Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французского мыслителя Жана Бодена 2 страница




Таким образом предмет человеческой истории, по Бодену, очень сложен и разнообразен. Это планы, мысли, слова, поступки и физические действия человека, рожденные его собственной волей “незагрязненной, свободной от страсти и эмоций, которые показывают слабость характера.” “Загрязненная” воля порождает действия человека, не отдающего отчет собственному поведению, “если кто-то полностью не в себе. Таковы сумасшедшие и те, кто не осознает, что происходит... Когда дьявол принуждает к поступку или Бог побуждает кого-либо к пророчествам, то это действия не человеческие, но сверхъестественные, ибо в обоих случаях они не контролируются волей человека и далеки от его естественной природы”. Свободная воля, по Бодену, это воля мудрого человека, не подверженного страстям. Первоосновой, определяющей все действия человека, являются его жизненные естественные потребности – физиологические, духовные, социальные – внутренне детерминируемые его природой и стремлением к самоудовлетворению. К первоначальным жизненным потребностям Боден прежде всего относит стремление к самосохранению и самовоспроизведению. Затем, ему вполне закономерным представляется желание людей жить лучше. Удовлетворение этого желания приводит к действиям, без которых невозможно выжить – совершенствование военного дела, медицина, гимнастика, охота, сельское хозяйство, строительство. Далее человек направляет свои усилия на вещи, “без которых мы можем выжить, но не с удобствами, а если и с удобствами, то не роскошно, а если и роскошно, то все же не испытывая такого сильного удовольствия, которое так приятно радует чувства и разум”. Возникает и развивается деятельность, относящаяся к совершенствованию ремесел, торговли, финансового дела – “умению накапливать богатства и правильно использовать то, что приобретено.” В особый вид деятельности Боден выделяет искусство управления государством. Деятельность, определяющая стабильность и процветание государства, очень многообразна. Она целиком основана на нравственной и гражданских науках. Первая – учит контролировать себя, использовать правила разума в собственных интересах, а также управлять семьей; вторая – государством. Гражданская деятельность включает в себя и юриспруденцию, занимается регулированием всех знаний, накопленных в обществе, и общественной жизнью – в целом. Деятельность, определяемая социальными запросами человека, удовлетворяет его стремление к власти, которая приносит некоторым невероятное наслаждение. А стремление к наслаждениям, по Бодену, является одной из важнейших жизненных потребностей людей, ибо “без добродетельной жизни нет наслаждений и нет совершенной деятельности без наслаждения ею”. Причем стремление к наслаждению Боден уравнивает со стремлением к познанию гармонии. Очень высоко он оценивает коммуникативные способности человека к общению с себе подобными, дающими ему возможность самовыражения и бесспорно обогащающее и развивающее его внутренние способности. Кроме того, общение удовлетворяет духовные запросы человека и дает ему возможность по достоинству оценить самого себя. Поэтому люди ищут возможности объединиться в группы (семья, корпорация, государство, нация, конфессия). Итак, предмет исторической дисциплины и его причинности в “Методе легкого познания истории” Бодена можно представить следующим образом: деятельность, свободная воля, жизненные потребности, естественная природа, человека. Последнее звено этой схемы не является завершающим, так как ставит вопрос о следующей детерминанте: “Чем определяется естественная природа человека?”. По мнению Бодена, первоосновой его системы является природная Среда обитания – как отдельного индивида, так и народа в целом. В историографической литературе взгляды Бодена на взаимосвязь природы и социума рассматриваются в основном, как самостоятельная “климатическая теория”, не имеющая явной связи с предметом исторической науки. На наш взгляд, теория климата является причинным основанием предмета истории постольку, поскольку Боден считает, что обращение к изучению влияния природной среды на развитие человеческого общества дает возможность “сделать некоторые обобщения о качествах всех народов или, по крайней мере, наиболее известных, и таким образом проверить истину истории с помощью точного мерила”. Влиянием природных факторов на развитие народов является устойчивым, а следовательно, можно определить его закономерности и проявления, зафиксированные в историческом материале.

Основные идеи о влиянии природной среды на людей содержались еще в сочинении Гиппократа “О воздухе, воде и суше”. Он охарактеризовал воздействие природы, главным образом – климата, отчасти – почвы и воды на организм человека и его психику. По мнению Гиппократа, жаркий климат делает людей ленивыми, а переменный – возбуждает энергию. В пример он приводит Малую Азию, где климат мягкий в сравнении с климатом Европы, что объясняет более спокойный характер жителей Малой Азии в сравнении с европейцами. Взаимосвязь человека, общества и природы “познавались долгим опытом, – пишет Боден, – потому что накопление фактов – не легкое дело. Трудно ответить на вопрос, как далеко распространяется власть севера и юга, что определяет восток и запад, или, что следовало бы подразумевать под природными чертами и особенностями каждого народа? Нет ни одного писателя, чьи сочинения были бы факелом в этом мраке”. Более того, Боден разделяет древнюю и современную ему историографию. Это закономерно, ведь уже был сделан целый ряд географических открытий, потрясших Старый Свет. Расширение территориальных рамок ойкумены позволило ученым XVI века делать более обоснованные выводы о характере влияния природы на людей. Боден писал, что каждый с помощью логических выводов продвигается настолько, насколько ему позволяют его собственные возможности. Но о природной стороне знаний, считает Боден, древние много не могли написать, “так как они не знали областей и мест, которые были открыты недавно”. На основе природных особенностей Боден выделяет четыре региона Земли.: южный – в области экватора; северный – в районе полюсов; восточный ограничен Молуккскими островами; западный – островами Гестрия. Основным ориентиром на западе для него является Америка, экватор разделяет север и юг. Вся область от экватора до полюса – 90 градусов – содержит, по Бодену, три части, в каждой по 30 градусов. От 0 до 30 градуса – жаркий пояс, столько же градусов он отвел холодному поясу (от 60 до 90 градуса) и тридцать градусов – средней зоне, “ в которой можно жить удобно и счастливо, за исключением возвышенностей, гор, топких болот, пустынь или опасных и бесплодных мест из-за плохого качества почвы и воды.” Все пояса Боден подразделяет на подпояса по пятнадцать градусов каждый. Исключение он делает лишь для экваториального подпояса (от 15 до 30 градуса). Подпояс расположенный от 60 до 75 градуса соприкасается с границами проживания готов, ливонцев, московитов, доходит до гряды Имайских гор. Этот район населен, заключает Боден, но проживание здесь сопряжено с целым рядом трудностей, которые люди могут преодолеть только совместными усилиями. Северный подпояс (от 75 до 90 градуса) – самый неблагоприятный по природным условиям (низкие температуры, суровый климат), поэтому здесь – в пещерах, подобно диким зверям, жили только отдельные люди. Средний район, уточняет Боден, – это не то пространство, которое расположено между полюсом и экватором, но территории между 40 и 50 параллелями. И чем ближе к востоку, тем умереннее климат. К этому району, по Бодену, относятся северная часть Испании, Франция, Дакия, Парфия, Согдиана, основная часть Большой Азии. К южанам причисляются сицилийцы, критяне, сирийцы, арабы, персы, индийцы, эфиопы, сузианцы, финикийцы, нумидийцы, киренаикяне, ливийцы, американцы, населяющие Флориду. Северяне – это народы, проживающие на территории от 50 до 60 параллели. В нее входят Британия, Германия, Дания, Готландия, Скифия, Татария. Итак, по широте Боден выделяет северный, южный и средний районы, по долготе – восточный и западный, по влажности – болотистые и пустынные районы, по рельефу – горы и равнины, по интенсивности движения атмосферных масс – ветреные и безветренные места. Но северный, южный и средний регионы являются определяющими по отношению ко всем остальным.

Природные факторы, рассматриваемые Боденом, можно классифицировать следующим образом: первая группа – те, которые связаны с самим человеком как биологическим организмом: телесная организация, физическое строение людей, их природные способности и силы; вторая группа – это природные характеристики, находящиеся в окружающей человека среде: климат, особенности рельефа, атмосферы, водная Среда, направление ветров, качество почвы. Природные свойства этой группы оказывают непосредственное влияние на характер деятельности людей. “Так как потоки с гор, – пишет Боден, – несут в себе много или, то земля в долинах...очень плодородная... Поэтому благодаря наличию хороших почв жители занимаются сельским хозяйством, установив мир, отказавшись от военных занятий и изнывая от наслаждений... Живущие в подобных долинах могут наслаждаться роскошью в противоположность тем, кто населяет бесплодные места. Последние – доблестные солдаты на войне, а в мире – умелые ремесленники или усердные торговцы”. Таким образом Боден обосновал прямую зависимость человеческой деятельности от почв, влажности, температуры воздуха на базе разумной аргументации: сельское хозяйство зародилось и развивалось там, где плодородные, богатые земли, благоприятный климат и выпадает достаточное количество осадков. А ремесло, торговля и военное искусство – на территориях с бесплодными почвами.

Кроме того, каждый регион, по Бодену, имеет ряд климатических характеристик, влияющих на деятельность человека опосредованно, через его природную организацию и темперамент. Климат прежде всего определяет внешний облик человека и его поведение. Так, например, считает Боден, температура воздуха понижается по направлению к северу, поэтому у южан больше тепла от солнца и меньше – от самих себя, их поведение размеренно и медлительно; у северян – преимущественное количество внутреннего тепла – они более оживлены и здоровы; у жителей средней полосы зимой тепло концентрируется внутри, а летом оно выходит наружу, Это определяет и внешнее поведение. Связь температуры воздуха, влажности и телосложения людей – это лишь частное проявление общих закономерностей природы. А поскольку, по Бодену, человек – часть природного мира, постольку он подвержен такому же влиянию температуры воздуха и влажности, как и другие его элементы. Физическая конституция народов определяет их способности к какому-либо роду занятий. “северяне, – пишет Боден, – в холодном регионе терпеливо трудятся, а в теплом – истекают потом. Например, германцы и скандинавы охотнее развязывают войны зимой, реже – летом”.

Боден подчеркивает гармоничный характер распределения физических и духовных качеств между народами. Северяне имели преимущества только в физической силе, а южане в интеллекте. “Если бы Бог наделил лисьей хитростью людей диких, как буйволы, или великой силой и выдержкой карфагенян, пронырливых как лисы, то тогда его дары могли использоваться во зло, для разрушения”. Натиск такой разрушительной силы остановить было бы уже невозможно. Способности людей либо к умственной работе, либо к физической определяют и основные черты национального характера. Именно поэтому, считает Боден, недостаточное развитие интеллекта северян приводит к ярко выраженной импульсивности и именно поэтому северян называли жестокими и нецивилизованными. Северяне совершают акты жестокости в силу природной импульсивности и поскольку они физически сильны, то грабеж и войны стали их ремеслом. Это породило в них жадность, но импульсивность толкала их к безумной расточительности, Так как этот недостаток, по мнению Бодена, северяне хорошо за собой знали, то это привело к появлению в их характере еще одной черты – подозрительности. Южане тоже способны к предательству, но идут на него осознанно, в целях личной выгоды. Они тоже жестоки, но их жестокость рождена не импульсивностью, а обоснована разумом и расчетом. Но и жестокость южан объясняется не порочным воспитанием, а природной предрасположенностью, в частности Боден отмечает необходимость учитывать соотношение соков организма, на которые внешние силы воздействуют неодинаково. В пример приводятся южане, у которых обилие черной желчи порождает недостатки, которые с трудом искореняются. Черная желчь, поясняет Боден, под воздействием солнечного тепла особенно изобильно выделяется у южан и определяет их эмоциональность, поэтому они часто непримиримы и даже – невменяемы.

Природа региона определяет и особенности национального темперамента, который в свою очередь, также влияет на выбор того или иного занятия. Различия в национальной психологии объясняются количественным соотношением крови, флегмы, черной и желтой желчи в человеческом организме. Пропорции в соотношении этих соков определяют темперамент, который оказывает значительное влияние на естественную направленность человеческой деятельности. Черная желчь южан, считает Боден, определяет их склонность к размышлениям, поэтому именно южные народы были покровителями высшего познания. Они выявили секреты природы, открыли математические дисциплины, первыми наблюдали власть религии и небесных тел. Скифы же – в противоположность им – менее годны к размышлениям по причине избытка крови, “который настолько угнетает разум, что он редко проясняется”. Поэтому, по Бодену, в древности среди северян не было ни одного философа. Но зато у северян больший интерес вызывают вещи, которые познаются чувствами и создаются при помощи развития определенных навыков, практического ума, смекалки; они открыли массу механических приспособлений, орудия войны, литье металлов, печатание.

Жители средней полосы не предназначены, как считает Боден, для познания философских и созерцательных наук, как южане; или для занятий ручными ремеслами, как северяне. Именно от народов этого региона пришли государственные институты, законодательные системы, традиции и лучшие способы управления государством, а также риторика, диалектика и педагогика. Жители среднего района предрасположены к занятиям торговлей и коммерцией. Именно из этих районов ведут свое происхождение величайшие правители, талантливые законодатели, самые беспристрастные судьи, мудрейшие юристы, умнейшие коммерсанты, наконец, известнейшие музыканты и актеры.

Таким образом, можно отметить, что Боден был одним из первых европейских мыслителей, показавшим зависимость развития человеческой деятельности, являющейся предметом исторической дисциплины, от конституциии и психологических свойствами человека. Боден вводит в сферу знаний о прошлом идею объективного надличностного ее изучения, и основой этой идеи является понимание сложной детерминированности, причинно-следственной цепочки объяснения исторической дисциплины и ее основного предмета – человека в контексте его деятельностного проявления. Он показал, что подлинный человеческий интерес состоит в том, чтобы получить реальные знания о природе – и окружающей среды, и самого человека. Ведь успех практической деятельности и реализация человеческих потребностей обеспечивается объективными знаниями, не зависящими от людей и их интересов. Субъективно-деятельностное отношение человека к природе диктует необходимость объективного подхода к ее познанию. В законченном виде схема предмета истории представлена в “Методе” следующим образом: деятельность людей свободная воля жизненные потребности естественная природа человека окружающая природная Среда космос Бог. Боден одним из первых ввел в историю понятие закономерности и показал обусловленность развития народов и государст природными факторами. Уже в 1569 году Антоний Випераний смело использовал понятие “законы истории” (Leges historicae).

Итак, метод изучения истории Бодена как способ теоретического осмысления прошлого человечества основан на следующих принципах: требование информативности, поскольку история несет в себе прежде всего знания; правдивости, фактографичности, а не на оценочности в подходе к материалу, которая характерна для философии, но не для истории; смысловой, а не дидактической оценки читателем истории; дифференцированном, сравнительно-критическом подходе к изучению истории, обусловленном спецификой исторического материала; установлением причинно-следственных связей; на использовании в объяснении истории закономерностей, открытых естественными науками и логикой Рамуса; идее поступательного развития человеческого общества во временных рамках мира, установленных Творцом; единстве рассмотрения социальных, природно-климатических факторов, влияющих на ход исторического процесса; применении филологического анализа исторических источников; дедукции, анализе и синтезе, каждая из этих операций имеет свои специфические задачи в историческом труде; жесткой хронологической последовательности в исследовании материала; и, наконец, на доступной и увлекательной форме повествования. История у Бодена, занимающая первостепенное значение в системе знаний, является наукой всех гуманитарных наук, так как он считает, что все знания, которые добываются, например, правоведами или философами, находят свое основание именно в истории, и в копилку истории они относят свои открытия. Боден представил полную характеристику человека, способного написать хорошую историю. К нему предъявлены очень высокие требования – профессионализм, энциклопедическое общее образование, морально-нравственные добродетели, блестящее знание древних языков, сильный характер, талант, природная одаренность. Одним из первых среди историографов Боден выдвинул предположение о том, что через личность автора исторического произведения, его политические, ценностные ориентиры можно определить некоторые черты того времени, когда источник создавался. На основе уже разработанных общих требований к историческому сочинению Боден составил первый рекомендательный список для изучения истории. Отдельные попытки посоветовать, что полезнее читать интересующимся историей, предпринимались и раньше, например, Курионе. Но Боден составил подробнейшую библиографию по двум основаниям – предметному и по соотношению частного и общего.

Философия истории

Как известно Боден выделил четыре вида истории: человеческая, природная, божественная и математика. Традиционной была бы трихотомия в классификации истории, но Боден добавляет математику. Попробуем разобраться с какой целью он это делает? В начале все-таки более подробно остановимся на исторической трихотомии, которая скорее всего создавалась не с целью изучения каждого вида истории отдельно без всякой взаимосвязи с другими, что в действительности сузило бы и облегчило задачу познания, но одновременно упростило и исказило бы представления о человеческой истории, потому что был бы утрачен ее детерминистский характер. Главным, для Бодена, при делении истории было установить и показать через синтез истории человеческого общества всеобъемлющую связь с природой и Богом. Специфика в предмете каждого из видов истории бесспорно есть и ученый ее отмечает. В человеческой истории – это деятельность, человек, общество; детерминантами при этом выступают природа и Бог. В природной или естественной истории предметом познания является сама природа, детерминанты – человек и Бог; в священной истории Бог – единственное сущностное составляющее. Но естественная и священная истории, их законы и смысл существуют, воплощаются и постигаются только в рамках истории человеческой. При этом Боден считает, что природа и человек – суть “творения Божьи”; люди, наделенные душой и разумом, изучая естественную и человеческую истории, могут лишь приблизиться к представлениям о божественном замысле, о замысле творения и преклониться перед его величием. Боден считает, что главный шаг будет сделан тогда, когда поняв человеческие и природные дела, историк приблизится к божественному. Из трех видов истории Боден оставляет божественную теологам, естественную – философам, в то время “как мы сами, – пишет он, – будем заниматься человеческими действиями и их правилами” (исторических факультетов тогда не было и первым теоретиком истории стал правовед). И хотя в начале своего произведения Боден и делает это замечание, но тем не менее, касаясь вопроса о периодизации, он не мог обойти теологические дискуссии, например, проблему начала и конца мира. В противовес христианским теориям периодизации истории (например, по империям) Боден выдвинул новую историческую периодизация, основанную на климатических условия окружающей среды и распространения цивилизации с юга на север. “Сила внутреннего тепла делает более сильными тех, кто находится на севере. По этой причине скифы всегда направляли свои набеги на юг. Точно также и величайшие империи всегда возникали на юге”. Юг с мягким теплым климатом создавал более благоприятные условия для жизни людей и для появления высокоразвитых форм социально-политических отношений. Боден выделяет три великих эпохи. В первую из них ведущая роль принадлежала народам, проживающим на юго-востоке, во вторую – народам Средиземноморья, в третью – жителям севера. Каждая из этих эпох продолжалась две тысячи лет. Почему Боден выбирает период в шесть тысяч лет? По форме этот подход почти полностью соответствовал провиденциальной периодизации прошлого по “шести векам” (возрастам мира), предложенной Августином и в целом непосредственно не связываемой им с историей. Однако по мере удаления от времени его жизни и накопления нового историко-политического опыта появилась задача придать элемент внутреннего динамизма уже существовавшей периодизации. В VIII веке Беда Достопочтенный дополнил унаследованную от Августина периодизацию священной истории внутренней характеристикой каждого из “шести веков мира”. Так, например, первый день трудов Создателя начался с сотворения света, продолжился отделением света от тьмы и завершился наступлением ночи. Соответственно – первоначально появление человека, затем отделение праведников от грешников и, наконец, наказание грешников – потоп. По этой схеме развитие событий в пределах каждого “века” проходило через три этапа: становление, разделение (в развитии) и крушение.

Боденовская схема напоминает деление Беды, но только в масштабах регионально-климатической периодизации. Временные рамки своих эпох Боден определяет не исторически, а на основе Библии. Самая ранняя из них определяла процесс становления человеческой цивилизации, тогда южане занимались познанием религии, постижением мудрости, изучали движение небесных тел и всеобщую власть природы. В последующие две тысячи лет господство перешло к народам средней полосы. Вторая эпоха – это время мощного роста государственности, разработки законодательных систем, расцвета торговли. В следующие две тысячи лет первенство должно перейти к северянам, которым предстояло открыть неизвестные ранее ремесла и искусства, сделать новые изобретения. Затем, по мнению Бодена, по миру пройдет великая волна беспорядков, все будет подвергнуто гибели и крушению – начнется господство Марса. Первая из этих эпох уже миновала, а вторая, по Бодену, в его время подходила к середине. Боденовская периодизация носит умозрительный, условный характер (как и всякая периодизация в принципе). По содержанию же периодизации очень важно определить критерии этапов исторического движения. Это может быть, например, господство той или иной религии, рост производительных сил и характер их взаимоотношений с общественной надстройкой, преобладающее влияние той или иной идеологии. Боден же на основе очень кропотливого анализа всей истории человечества критерием своей периодизации выбирает объективные, рационалистичные факторы. Природные характеристики, например, влажность и температура воздуха определяют физический тип людей, их характер, темперамент, предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Древность выделила народы юга – древние цивилизации Востока, затем Средиземноморье – античность, в Средние века, в эпоху Возрождения и чуть позднее расцветают общества, существующие в средней полосе, но третий этап, по Бодену, должен завершиться неминуемой всеобщей гибелью. С его точки зрения историческое движение имеет следующую направленность: первая эпоха – души, вторая – разума, в третьей верх возьмет грубая сила. Следовательно мир, постепенно деградирующий и разлагающийся, конечен? Как же это соотнести с боденовскими идеями прогресса, с его критикой теории четырех монархий и “золотого века”?

Для объяснения этого противоречия необходимо подробнее остановиться на боденовской оценке влияния Бога и божественного на человеческую историю и хотя бы немного остановится на божественной истории. Может создаться впечатление, что идеи Бодена характеризуются ярко выраженным рационалистическим детерминизмом. Для самого Бодена самое сложное установить характер и степень божественного влияния на судьбу человеческого общества. В связи с этим возникает вопрос о начале истории, что для Бодена равнозначно с вопросом о начале мира. В религиозно-философской мысли Боден подробно рассматривает три всего лишь и возможные точки зрения:

1. Мир вечен, не имел начала, а следовательно, не будет иметь конца;

2. Мир имел начало и будет иметь конец;

3. Мир имел начало, но никогда не будет иметь конца.

Все эти варианты решения вопроса о вечности мира подробно анализируются. Первым, кто высказал идею вечности мира Боден считает Аристотеля, который, по его мнению, не согласился с Платоном в том, что Бог после грехопадения, свершенного первыми людьми обратился ко всему сущему и объявил, что все смертно, хотя по его святой воле первоначально его творениям предназначалась вечность. Аргумент Аристотеля состоял в том, что данное невозможно доказать на практике. По Аристотелю, мир непрочен, не имеет начала постольку, поскольку вещи имеющие начало, неизбежно приходят к упадку, но умирая, они имеют продолжение. Боден отвергает мнение Аристотеля как безрассудное. Он считает Бога Творцом мира в природе, в пространстве и времени. Мир, по своей собственной природе, как материальное тело, является бренным. “По воле Всемогущего, приходя на землю, люди умирали, снова уходили в нее, беременную теплом и новым семенем”. Движение любой сущности приближает ее к концу. Как следствие этого Боден выводит некое правило для частного и общего. Ведь если составляющие мира превращаются в руины, то рано или поздно сам он целиком завершит свое существование. Но конец мира наступит лишь тогда, когда целое обратиться в руины. Но на месте погибшей части целого может возникать новая и может быть более совершенная, поэтому конец мира, по Бодену, еще далек.

Затем Боден рассматривает и компромиссную точку зрения о том, что мир имеет начало, ибо подчинятся необходимости, а не воле. Естественно возникает вопрос, что же тогда управляет миром и предопределяет ход событий? Боден находит три возможных варианта ответа: или необходимость, или воля, или случай. Боден не соглашается с Аристотелем, который наделил человека свободной волей, а природу и Бога связал необходимостью. “Что может быть более нечестивым, высокомерным, наконец, более безрассудным, чем желание брать на себя ответственность за происходящее, чем нежелание следовать тому, что исход дел предопределен Богом. Он не может остановить движение Солнца, не имеет власти над небесными светилами или какими-либо изменениями в Универсуме, точно также воля и побуждения человека могут не все. Но Бог изменяет то, что пожелает. Бог ограничен, но не силой; он управляет всеми вещами не основе чистейшего выбора, основанного на желании. Его воля определяет необходимость, заложенную в сотворенной им природе, развивающейся бесконечно”. Боден уверен, что природа совершенна, гармонична во всех своих частях, проявлениях и форме. Для него ничто не может быть более безрассудным, чем мысль о том, что мир существует по законам, диктуемым необходимостью, стоящей над Богом. В подобном случае получается, что Творец, желает он этого или не желает, ограничивается необходимостью. Бог создает не любые вещи, а лишь те немногие, к существованию которых он стремиться. Поскольку необходимость, определяется “божественным произволом”, желанием Бога, то мир, заключает Боден, был сотворен и имел начало: “Конкретным началом времени представляются события, изложенные в Святом писании. Попытка определить более древнюю точку отсчета времени была бы, вероятно, преступлением”. Мир, сотворенный Богом должен быть бесконечным, так как безграничные действия относятся к бесконечному и вечному разуму, если бы не существовало “божественного произвола”, в соответствии с которым мир может погибнуть, если на то будет воля Божья. В вечности мира заложена его латентная гибель. Поэтому Боден считает, что в истории возможен дальнейший прогресс и не обязательно конец мира должен быть подготовлен его разложением; катастрофа может наступить в расцвете, на пике взлета всего сущего, но тогда, когда Бог захочет этого.

Одним из этапов творения мира Боден считает сотворение человека. “Глупо думать, что форма создается из сущности материи, подобно тому, как фигурка Меркурия сама бы себя создала из бревна, потому что она есть творение ума, знаний и сноровки ремесленника”. Существует нечто, потенциально заложенное в некоторой сущности и развивающееся не под воздействием внутренней силы этой сущности. Творец вышел из целомудренной тишины и приступил к Творению благодаря самовозбуждению. Боден уподобляет Бога архитектору, который имеет источником своего вдохновения не материал или пространство, но собственно замысел созидания. Итак, перед началом Сотворения мира Бог имел не только собственное желание, но и задуманный план действий.

Платон сравнивал мудрого человека с Богом; Аристотель считал, что счастливый человек самодостаточен, потому что несмотря на все неудачи, разочарования, заботы, он уверен в себе. А это определяется состоянием мыслей, благодаря которому человек возвышается над заботами, также уподобляясь Богу. Боден не соглашался с этими мнениями, потому что был уверен, что Бог не создал ничего более величайшего и совершеннейшего, чем он сам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.