Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французского мыслителя Жана Бодена 3 страница




В мировоззрении Бодена дух рационализма был очень силен, этим и обуславливается попытка определить суть акта Божественного Творения. Он как бы сравнивает Бога с ученым, а Творение и существование мира – с величайшим экспериментом, который осуществляется на основе продуманной теории. Познание законов природы и механизмов, управляющих обществом, равнозначно для Бодена постижению божественного. Догматы ортодоксального христианства учат, что человек может соприкоснуться с божественной истиной только через веру. В Библии сказано: “Я ежмь сущъ” и ортодоксально верующему этого достаточно, его душа не требует никаких пояснений – через благодать прийдет соприкосновение с божественным.

Поскольку для Бодена очевидно, что исторический факт существует не только в пространстве, но и во времени, то для него очень важен вопрос о соотношении таких понятий как “время”, “вечность”, “движение”, которые можно определить, по его мнению, только в соотношении с божественным. Он считает, что понятие “времени” в истории существует реально. “Тот, кто думает, что можно понять историю вне времени, ошибается, подобно тому, кто отправляется в путешествие по запутанным лабиринтам. Он может блуждать очень долго, так и не найдя какого-либо выхода в этой путанице. Время, подобно нити Ариадны, ориентир для всех историков, не только предостерегает от бесполезных блужданий, но и помогает заблудившимся вернуться к верному пути”. Боден выдвигает идею всеобщего времени, в рамках которого должна изучаться всеобщая история. Свою задачу он видит в установлении противоречий, которые имеются в определении древности событий и их последовательности. Он мечтает о создании такого универсального календаря, в котором для любого народа то или иное историческое событие соотносилось бы с одной датой (это касается и религиозных праздников). Боден признает неверным мнение о том, что время может управлять движением: ведь, если остановить часы, то само время не остановится – движение не зависит от времени. Время же отделяется от Вечности, ибо Вечность – это движение, а время – лишь его характеристика, способ его фиксации. Движение есть Бог, а “...он не может не двигаться, не может отдыхать”.

Боден считает, что историческое движение имеет свои законы. Но любая гипотеза хороша лишь тогда, когда получит подтверждение с помощью математики. Ярким проявлением божественного участия в человеческой истории, по Бодену, является то, что мир сотворен Богом по законам математической гармонической пропорции. по законам гармонии. У исследователей творчества Бодена эти идеи всегда вызывали большой интерес и еще большую путаницу. Одни характеризовали их, как “магию чисел”, выросшую на средневековых предрассудках, другие называли высшим достижением всей историографической модели Бодена. Идея гармонии как антитеза идее Хаоса имеет тысячелетнюю традицию. Впервые термин “гармония” встречается в поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея”. В “Илиаде” оно обозначает мир, согласие”, в “Одиссее” – “скрепы, шипы”, с помощью которых Одиссей соединял различные части строящегося корабля. учение о гармонии возникло приблизительно в VI веке до Р.Х. в трудах Пифагора и его учеников. Сущностью и носителем гармонии является, по пифагорейцам, число, числовые пропорции и отношения. Отправным пунктом в пифагорейском учении о числе была музыкальная гармония: созвучия зависят от длины струны, издающей звуки. Гармония мироздания виделась пифагорейцам в математических соотношениях. Гераклит считал основой гармонии соединение противоположностей. Для Платона гармония есть основа прекрасного, согласие разногласного. При этом мера, симметрия и пропорция составляли единое целое гармонии. В эпоху Возрождения математическое понимание гармонии постепенно вытесняется эстетическим идеалом. В эстетическом понимании гармонии получает развитие мысль Платона о связи гармонии и прекрасным. Боденовское понимание гармонии основано не на магии чисел, а скорее на учениях Падуанской школы натурфилософии. Для обоснования законов социального движения Боден принимает математическую последовательность Платона и основывается на значении пифагорейских чисел. Бессмертный Бог приводит все в порядок в числах, математической последовательности и соразмерности. Зависимость развития общества от математики, по мнению Бодена, может показаться абсурдом, если математические действия производить беспорядочно. Когда же “симфония измерений складывается в соответствии с гармонической пропорцией, то разногласий быть не может”. Таким образом, математика становится четвертым видом истории, который несет в себе расчеты закономерностей социального развития. Боден принимает пифагорейское положение о том, что в музыке гармония создается в том случае, если длины струн соотносятся как целые числа первой четверки 1:2; 2:3; 3:4. Он считает, что никто из его предшественников не смог убедительно экстраполировать власть и силу чисел в отношении зарождения, форм правления, роста, изменений и гибели государств. Боден считает постоянным влияние математики на судьбы как отдельного человека, так и всего государства, находит возможным рассчитывать кризисные периоды, периоды расцвета и гибели. Вот почему Боден выделяет математику как один из видов истории. Он соотносит развитие человека и государства с такими математическими детерминантами, как отношении 3:4, образование полных, сферических чисел различными действиями, производимыми с 3, 6, 9 и 7, с совершенным платоновским числом 12, с арифметической, геометрической и, главным образом, гармонической пропорцией (это пропорция средние члены которой равны, а последний представляет собой разность между первым и средним: А:В=В:(А-В), отметим, что разложение числа А на два слагаемых В и А-В является гармоническим делением или золотым сечением). На основе гармонической пропорции, по Бодену, развивается история человеческого общества.

С точки зрения онтологии исторический метод Бодена оценивается неоднозначно. Бодрияр, например, подчеркивая ее дуализм, указывал на то, что ученый выделял природное и божественное начало в истории. Флинт и позднее Келли, считали, что в основе метода Бодена лежал монизм, ибо природа – это и есть проявление божественного. Бесспорно, что система Бодена определяется ярко выраженным теизмом. Бог является Творцом и Создателем космоса, природы и человека, как части этой природы. На основе гармонической пропорции Творец задал путь движения природы, определяющий и развитие человеческого общества. Но между космосом, природой, человеком и социумом установлены закономерные и неизменные связи, которые вполне познаваемы человеческим разумом. Таким образом, на наш взгляд, исследуемая нами модель истории характеризуется, как это не парадоксально, рационалистическим теизмом: сотворенная система развивается на основе разумных закономерностей. В этом очевидно сказывался переходный характер эпохи, в которую создавался “Метод”.

Идея гармонии как всепроникающего единства разнородных и разнообразных начал лежала в основе осознания Боденом единства двух полярных высокоорганизованных миров микрокосма и макрокосма. Он устанавливает соответствие между микро- и макрокосмом через мировое государство (Respublica mundana). Традиционно макрокосм определялся как “большой мир, Вселенная”, микрокосм – “малый мир, человек”. У Бодена понимание микро- и макрокосма имеет некоторое своеобразие. Для него макрокосм – это Вселенная и душа человека. К микрокосму он относит не только человека, как физическое существо, но и объединенные по регионам этнические общности с их природными склонностями к той или иной деятельности. Первоначально Боден намечает соответствие в составляющих микрокосма – между жителями определенных климатических поясов и частями человеческого тела, его правой и левой стороной. Он пишет, что левая рука менее сильна в сравнении с правой. И вообще вся левая сторона человеческого тела ассоциируется по своим характеристикам с некоторыми качествами стариков или женщин. Левая часть, более слабая, заключает селезенку с меланхолической жидкостью, она соответствует югу. Селезенка подвержена влиянию Сатурна. “Правая сторона более сильная, уподобляется мужскому организму, несет в себе печень с желчью, на деятельность которых влияет Луна и Марс”. Правая рука выполняет большую часть механической работы, поэтому Боден уподобляет ее северянам. Он сопоставляет части человеческого организма и мирового государства. Южане с их мудростью представляют мозг, в структуре Respublica mundana они являются священниками и учеными. Северяне с их физической силой и ловкостью помещаются в печени и уподобляются ремесленникам и солдатам. Сердце мирового государства представляют жители средней полосы – чиновники, наделенные благоразумием. Жизненная сила сердца побуждает к деятельности, установлению порядка и к контролю над всеми. Такими образом в Respublica mundana “благоразумные люди (жители средней полосы), взяв власть в свои руки, стали бы управлять, религиозные, мудрые и философичные – размышлять, заниматься созерцанием и религией, а северяне развивали бы военное дело, сельское хозяйство и механические и ручные ремесла”.

Боден считает, что законы истории являются общими для всех народов, объединенных под властью одного правителя – РАЗУМА. Они могут иметь различия в языке, традициях и религиях, но когда все люди объединятся на основе универсального закона, то они “поймут, что имеют одну кровь и подчинены единой власти разума”. По форме политического управления мировое государство Бодена – монархия. Это отличает его от Платона, который свое идеальное государство представлял как полис. Respublica mundana Бодена, как идеал всемирного объединения, значительно отличалась от Respublica christiana. Боденовская модель идеального государства основана на особенностях различий окружающей Среды. Вообще разработка в середине XVI века теорий мирового государства – утопий само по себе являлось алогичным, появление во Франции подобной модели во время религиозных гражданских войн противоречило всей социально-политической и экономической истории; к тому же в этот период шел бурный процесс формирования национального самосознания, складывания национальных государств. Скорее всего, идея Respublica mundana является одним из аргументов, направленных против концепции “экономической изолированности или замкнутости” государств и теорий. “национального превосходства”. Боден считал необходимым экономическое объединение различных наций, потому что каждый регион земного шара, исходя из природных условий, специализируется на каких-то конкретных видах продукции. Следовательно для процветания человечества необходима интеграция, экономическое сотрудничество, союз всех народов – мировое государство, основой формирования которого должна стать торговля: “Торговля уже сейчас внезапно так связала все народы, что они неожиданно для самих себя оказались работниками единого мирового государства”.

Боден устанавливает связи между мировым государством и планетами, то есть макрокосмом. Он следует учению Николая Коперника о том, что Солнце – центр Вселенной, расположено в центре планет и в центре мира. В Respublica mundana Солнце, уподобленное сердцу и мозгу, соответствует месту жителей средней полосы. Он однако оговаривается, что признание гелиоцентризма естественно приводит к выводу о том, что Солнце должно быть общим для всех. В “Методе” Бодена намечаются и более широкие параллели. Тройное деление народов – северяне, жители средней полосы и южане – соответствует тройному делению макрокосма – духовный мир разума, небесный мир звезд и элементарный мир рождения и смерти всех вещей. Вокруг этого намечается еще один дополнительный ряд трихотомии, касающейся свойств души – знания, государственная мудрость и практические искусства, находящие свое выражение в созерцании, политических действиях и практических делах. Вслед за Аристотелем Боден сравнивает южан, жителей средней полосы и северян с тремя возрастами человека – юностью, зрелостью и старостью: “Когда я более внимательно смотрю на южан, жителей средней полосы и северян, то мне кажется, что все они имеют характеры и нравы соответственно стариков, мужчин и юношей. Точны древние строки: молитвы – старости; поступки – молодости; планы и размышление – зрелости. Симпатии Бодена на стороне жителей умеренной полосы, которым соответствует зрелость, имеющая опыт старости и еще исполненная юношеских сил и задора.

Подводя некоторый итог нашей работы, необходимо отметить, что становление метода истории, основывалось на опыте древней, средневековой и ренессансной историографии. Очевидно, что уже в начале переходной эпохи от Возрождения к Новому времени историки занимались не только описанием судеб конкретных народов, государств, отдельных людей, но и теоретическим осмыслением многообразных связей между человеком, природой и Богом, и пытались создать целостную теорию исторического процесса. Через десять лет после первой публикации трактата Бодена, почти вся Западная Европа была наводнена трактатами о теории истории, как самостоятельной дисциплины. Доказательством этому служит издание двухтомного сборника из двадцати произведений по этой проблематике, начиная с литературного эссе Лукиана из Самосаты. История (человеческая, природная, божественная) является предметом исследований во всех трудах Бодена. Каждому из видов истории он посвятил специальное произведение или несколько работ: человеческая история – “Ответы на “Парадоксы” господина Мальтруа”, “Об универсальной юриспруденции”, “Парадаксон”; естественная (природная) история – “Театр природы”; священная история – “Демономания колдунов”. “Семигласный разговор”. “Метод доступного познания истории” содержит в себе основные, возможно, не вполне развернутые и ясно выраженные подходы к изучению всех видов истории. Целостное представление о методе доступного познания истории Бодена возможно только в результате комплексной оценки всех его произведений. Очевидно, что оно будет много сложнее, тех набросков, которые содержаться в “Методе”. Но подобной задачи в ходе своего внутреннего развития историческая наука не выдвигала, уверенно шагая путем создания “нового”, и только XIX век осмелился заявить о новой науке истории, а в конце XX – это заявление многими вновь взято под сомнение. Тем не менее историко-социологический метод, разработанный Боденом был осмыслен и изложен Рене Декартом в эпоху Просвещения, который считается основоположником теории географического детерминизма, а в XIX веке фактологический подход к историческому исследованию был взят на вооружение позитивизмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.