Существует три вида правдивого изложения, то есть три вида истории: человеческая, естественная и божественная. Первый вид относится к человеку и разделяет низкое и достойное, второй – к природе и показывает истинное и ложное, третий – к Создателю (Творцу природы) и отделяет благочестие от нечестия. Первый изображает человека, ведущего свою жизнь в обществе, второй обнаруживает действительные возможности, скрытые в природе, и объясняет их движение от самого начала, от рождения, третий рассматривает силу и власть Бога и бессмертных душ”. В первой господствуют доводы, исходящие из власти разума и целесообразности. Человеческую историю Боден называет “мастером жизни”, естественную – изобретательницей, поскольку она занята поисками причин всего сущего. Божественная история, по его мнению, основанная на любви к одному Богу, “разрушительница пороков”, может сделать человека блаженным, то есть в высшей степени счастливым, даже без практических дел и знания скрытых причин. Трем видам истории соответствуют действия. Это вероятное в человеческой истории, неизбежное – а природной и предначертанное свыше – в божественной. Действия основываются на добродетелях: благоразумии, знании и вере. Из них, взятых вместе, создается истинная мудрость, высшее и совершенное благо – то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет потребности и ради обладания чем люди и приходят в этот мир. Трихотомия была традиционна для средневековой мысли. Боден же стремится внести порядок и соразмерность в истории, особенно – в человеческую, которая отличается от природной и божественной не только причинами, но и целями; человеческая история намного сложнее в понимании. Человек, по его мнению, будет постоянно совершать ошибки, если только не станет руководствоваться природой, то есть естественным порядком, но и отклонение от божественной истины также ввергает людей во всевозможные грехи. Выделение Боденом божественной истории в отдельный предмет по разному оценивается современными историками. Так, например, Дж. Хупперт подчеркивает отказ Бодена от теологической интерпретации истории, и мы с этим согласны. При этом его главным аргументом является то, что Боден как бы “освободил” от нее человеческую и природную. Исследователь утверждает, что закономерности каждого из видов истории рассматриваются в “Методе” совершенно независимо друг от друга, основной же причиной событий человеческой истории являются человеческие желания, которые очень изменчивы. Поэтому делается заключение о том, что Боден затрудняется в выведении собственно исторических закономерностей и ставит вопрос о проверке информации, которую используют историки, более надежными источниками, например, данными биологии, географии, астрономии. Это, по Хупперту, уменьшало вероятность хаотичности в историческом движении и давало Бодену возможность установить правила, которым подчиняется течение человеческой истории. На наш взгляд, трихотомия Бодена создавалась не с целью изучения каждого вида истории отдельно, без всякой связи с другими, что действительно бы облегчило бы задачу познания, но одновременно упростило и исказило бы представления о человеческой истории, потому что был бы утрачен ее детерминистский характер. Главным для Бодена при делении истории было показать через синтез ее универсализм, ее всеобъемлющую связь с природой и Богом. Специфика в предмете каждого из видов истории бесспорно есть: в человеческой – это человек и общество, детерминанты – природа и Бог; в природной – природа, детерминанты – человек и Бог, в священной – Бог, Создатель мира. Но природная и божественная истории, их законы и смысл существуют, воплощаются и постигаются только в рамках истории человеческой При этом Боден считает, что природа и человек суть “творения Божии”. Люди, наделенные душой и разумом, изучая природную и божественную истории, могут лишь приблизиться к пониманию божественного замысла и преклониться перед его величием. Боден пишет: “...Бывает, что кто-то от размышлений сначала о себе, затем о своей семье, потом вообще об обществе переходит к исследованию природы и, наконец, к истории вечного Бога, то есть к созерцательности и к пониманию Руководителя всего сущего. По этой причине мы должны начать с истории дел человеческих... Мы советуем тем, кто выходит из мрака и плотной мглы на свет, смотреть сначала на солнечный свет, отраженный на Земле, затем – в облаках, а потом – на Луне, чтобы после того, как хорошо окрепнет их зрение, они смогли смотреть на само Солнце. То же самое нужно делать и несведущим. Пусть они вначале увидят божественную благодать и могущество в делах человеческих; далее – в стройности небесных тел; затем – в замечательном порядке всего мира: в движении, в величии, в гармонии, в форме”. Боден считает, что последний шаг будет сделан, когда, поняв человеческие и природные дела, историк приблизится к божественному. На наш взгляд, совершенно очевидно, что одной из черт модели Бодена является теологический монизм, отраженный в замкнутой соподчиненой системе: Природа (природная история), Бог(божественная история), Человек и Общество (человеческая история) Боден является новатором в делении истории и с точки зрения того, что первым среди мыслителей своего времени, в отдельный вид истории он выделил математику. Причиной такого отношения к этой науке является то, что по мнению Бодена, человеческая история развивается на основе гармонической пропорции, а ее изучением занимается именно математика. Таким образом, ставится вопрос о “просчитываемости” ритмов исторического развития. Характеризуя термин “история” в узком смысле слова, Боден раскрывает многообразное содержание предмета исторических занятий. Он пишет: “Человеческая история – это действия, деятельность (actio) людей, ясно и правдиво описанная в повествованиях о событиях давно минувших”. Actio, по Бодену, есть нечто, являющееся целью само по себе: “Она может не оставлять никакого действительного результата труда, подобно речи.” Используется и термин “effectio”, то есть “делание, непосредственное производство, совершение, то что получается в итоге работы, подобно письму”. В связи с этим Боден рассматривает проблему сопоставления достоинств двух образов жизни – созерцательного и деятельного, которая часто обсуждалась в сочинениях гуманистов. В практической жизни человек познает окружающий его мир, а затем обдумывает приобретенные знания, тем самым – переходит к деятельности моральной и интеллектуальной, которая, по Бодену, “заслуживает истинную похвалу и длительную славу”. Многие избирают своей высшей целью созерцание, которое Боден считает высшей формой жизнедеятельности и при этом умозрительные науки ставит выше созидающих, а теоретическую деятельность выше практической. Ибо, люди, занимающиеся практической деятельностью “исследуют не вечное, а вещь в ее отношении к чему-либо в настоящее время”. Очевидно, что это подразумевает подразделение деятельности по качественному уровню, низшая ступень которого – деятельность людей, направленная на заботу о себе как физическом индивиде, высшая – деятельность, отвечающая духовным запросам личности. Люди, занимающиеся низшими видами деятельности, подчиняются принуждению, удерживаются от преступлений законами и боязнью наказания. Те же, кто предназначил себя в высшему роду занятий, внимают убеждению, имеющему не меньше власти, а иногда даже и больше, чем сила. Основа их действий – разум, религиозная вера, побуждающие к чести и добродетели. По Бодену, первичной во времени является деятельность, определяемая инстинктом самосохранения, “когда дикие и грубые как звери, люди должны удерживаться от жестокостей и грабежей солдатской рукой; затем – законом, справедливостью и, наконец, общественным мнением и религиозным страхом. Развитые человеческие сообщества основаны прежде всего на знании юриспруденции, силе красноречия и убеждения, а также – на вере”. Таким образом предмет человеческой истории – деятельность людей – не статичен, он изменяется и может существовать одновременно в разных качествах. Для Бодена идеалом является деятельность, имеющая смешанный характер и удовлетворяющая запросы как отдельного человека, так и государства Разум и душа – это звенья, связующие Бога и мир. Цель созерцательной жизни, по Бодену, состоит в прикосновении к божественной мудрости, в осознании человеком своих внутренних способностей и в определении путей их практической реализации. Активная гражданская производительная деятельность основана на выводах, заключениях и принципах, которые человек открывает для себя в созерцании. Она обеспечивает “физическое” существование общества, определяя роль каждого в политической, социально-экономической, производственной структуре государства и дает возможность реализовать человеку его нравственные, политические, религиозные установки, призывая к гражданскому служению общественному благу. Оценка деятельности у Бодена дается и с точки зрения ее ценностной и нравственной значимости, Деятельность может быть низменной и благородной, полезной и бесполезной, Поступки, планы, слова оцениваются иногда, как низменные и подлые, но полезные, Любые действия, по Бодену, направленные на укрепление государства бесспорно полезны и благородны (по его мнению, полезные вещи вообще почти всегда совпадают с благородными). Человеческая деятельность очень многогранна и сложна, поэтому цель историка в том и состоит, чтобы классифицировать ее.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |