КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное пособие 1 страница
САНКТ–ПЕТЕРБУРГ Содержание Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.................................................................................................................. 4 Религозно – мифологические представления............................................................................................................. 4 Натурфилософия................................................................................................................................................................ 7 Даосизм................................................................................................................................................................................. 9 Конфуцианство................................................................................................................................................................. 14 Моизм.................................................................................................................................................................................. 22 Минцзя, "школа спорщиков"......................................................................................................................................... 27 Фацзя (школа легистов).................................................................................................................................................. 28 Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.................................................................................................................. 35 Веды..................................................................................................................................................................................... 35 Джайнизм............................................................................................................................................................................ 39 Буддизм............................................................................................................................................................................... 43 Чарвака–локаята.............................................................................................................................................................. 50 Санкхья............................................................................................................................................................................... 53 Йога...................................................................................................................................................................................... 56 Вайшешика........................................................................................................................................................................ 60 Ньяя...................................................................................................................................................................................... 62 Миманса............................................................................................................................................................................. 64 Веданта............................................................................................................................................................................... 65 Глава 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.............................................................................................................................. 69 Милетцы............................................................................................................................................................................. 71 Гераклит............................................................................................................................................................................. 73 Пифагореизм...................................................................................................................................................................... 75 Ксенофан. Элеаты............................................................................................................................................................ 78 Эмпедокл............................................................................................................................................................................ 83 Анаксагор........................................................................................................................................................................... 85 Левкипп. Демокрит........................................................................................................................................................... 86 Софисты.............................................................................................................................................................................. 91 Сократ................................................................................................................................................................................. 93 Платон................................................................................................................................................................................. 97 Аристотель....................................................................................................................................................................... 105 Киники............................................................................................................................................................................... 115 Скептицизм...................................................................................................................................................................... 117 Эпикуреизм...................................................................................................................................................................... 118 Стоицизм.......................................................................................................................................................................... 120 Неоплатонизм................................................................................................................................................................. 125 Глава 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.............................................................................................................. 128 Формирование христианской философии.............................................................................................................. 128 Христианская философия раннего средневековья............................................................................................... 141 Арабская философия средневековья........................................................................................................................ 149 Еврейская философия средневековья....................................................................................................................... 161 Философия позднего средневековья......................................................................................................................... 166 Глава 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ................................................................................................... 179 Глава 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVII ВЕК....................................................................................... 201 Глава 7. ФИЛОСОФИЯ XVIII ВЕКА............................................................................................................................ 233 Французское просвещение.......................................................................................................................................... 242 Французский материализм.......................................................................................................................................... 256 Глава 8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ....................................................................................... 266 Глава 9. XIX ВЕК (ПРОДОЛЖЕНИЕ).......................................................................................................................... 299 Философия марксизма.................................................................................................................................................. 299 Позитивизм....................................................................................................................................................................... 313 Неокантианство............................................................................................................................................................. 322 Неогегельянство............................................................................................................................................................. 324 Прагматизм...................................................................................................................................................................... 325 Иррационализм XIX – начала XX вв.................................................................................................................... 330 Глава 10. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА............................................................................................................................... 347 Неотомизм........................................................................................................................................................................ 347 Фрейдизм.......................................................................................................................................................................... 357 Неопозитивизм................................................................................................................................................................ 368 Экзистенциализм............................................................................................................................................................ 383 Постмодернизм. Философские настроения конца века....................................................................................... 400 Глава 1. Философия Древнего Китая
Китайская цивилизация является одной из древнейших в мире. Около пяти тысяч лет назад в Китай пришли племена из Центральной Азии. Эти племена были знакомы с земледелием, имели большие стада. Они поселились на берегах Хуанхэ, ассимилировали местное население. В ХХI в. до н.э. образуется государство, формируется классовая структура общества– как результат начинающегося перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Первая династия Ся правила около 400 лет. В эту эпоху кроме скотоводства важное значение приобретает земледелие, которое становится главным занятием китайцев. Совершенствуется техника– оружие, различные изделия делаются из бронзы. Появляется письменность. На смену династии Ся пришла династия Шан–Инь (ХVIII–XII в.в. до н.э.), последнюю сменила династия Западной Чжоу (XII–VIII в.в. до н.э.). В эту эпоху в Китае создается система орошения, развивается ремесленное производство, появляются и распространяются изделия из железа. При династиях Шан и Чжоу развивалось централизованное управление. Разработана родовая система, система рангов, наследования занимаемых постов и получаемого жалования. Сложилась государственная собственность на землю и рабов. Глава государства– наследственный монарх (ван). Он считается собственником земли и рабов, он же был верховным жрецом. Затем в иерархии– наследственная земельная аристократия, из которой состоял государственный аппарат, затем– простолюдины, объединенные в земледельческие общины. Рабы, как и животные, находились вне социальной иерархии. В эту эпоху заметен прогресс знаний в астрономии, математике, географии, механике, медицине. Составлен календарь. В последующий период – Чуньцю (770–476) и Чжаньго (475–221) в Китае – в социально–экономическом плане – переход от рабовладельческого к феодальному строю.
Религозно – мифологические представления В эпоху Шан и Чжоу господствует религиозно – мифологическое мировоззрение. Утверждалось многобожие; боги изображались в виде животных, рыб, полуживотных – полулюдей. Главное божество Шан – ди, ему подчиняются все другие боги и духи (духи природных явлений и души умерших людей). Распространен культ предков; он основывается на утверждении о влиянии духов (душ умерших людей) на жизнь и судьбу потомков. Духам приносились жертвы. Развивается учение о "воле Неба". Утверждалось, что все в мире зависит от предопределения неба. Правители считали себя потомками Верховного императора (находящегося на небе). Государь выступал перед своими подданными как сын неба. Сама страна называлась "Поднебесная". Считалось, что "воля Неба" познается через гадания и предзнаменования. О технике гаданий скажем чуть позже. В мифологическом мировоззрении Древнего Китая говорилось, что в глубокой древности мир представлял собой мрачный, бесформенный хаос. Затем в нем появились два духа Инь и Ян, которые сформировали небо и землю. Начало Инь символизировало женское, начало Ян – мужское начало. Начиная с эпохи Чжоу небо стало рассматриваться как воплощение Ян, а земля как воплощение Инь. Ян управляет небом, Инь – землею. Ян – светлое, Инь – темное начало. Инь и Ян в древних источниках обозначались: Инь – ''– –'', Ян – '' —''. Согласно легенде, древний правитель Фуси однажды увидел, как из Хуанхэ вышла на берег огромная черепаха, на коже которой были знаки, состоявшие из сплошных и прерывистых линий. Он истолковал их как знаки Инь и Ян и составил триграммы (комбинации из 3 знаков Инь и Ян); триграммы получили следующие трактовки:
Затем из триграмм составлялись гексаграммы (комбинации из двух триграмм (их 64)). Приведем традиционную таблицу гексаграмм (каждая из гексаграмм получается из пересечения триграмм – по горизонтали и по вертикали).
Гексаграммы использовались при гаданиях, когда нужно было предвидеть возможные последствия определенных действий или ожидаемые события. Так, до нас дошли примеры гаданий правителя, обращенных к Верховному императору. Задавались вопросы: "Прикажет ли император быть дождю?", "Прикажет ли император быть ветру?", "Выступаю против. Поможет ли мне император?" и т. д. Для гадания использовали панцирь черепахи, бросали перышки.[1] * Существуют различные варианты расшифровки гексаграмм. Ю.К. Шуцкий. Китайская классическая "Книга Перемен", М.,1960 – приводит некоторые примеры. Гексаграмма 15. "Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит свершение". 44. "Перечение. Сильная женщина. Не следует брать ее в жены." 28. "На иссохшем тополе вырастают цветы, старая женщина получает служилого мужа. Хулы не будет, хвалы не будет." 11. "Расцвет. Малое уходит, великое приходит. Счастье, развитие." 49. "Отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но понемногу наступит радость. Это благоприятствует вознесению жертв и молений." 51. "Божественное приходит под знаком действия. Свершение. Гром и молния – невольно зажмешь уши ладонями. Ха–ха! Хо–хо! Великое потрясение заставит человека вздрогнуть и зажмуриться. Ящерица кинется прочь, а тигр заревет – и проявится Божественная сущность." 43. "Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если будет опасность, то говори и от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь, куда вступить." Еще некоторые комментарии к гексаграммам: – "нет равных дорог без уклонов, нет уехавших и не возвращающихся назад", – "сначала неудача, потом веселье" и т.д. С другими вариантами расшифровки можно познакомиться в книге "Звезды и судьбы. Антология гороскопов", М., изд. "Золотой теленок", 1996. При комментарии к гексаграммам учитывалось следующее обстоятельство. Среди 64 гексаграмм 16 символизировали светлое, 16 – темное и 32 – темно–светлое начало. В гексаграммах выражается выражается взаимное влечение и взаимное отчуждение и их взаимопроникновение. Вот примеры: в гексаграмме цзи–цзи (37) вода находится под огнем, это противоречие; поэтому если при гадании выпадет эта гексаграмма, то это – предупреждение: ''неблагоприятно''. Аналогично, в гексаграмме гуай (43) черты, символизирующие озеро, помещены над чертами, символизирующими небо. Это ненормально. Поэтому, например, не рекомендуется действие, по поводу которого производилось гадание. Обычно гадали по двум гексаграммам.
Натурфилософия История философии показывает, что в Китае, как и в других странах, при формировании философии используются многие мифологические образы и представления. В начале I тысячелетия до н.э. в Китае складывается натурфилософская концепция, основные идеи которой получили долгую жизнь. Из мифологии заимствуются понятия Инь и Ян, которые получают более расширительную трактовку. Ян, светлое начало, выражало свойства неба, юга, солнца, дня, жизни, силы, мужской сути, нечетных чисел. Инь олицетворяло женское начало, север, тьму, смерть, землю, луну, слабость, четные числа. Инь и Ян противостоят друг другу, но одновременно и зависят друг от друга, взаимопроникают друг друга, что выражено в известной эмблеме. [ Приведем фрагмент из книги "Шан–шу": "Пять стихий: первая называется вода, вторая – огонь, третья – дерево, четвертая – металл, пятая – земля. Вода увлажняется и течет вниз, огонь горит и поднимается вверх, дерево сгибается и выпрямляется, металл подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, земля принимает посев и дает урожай. То, что увлажняется и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое". Считалось, далее, что существует эфир, состоящий из материальных частиц – ци. В результате действия на эфир Инь и Ян получаются тяжелые женские частицы (инь–ци) и легкие мужские (ян–ци). Взаимодействия этих частиц порождают пять первоначал: вода, огонь, дерево, металл, земля. Каждое из них имеет свои особенности и качества, отражаемые ощущениями. Среди пяти стихий особо выделялась земля, тем самым подчеркивалась важность сельского хозяйства. Первоначала переходят друг в друга: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода опять порождает дерево и т.д. На основе этих представлений объяснялись различные природные явления. Вот, например: "Светлое начало Ян находится внизу и не может выйти наружу; темное начало Инь подавляет его и не дает подняться вверх – от этого происходят землетрясения.("Го юй"). В основе традиционной китайской медицины лежало убеждение, что хорошее здоровье обеспечивается гармонией начал Инь (влажного, холодного, пассивного) и Ян (сухого, горячего, активного). Нарушение этой гармонии вызывает болезнь; для исцеления нужно восстановить эту гармонию. "Небо имеет шесть состояний ци, которые производят и порождают пять вкусовых ощущений, переходят в пять цветов, подтверждаются в пяти звуках, а избыток их порождает шесть болезней. Шесть состояний ци суть ян, инь, ветер, дождь, мрак, свет. Разделяясь они образуют четыре времени года; располагаясь в порядке, они образуют последовательность пяти (начал). А когда (одно из шести ци) в избытке, то возникает недуг. Так, если слишком много Инь, то возникает болезненный холод; если слишком много Ян, то возникает болезненный жар; если много дождя, то возникают болезни внутренностей; если слишком много мрака, то возникает безумие; если слишком много света, то возникает душевное расстройство ("Цзо Чжуань"). Высоко оценивается значение гармонии как соотношения разнообразного. Именно благодаря гармонии рождаются и развиваются предметы. Гармония разнообразного производит новое, а единообразие – нет. Когда нет гармонии "все перепутается и народ утеряет свои природные качества. Поэтому для поддержки этих (природных качеств) и создан ритуал". Уже в раннем периоде китайской философии проявляется ее специфическая направленность – подчиненность философии политической практике. Вопросы управления страной, отношений между различными группами в обществе, вопросы этики, ритуала – на первом месте. Натурфилософистские представления использовались, как рекомендации для организации общественной жизни. В книге "Щу цзинь" говорится о трех моральных качествах и использовании их в управлении. "Первое (качество) – (умение делать вещи) правильными и прямыми, второе – (умение) быть твердым, третье – (умение) быть мягким. (Когда страна пребывает в состоянии) мира и спокойствия, (ею следует управлять при помощи умения делать вещи) правильными и прямыми; (если она) упрямо не желает следовать (своему правителю, ею следует управлять при помощи) умения быть твердым; (если же она пребывает в состоянии) гармонии и следует (правителю, ею следует управлять при помощи) умения быть мягким. (По отношению к) вынашивающему преступные планы и непослушным (следует применять) умение быть твердым; (по отношению) к знатным и просвещенным (следует применять) умение быть мягким". Важным вопросом зарождающейся философии становится вопрос об отношении между небом и человеком, о месте человека в мироздании. В книге "Тайпин цзин", текст которой, по преданию, мудрец Юй цзи получил прямо с неба, пишется: "Небо – это великая сила ян, земля – это великая сила инь. Человек находится в центре, как все сущее. Небо непрерывно обращено к низу, его жизненные начала истекают вниз. Земля непрерывно получает от верха, ее жизненные начала сливаются с верхом. Оба начала соединяются в центре, поэтому человеку удобно находиться посередине". Натурфилософы говорили о том, что гармония неба и земли – источник жизни. в этой гармонии, однако, ведущая роль принадлежит небу. Отсюда следовал призыв поклонения небу. Эта идея широко распространяется в философии древнего Китая. Однако существовали и настроения недовольства, небом и скептические сомнения в роли неба в жизни людей. "Верховное небо, почему ты так жестоко к людям, почему ты лишило их пищи, почему везде голод, почему везде покинувшие свои дома? Почему Верховное небо так несправедливо? Почему оно творит такое зло? Почему оно лишило нас полной возможности жить?" ("Ши–цзин"). Тот, кто верит в волю неба, смотрит на человека, как на пассивный фактор. А как должно быть на самом деле? "Если владение стремится к процветанию, оно должно прислушиваться к народу; если владение желает гибели, оно должно прислушиваться к духам". (Цзо–чжуань). "Счастье и беды зависят от людей." "Зловещие явления возникают из–за людей. Если среди людей нет разлада, зловещие явления сами по себе не появляются." В древнекитайской культуре постепенно формируется представление о дао ("путь"), как некой безличной мировой закономерности, которой подчиняются и природа, и люди. Дао рассматривалось и как космический, и как нравственный принцип. К понятию дао обращались многие философские направления. В VI – III вв. до н. э. в Китае происходят значительные изменения. Развиваются производительные силы, применяются новые, железные орудия и инструменты в сельском хозяйстве и ремеслах, улучшаются способы обработки земли, появляется частная собственность. Единое Чжоуское государство фактически распалось. Приостановился процесс централизации, местные правители враждовали друг с другом. После нескольких столетий этой борьбы началась династия Цинь. Интересно, что само название Китай (China) происходит от имени Цинь (Ch’in). Социально–политические процессы отразились в расцвете культуры и философии, в борьбе различных философско–политических и этических школ (традиция говорит о "ста школах"). В стране было много "странствующих ученых, распространявших образование" (Ши–цзи). Вблизи столицы продолжительное время существовал "дворец науки", членами которого было больше тысячи человек. Более 70 "были пожалованы подворья, они занимали должности старших советников и, не участвуя в делах управления, участвовали только в обсуждении дел." (Ши–цзи). Среди множества обсуждаемых проблем на первом месте были: – управление на основе правил поведения или на основе закона; – управление на основе добродетели или на основе силы и страха; – древность и современность; – небо и человек; какова сущность неба? Духовна она или материальна? Составляют ли "небо и человек единство" или же "небо и человек разделены"? – название и сущность вещей и др. Рассмотрим некоторые из школ, оказавших наибольшее влияние на культуру и политическую жизнь Китая. При этом нужно заметить, что основатели их не всегда писали книги, изложение их взглядов дано учениками. Записи учеников сведены в книги, в которых обычно нет каких–то логически обработанных концепций, и которые представляют собой наборы изречений и поучений учителей. К тому же со временем идеи основателей школ у их продолжателей претерпевали изменения; все это вызывает трудности в изложении и оценке этих учений (например, сами китайские историки философии Ян Юн–го и Го Мо–жо дают различные оценки конфуцианства).
Даосизм Основателем его является Лао–цзы (старый учитель). По преданию, он родился в 604 г. до н.э., был историографом при чжоуском дворе. Исходные идеи этого учения изложены в книге "Дао дэ цзин". Центральное понятие этого учения – дао. Дао мыслится как всеобщая закономерность мира, первооснова всего существующего. "Человек следует (законам) земли, земля следует (законам) неба. Небо следует (законам) дао, а дао следует самому себе". Здесь видна определенная переоценка традиционного понимания роли неба; небо понимается, как составная часть природы, противоположная земле. Небо образуется из легких частиц ян–ци и изменяется согласно дао.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |